Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

это сила вещей. Например, в «Капитале» Маркса представлена эта сила вещей, выступающая в виде золотой куколки, заклю¬чающей в себе и любовь, и знание, и все другие атрибуты человеческой личности. Антитеза этой капиталистиче¬ской силе вещей, или цивилизации, есть союз творческих личностей, связь людей, культура.

Перестроив «я» в «мы», т. е. создав личность, можно делать художественное исследование («Башмаки»). «Зна¬ние» само по себе не дает понимания материала, но оно дает дисциплину, пройдя которую, личность постигает «других»; следовательно, знание является силой в твор¬честве лишь при наличии личности: через само знание ничего не узнаешь.

4 Декабря. Вчера приехал из Москвы. Дождьпосад¬ка. Ветер. Цивилизация является как сила внешнего при¬нуждения, культура начинается во внутри-личном побуж¬дении. Цивилизация действует через стандарт, культура создает детали. Наука первая пошла на службу цивилиза¬ции, и потому в широком представлении вся наука явля¬ется как бы ответчицей за стандарт цивилизации.

Решаю начинать собирание библиотеки. Едва ли будет Лева учиться, но я буду выбирать книги, имея в виду это¬го советского необразованного парня. Вместе с тем и сам буду читать с ним.

Манина отца мы прозвали, как некогда в Ельце предсе¬датель исполкома, не предусмотрев узнать имя покойного красноармейца, во время надгробной своей речи принуж¬ден был называть его «товарищ покойник». Мы же назва¬ли так Манина отца за то, что ее родные, когда она взду¬мала поступить на фабрику, а им нужна была в деревне работница, решились вызвать ее такой телеграммой: «при¬езжай, умер отец». Павловна, сама крестьянской приро¬ды, почуяла обман — вот ведь что, — почуяла, значит,

240

в деревенском быту так бывает, — и ехать Мане не велела, и вскоре оказалось, что отец ее жив-здоров. С тех пор мы и зовем его «товарищ покойник».

Хотя, как говорил Белый, закон (наука) «многочастен», но все-таки он безлик, потому что мы постигаем закон не в момент веления, а только в процессе исполнения, и о ли¬це, повелевшем «быть по сему», ничего не знаем. Конечно, существует личность ученого, открывающего закон, но эта личность не входит как необходимая составная часть в самый закон. Возьмем изобретателя термометра Реомю¬ра: ведь если сказать Реомюр, то всякий подумает о тер¬мометре, но не о творце его, потому что личность ученого умирает в открытом им законе и только имя механически присоединяется для обозначения факта. Напротив, в ху-дож. произведениях мы видим личность, переходящую в форму приписка: и создающую качеством напр., если скажут Рембрандт, то перед нами встает не термометр, как при Реомюре, а сам Рембрандт, личность творца, еще бо¬лее реальная, чем при жизни, и так все: Гёте, Толстой приписка: (даже Галилей: я умираю, а она все-таки вер¬тится!)^ Леонардо, Ницше; с другой стороны, бином Нью¬тона, Пифагоровы штаны, свеча Яблочкова: бином, свеча, штаны, но не личности. Я купил себе два реомюра, значит, два термометра, а если я купил себе два Врубеля, то это значит имею два зафиксированных момента худож. твор¬чества личности Врубеля. Возьмите луну, какой мы сде¬лали ее на земле: этот удивительный тазик существует не только для влюбленных, но, напр., зимой в лунную ночь, когда проходят волки по сяету…Приписка: Для художни-ка Жизнь на земле — это единство, и каждое событие в ней есть явление целого, но ведь надо все-таки носить в себе это целое, чтобы узнавать его появление в частном. Это целое есть свойство личности: надо быть личностью, чтобы узнавать проявление целого в частном.

Что же такое деталь? Это есть явление целого в част¬ном.

241

6 Декабря. Снег от дождей не растаял, но осел и оледе¬нел, сейчас идет мельчайшая крупа, все еще тепло и силь¬ный ветер.

Вопросы цивилизации и культуры сводятся к стандар¬ту и личности в производстве. Я этот вопрос пересмотрел в производстве кустарных и фабричных башмаков. Я при¬шел к заключению, что высокие мастера (волчки), артис¬ты, в новом стандартном производстве должны оставаться артистами и создавать модели для стандартного производ¬ства. От башмаков к искусству, к цивилизации и культуре. Капитал: необходимо сохранить личность для творчества качества. Искусство является хранилищем творческой личности. Личность в производстве есть трансформатор, посредством которого количество переходит в качество.

загеркнуто: Лицо и лигина… Лицо края

Белого надо понимать из Европы, где художники в от¬ношении цивилизации так же бессильны, как мы в госуд. колхозе. Игра на том, что мы назвались груздем (револю¬ция — факт культуры) — Полезай в кузов! — велит Белый

21 Декабря. Дождь. Посадка снега, но, может быть, даже и совсем сгонит.

В «тот голод» (как говорит Тарасиха) прошлое окину-лось как большая и настоящая жизнь. И когда торговлю дали, то радовались, конечно, не новому, а возвращению старого. Теперь эта половина жизни, советская, далеко вниз перетянула чашу весов и стала нам как хотя и под¬лая, но настоящая жизнь, а то что было до революции, то все призрачно.

23 Декабря. Если ты художник, то твоя аргументация должна быть средствами искусства, следовательно, если я написал и опубликовал сочинения в области худож. сло¬ва, то мне больше и нечем аргументировать. Но… обо мне молчат и проч. (Начало доклада Очерк)

Разгар писания «Корень Жизни» и вдруг отняли свет до Марта без всякого предупреждения. У писателей отня¬

242

ли, но оставили своей шпане. Не отсутствие света поколе¬бало повесть, а мое раздражение. Самые мрачные мысли. Вызвал Леву. Начинаем борьбу за электрическую лампоч¬ку. Обидно, стыдно… Впрочем, никто похвалиться лучшим не может, потому что если и есть «лучшее», то оно поти¬хоньку выкрадено лично для себя (у Якута горят лампы: это через ГПУ).

Народничество, толстовство или, может быть, право¬славие? или, может быть… (это чувство «люди»)… покло¬нился на площади: «виноват» (Достоевский); христиан¬ство Достоевского и Толстого — в каждом живом существе Бог… святая плазма трудящихся, рабочий, мужик угнете¬ние, народность и… природа (земля).

28 Декабря. Продолжается гнилая погода. Наст.

Сегодня закончил вчерне «Корень жизни» (Секрет мо¬лодости и красоты). Если только не окажется перегрузки в сторону оленеводства и описание этого будет читаться легко, то вещь будет очень хороша именно тем, что, не¬смотря на ее глубокое содержание, она будет читаться всеми.

Прочитал Дневник Соф. Анд. Толстой, ч. I. и так поду¬мал: — Если бы сама земля могла сознавать, что ее пашут, то заворчала бы, застонала, перешла бы на короткие свя¬зи и рождала на хлеб, а «бурьян». С этой точки зрения «освобождения» земли Толстого очень легко обвинить в допущении «эксплуатации» своей графини. Но тут надо что-то ближе знать. Вот, напр., Ефр. Пав. для всех достой¬нейшая женщина, но только я знаю, что в работе у нее ха¬рактер невозможный, как только она берется за лопату в своей огородной работе, она диктатор, восточный де¬спот, и возле нее все рабы, притом она читает мораль, за¬носится и Бог знает что! с ней работать невозможно, и я предпочитаю делать свое дело, уверенный, что оно даст в тысячи раз больше даже в смысле кормежки, чем ее ого¬род. Со стороны же кажется, будто я, как Толстой, сочи¬няю, а она все делает. И даже тот упрек, что Толстой при-

243

ходил к ней для «послесловия к «Крейцеровой сонате»» (на это она жалуется), весьма возможно, если бы знать подробности, было необходимым звеном в их борьбе, впол¬не возможно, что это было единственное средство восста¬новления мира с ней; и даже пусть она бы в этом акте, как часто пишет, не испытывала наслаждения, — ей наслаж¬дением было испытывать свою победу во время акта.

М.М.ПРИШВИН ДНЕВНИКИ

1932

1933

1934 1935

Рождество (7 Января—25 Декабря). Стоит без дви¬жения ровная на точке замерзания погода чуть ли не ме¬сяц (в жизни своей не помню). Под Рождество на палец пороша. И порхает-летит весь день легкая-легкая: дунь ветер — все снесет. В Бобошине на охоте. Убили зайца и тетерева. Радость в темноте: огоньки и дым из труб.

Вырождение начинается с мужика, потом попы вы¬рождаются, а до баб еще долго не доходит.

Егор — пушник (культура жульничества и вранья — егоровская). Баба его буковатая. Котенок лезет. — Ну тебя к шуту. — С печки: — А шута теперь нету. — Где же он? — В лесу. — А где в лесу? — В земле.

Попа не приняли: требует пирогов и по-матерному ду¬ет. У Тимофея корь, мы у Егора. — Не пойду: у него хорь.

Рассказы Тимофея о последней борьбе единолични¬ков: ЦЫК сы-сы-ры.

10 Января. Вчера с Петей убили зайца (я из-под него); другого гоняли с Бутузом весь день и подстоять не могли.

Раньше охотничье общество бездельничало, Бутурлин, напр., писал «еще и еще о гнезде бекаса», но зато в нем бы¬ли любители и знатоки охоты. Теперь личностей в охот¬ничьем кружке нет, но зато для государства заготовляется много пушнины.

11 Января. Читал Чехова «Черный монах». Явление личности сопровождается разрушением среды близких (семьи). В этом рассказе представлено разрушение от не-совершенства личности, так что оставляется возможность,

247

что личность, возвышаясь, поднимает за собой и среду близких (семью): Толстой, Розанов — как в «Черном мо¬нахе», но процесс замаскирован удачей (сдобрен славой и деньгами).

Остается набело проработать четыре главки повести «Корень Жизни», дня на четыре и конец. Ух!

Мне остается теперь сделать одно только маленькое последнее несущественное признание о своей нынешней жизни, наполненной моим любимым делом и часами отдыха в своей семье, — я скажу прямо: жизни сравни¬тельно с другими очень счастливой. Но, конечно, я не бес¬смертный олень с несменяемыми костяными рогами, мне приходится и теперь иногда очень расстраиваться, коле¬баться, и во всем сомневаться. Тогда я замечал за собой, что непременно как бы какая-то посторонняя сила приве¬дет меня к той скале, — помните? как я рассказывал: ска¬ла, если прилечь на нее, как сердце чуть-чуть постоянно колышется. И я, как в молодости, точно так же и теперь ложусь на эту скалу и через сколько-то времени я уже не я, нынешний сильный и отлично устроенный человек, я — прежний молодой человек, ясно вижу до мельчайших подробностей все, что было двадцать лет тому назад в ви¬ноградной куще, и по-прежнему с болью великой этой скале, этому камню как самому близкому другу своему говорю: — Охотник, охотник, зачем же ты ее тогда не схва¬тил за копытце?

На полях: Весенний туман, когда олени сбрасывают старые рога — я тоже, как олень, все с себя сбрасываю. В тоске ищу…

25 Января. После сильных «крещенских» морозов се¬годня метель. Занимаюсь перепиской и чтением «Корня». Отправка Феге. Вчера читал у Тальникова. Вещь в целом мне все еще не ясна. Всех, кажется, останавливает, что от женщины взяли лишь голубой свет «Анна Ивановна по¬лулежала на кушетке» и голубой светвопрос: как разре¬шается и возможна ли встреча: так же разрешается, как

248

и свет: голубой свет предшествует солнцу, следовательно], не Анна

Скачать:TXTPDF

это сила вещей. Например, в «Капитале» Маркса представлена эта сила вещей, выступающая в виде золотой куколки, заклю¬чающей в себе и любовь, и знание, и все другие атрибуты человеческой личности. Антитеза