Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

же предста¬вителем целого мира, как и ромашка, но тут надо, вероят¬но, разум как явление целого, и разум

До сих пор еще ни один поэт не посмел так освоить до¬стижения разума, чтобы неразумные поняли этот свет так же просто, как солнечный, и перестали думать о деятелях разума как о заговорщиках против их естественного бы¬тия. Загеркнуто: Но поэты должны в конце концов пока¬зать нам всем, что разум тоже естественный, что разум тоже «природа». Или, может быть, не в поэтах тут дело, а в жизни, чтобы… Но, скорей всего, не поэт виноват, а оагеркнуто:жизнь вредитель жизни, Кащей Бессмерт¬ный, направляющий достижения разума для своего част¬ного пользования.

Старику, чтобы видеть новое, нужно очки надеть, а мо¬лодому для понимания прошлого нужен бинокль. Но ред¬кий старик надевает очки, и еще реже молодой человек догадается в том, что если он не разберется сам в прошлом опыте, оагеркнуто: прошлое оно рано или поздно схва¬тит его самого своей мертвой рукой.

Покров — весенний деньсолнце — вальдшнепы: сов¬сем апрель, только тихо в лесу: ворон крачет, да человек кричит где-то, да самолет рычит, да синичка пищит.

На другой день тоже ясно, только сильный мороз, а там пошли опять дожди.

18 Октября. Туман стал расходиться только к обеду и то сверху: там показался бледный кружок, а потом стал как луна, а когда это стало солнцем и бросились лучи, то в лесу все еще был туман, и лучи в лес прошли сквозь ту¬ман…

311

23—28 Октября. В Москве. Переписка «Отцы и дети». Получение машины (26-го). Шофер Пав. Сем. Супко. Раз¬говор о собственной машине. Привели машину в Загорск.

30 Октября. Назначение акад. пенсии. В 10 у. выеха¬ли с П. С. Супко, Левой, Петей в Москву, там забрали паек, купили бензину, захватили Галину и в начале 4-го обеда-ли в Загорске.

31 [Октября], Умерла Теща.

1 Ноября. Ученье в городе.

2 Ноября. Супко, Лева и Петя и я ездили в Москву за бензином. Завколонкой «смахлевал». Всеобщая готов¬ность к жульничеству. Не забыть тип коменданта завода: маленький бюрократ, нахал в рабочем стиле, т. е. вытяж¬ка оагеркнуто: скверного грубого из раб. среды, — про¬дукт разложения деревни (легион их); нельзя кричать на него и грозить ему (вскроешь в себе господина): надо ула¬живать и собирать против него материалы постепенно.

3 Ноября. Поправил окончательно «Отцы и дети». Го¬товлюсь к выступлению перед микрофоном для детей о Бе¬ломор. 10-го в 5 веч.

Конспект рассказа. 10 стр.

1) — В этом году, милые дети и внуки мои, мне минуло 60 лет от роду, я — дедушка (Михаил Михайлович При¬швин) и полжизни, 30 лет, я пишу оставка: для взрос¬лых. Для детей писал я только маленькие рассказы, кото¬рые многие из вас знают. Первая моя книга называется «В кр. непуг. птиц», в ней описывается оагеркнуто: тот самый Онего-Беломорский, или Выговский край то мес¬то Карелии, где прошел теперь знаменитый Беломорский канал, соединяющий моря Балтийское и Белое. Вот как в то время я описывал природу этого дикого лесного края. Рассказ. «В кр. неп. птиц». 2*/2 стр. Остается 61/2.

2) Город Повенец казался прежде очень далеким: По-венец всему свету конец. Теперь Повенец — дв. пут. Мой

312

Повенец: уши медведей. Первый шлюз. Васильки и озеле¬нение. Все о шлюзах. Удильщик.

3) Осударева дорога или Водораздел.

4) оагеркнуто: Слет: Перековка пахана.

5) Телекинка.

6) Выг-озеро.

7) Надвоицы.

4 Ноября. А. Жид — не больше, как показатель разло¬жения, и сам, конечно, маска на шесте, вроде Белого. Я не верю вообще ни в какие заявления верности сов. власти и даже напротив: всякое такое заявление есть заявление о своей пустоте. Явление СССР есть факт вне чувств лич¬ных, вне всяких иллюзий и нуждается в искусстве только для агитации. К СССР можно примкнуть только скрытно, в деле потонуть с надеждой на воскресение. А они примы¬кают «именами», как это было бы глупо, если бы это за правду считать! Крайний пессимизм переходит в опти¬мизм непременно: не здесь, а «там», и такое все христи¬анство с его «деланием» иной жизни, чем какая есть. За¬дача христианина — вызвать в другом охоту к делу через выявление в нем личности. В социализме настоящего вре¬мени задачей является поставить личность перед необхо-димостью (свобода есть сознание необходимости: «кровь из носа, а давай!»). Христианские птицы, как гуси, летят треугольником, советские фалангой. В христианстве лич¬ность (гора сдвинется), в социализме необходимость (го¬сударство: «[кровь из носа]»). Культура «личного» привела к либерализму, разложению государства, и отсюда воз¬вращение к необходимости (фашизм на западе, больше¬визм на востоке). Итак, разложение культуры личного привело к необходимости явления внеличного («кровь из носа» и проч.).

Мы все перестали ходить друг к другу «в гости».

Но это все нас в ужас не приводит: Пройдет год-два, — изменится оно; Как ни нелепо наше сусло бродит, В конце концов является вино.

(Фауст. II ч. Мефистофель).

313

Не стану, дети, спорить с вами: Черт стар, — и, чтоб его понять, Должны состариться вы сами.

Природному — вселенной мало всей, Искусственное ж требует пространства Закрытого.

(Гомункул).

9Ноября. Лада прыгнула на грудь Б[острему], облиза¬ла его губы, нос, бороду, а он даже и не вытирался; веро¬ятно, добрейший человек, он был очень растроган этой бурной лаской и говорил мне: — Вот, Михаил Михайло¬вич, у этого животного надо учиться понимать мир как органическое целое.

Тема для разработки: всякая нравственность, истека¬ющая как догма, коренится в каком-то органическом не¬достатке преподающего ее человека. Рассмотреть под этим углом зрения мораль Толстого, Гоголя, Достоевско¬го («Дневник писателя»).

Знаю многих евреев, похожих на русских, и лично я да¬же не обращаю на это никакого внимания и не вглядыва¬юсь, но чтобы Солодухин оказался евреем, — это меня по¬разило. Представьте себе гиганта блондина в военной форме…

7-го утром летел снег, вечером был дождь. 8-го — снег и 9-го снег, с 9-го на 10-е мороз, и так 10-го была порошка, неважная, но следы зайцев и белок, вглядываясь, можно было понять в лесу. Охотился самостоятельно на сине-ручку. убил двух. Интересный момент, когда в бинокль поймаешь белку. Всякая охота интересна одинаково, по¬тому что всегда содержит в себе находчивость, смекалку и награду за это счастьем. Надо только войти

9-го был в ГИХЛе. Организуется поход к Сталину для освобождения ГИХЛа из Огиза.

С автомобилем вышло вроде счастливого случая на охоте. А я-то и не знал, что просил. Я думал, много ма¬шин, хватит, а их нет, и учреждения ждут годами. Маши¬

314

на дана как демонстрация нашей власти — что, мол, у нас только и понимают, какое значение для государства име¬ет худ. литература. Дальше стало мне как хорошему пан¬тачу: если пантач нарастит раньше панты, его раньше вы¬пускают в парк, а если раньше в парк, он к гону сильнее, если лучше вынесет гон, лучше перезимует и еще раньше нарастит панты. Так вот и если у меня автомобиль, то… все пойдет как у здорового пантача.

Подходит пора сокращения в мыслях и чувствах в том направлении, чтобы ясно и просто было и, главное, до дна: чтобы ведро, опущенное в колодец за водой, тукалось о дно…

14 Ноября. Суббота. Закончена книга «В краю н. п. (Беломорский канал)».

5 ут. Сколько лет я носился с правилом: «приспособ¬ляйся, оставаясь самим собой», а сейчас начинаю думать, что всякое приспособление к жизни идет за счет самого себя, если же человек приспособляется, оставаясь самим собой, то эта «перековка» совершается в том смысле, что «сам» обращает свои подковы в обратную сторону своему движению и так обманывает тех, кто за ним гонится. Мо¬жет быть, так надо понимать настоящее жизненное при¬способление, что такой человек в своем движении вверх сбрасывает балласт… Так или иначе, но каждый, и даже последний мошенник и честный дьякон-интеллигент, разбивающий себе лоб кадилом в угоду «новому», про се¬бя думает, что это он «сам». Вот ввиду-то всего этого у не¬которых является страх к приспособлению, и они в своей жизни теперь ничем не отличаются от старых раскольни¬ков (Разумник Вас. Иванов) (Рассказ о девушке-скрытни-це).

У2 6-го с Коптелиным вышли на зайцев. Бутуз не го¬нял. Целый день — до 1/2 6-го вечера прошлялся. Лес зава¬лен снегом, но на дорогах под снегом грязь и вода. Вечер солнечный и до 1/2 6-го светила заря.

Думал о качестве человека нашего времени и теперь: вот как очевидно, что ни от радиопортной Сидоров»),

315

ни от самолетов это качество не улучшилось, и ведь это не по догадке и под влиянием идей, а на глазах совершилось; зато выросло дело, в которое и уходит все качество чело¬века.

Тема: некто выиграл машину и стал собственником ее. Ему нельзя применять ее для наживы. Жена стала ухажи¬вать за ней, как за животным, но громада не слушалась ее и стояла. Второе: как безучастно относились к машине шоферы, которые любили машину только через профес¬сию: собственник и общественник. «Душа» машины.

12-го с Петей я в первый раз проехал на машине без то¬го болезненного волнения; проехал по городу, базаром, по шоссе, лавировал, завернул. Вероятно, ездить буду. Найти шофера Цветкова (в почтовом гараже).

Хорошо бы на работе своей о канале надписать: «Доб¬рый папаша, к чему в обаянии…» И я бы написал, но мне это нельзя теперь, и я пишу так, что Ванюшка остается в обаянии. И так надо и так хорошо, что я не могу: Ванюш¬ка должен расти в «обаянии»; правда извне пересиливает мою личную правду, превращая ее в балласт: я сбрасываю этот балласт и через это действительно делаюсь «сам» и выше лечу… («приспособление»: ?).

Бог — это все, что есть, а черт — все, что кажется. Бог — это образ сущего, черт — образ ничто. Бог — правда, черт — обман.

Всякий художник непременно имеет дело с Мефисто¬фелем.

Написать Молотову: Глуб. тов. Молотов,

оагеркнуто: я получил машину с Вашего разреше¬ния я приобрел машину и начал с ней делать свои опыты. Уверяю Вас, что только после получения машины я узнал, какая нужда в них и сколько учреждений дожидаются долго своей очереди. Но я Вас уверяю, что Вы не ошиблись, считая меня как писателя тоже за «учреждение»: я кое-что сделаю при помощи этой машины, и в моих руках она будет сохранна.

316

Своим широким пониманием значения деятельности писателя Вы меня очень обрадовали, примите мое ис¬креннее и глубокое уважение.

Ночью в жертву человеки Приносились, стон стоял, Мчались огненные реки, — Утром был готов канал

(Фауст, часть II).

На полях: Женщина игрушка

16 Ноября. Лева вчера привез охотников собаку про¬бовать, а ночью поднялась страшная снежная метель. Ок¬на все разубраны и занесены.

Разговор с Б. о пантеизме и «да будет воля Твоя!»

Из тех, кто говорит «да будет воля Твоя!», только того я пойму,

Скачать:TXTPDF

же предста¬вителем целого мира, как и ромашка, но тут надо, вероят¬но, разум как явление целого, и разум... До сих пор еще ни один поэт не посмел так освоить до¬стижения разума,