Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

время предложил мне создать фильм, отражающий природу именно в моем понимании. Вместе с тем, я также знаю, что одно лицо, чрезвычайно авторитетное для нас с Вами, высказалось о необходимос¬ти создания действенного пейзажа как раз в том духе, как это делаю я. Вследствие всего сказанного прошу Вас на¬метить о моем творчестве статью, все равно для меня, за или против, но дающую мне импульс к творчеству и отве¬ту, содержательную, а не пустую, сознательно умаляю¬щую значение моего творчества и по своей бессодержа¬тельности и совершенной бездарности не позволяющую мне взяться за ответ.

Постановили: Не посылать этого, а послать Леву.

Закончен у Лукина «Колобок».

Вечер Литвинова. Спокойное отношение: будут крепко цепляться — да, нет — и нет: на нет суда нет. Кому «Жень-Шень»?

1) Сестре Анне Артем. Свечиной за чудесное исцеление руки +

2) Алекс. Арк. Литвинову +

3) Екат. Русаковой

Ваше письмо об этой вещи понимаю как от Марьи Мо-ревны и в свою очередь, Катеринушка в Красной шапочке, примите легенду мою о Жень-Шень себе как завет от Ива¬на Царевича оагеркнуто: найти оагеркнуто: беречь свой Жень-Шень.

358

( 4) Борисову Троф. Михайловичу. 15) Арсеньевой Марг. Ник.

25 Февраля. 9-я процедура и последняя.

Филимонов зарвался: Шумяцкий понял так, что ЦК обращается к Пришвину дать природу на фильм, а за дело берется сценарист средней руки. Мне Литвинов понра-вился. Я решил сделать опыт и отложить тему дороги. За 2У2 месяца (1/2 июня) вещь должна быть окончена.

Загеркнуто: Либретто: «Природа» и враг (японец): первое и наверху и у меня, второе лишь наверху.

27 Февраля. В 1 ч. д. предстоит разговор с Шумяцким и потом с Литвиновым. 1) Отстранение Филимонова: я бу¬ду сам: выйду из своей работы, поеду на съемку, словом, до конца работаю (арт. подготовка к «сумме»). 2) Фильм посвящен природе и охоте Приморья Уссур. края, вклю¬чая в обстановку действия и чувство близости врага. 3) Ис¬ходным материалом для сценария берется сочинение автора «Новая Даурия» и «Корень Жизни». Историч. об¬рамление: война 1905 г. — строит. 1934 г. Приписка: 29 20 + 29 = 49 л. 4) Режиссер Литвинов 5) Технический кон¬сультант 6) 1-го Марта Литвинов у меня с консультантом.

Тема.

Природа южно-уссурийского края в историческом об¬рамлении войны 1905 г. и тревоги на границе с Маньчжу¬рией в последнее время.

Внутренний план: жизнетворчество в образе корня жизни Жень-Шень.

Более широкий план: напряженный ход строительст¬ва, передаваемый изображением пантового хозяйства от 1-го пойманного дикого оленя кончая современной науч-но-опытн. станцией.

Еще более широкий план: природа приморского края как условие строительства, враги и друзья пантового хо¬зяйства: тигр, барс, красный волк.

Обрамление: Тигровая сопка во Владивостоке.

359

1 ч. дня. Сговорились: Шумяцкий, Орликова, Литви¬нов: 3-го Марта окончательный договор с директором. Над Литвиновым тяготеет подозрение в документализме (или натурализм, а надо реализм). Каганович будто бы сказал, что нам в кино надо дать кусок земли, которую «сов. гражданин должен любить и за нее стоять и пока¬зать ее иностранцам не стыдно». Как раз тут вот и есть мое Приморье. «В общем» только сейчас понимаю, что за¬каз ЦК мне фильма есть событие.

lMapma. Разбирая с Пястом Бальмонта, я вспомнил из Белого («Начало века») о том, как Брюсов, оскорблен¬ный, побил Бальмонта и как на другой день Бальмонт пришел к Брюсову: «добр!» — сказал о нем Брюсов Бело¬му. Так вот и я сказал Пясту теперь: «он — добрый». Пяст принялся хохотать, удивленный, что на Бальмонта можно смотреть с этой стороны. И вообще качество «добрый» ныне выцвело, как, бывает, красный флаг становится от времени белым: добрый теперь почти значит слабый.

Вчера в лесу встретился человек с рыночной корзинкой и остановил меня: — Я, — сказал он, — целый год искал встретиться с Пришвиным: правда, что вы сказали, что от нас, от черни, от простого народа одна лунь останется? Позвольте, гражданин Пришвин, ведь я тоже защищал планету: у меня и бок, и нога болят от войны. Мне гово¬рят: «твоя война империалистическая», а я им отвечаю: это все равно, человек идет на войну не по своей воле, все равно я планету защищал, получил рану, и на вот: одна лунь. А как верно вы сказали, будто вырезано: останется одна лунь.

Наполях: Я за планету воевал

Обсуждали с Любой разделение людей нашего време¬ни на бесчувственных (строителей) и терпящих: нужда бесконечная! Дальше и дальше отходит «народ», глуше и глуше жалобы, все это замирает вдали… Спасайся сам! Всякий слабый за твою доброту ужалит.

Экспозиция: Тигровая сопка от тигра до апофеоза труда.

360

Действ, лица

Сапер-химик 20—45 л. Илья Астахов (с Арсеньева) Невестаженщина превращается в Хуа-лу — олень-цветок

Лувен — искатель корня жизни Шесть маньчжуров

Пациенты Лувена: разные народности Дальнего Вос¬тока.

2 Марта. Вчера вечером у Бострема поднялась тема о жизни на лезвии между луною и планерами: если с лу¬ною, то проваливаешься в прошлое, если с планерами, то теряется то высшее чувство мира как целого с конечным своим заключением: «да будет воля Твоя!» И так вот жи¬вешь на острие, как акробат, по чувству утраты, пустоте догадываешься, что клонишься в сторону дельцов, или, наоборот, поднимается сочувствие к безвинно терпящему человеку с гневным протестом вплоть до готовности к кон¬цу и возмездию… если взять анализ чувства, возникающе¬го при управлении машиной и работе на огороде, да будет воля моя и да будет воля Твоя, то это как раз и выразит нынешнюю антиномию.

Вопль земли достигает все-таки верхов, и одним из от¬ветов на это, вероятно, и есть попытка расширить темати¬ку литературы включением «природы».

3 Марта. Лорх Александр Георг. Улица Новослобод¬ская, д. 31, к. 24. Агроном-картофельник: приходил за со¬ветом ко мне как к автору лучшей книги по картофелю, написанной 30 лет тому назад; почему радио, аэроплан за это время выдумали и еще больше — государственный ме¬ханизм советского строя, но книга моя по картофелю так и осталась единственной?

Вчера был Литвинов с помощником и репетировали роль мою на сегодня. Я выступаю как путешественник: сколько времени исследовать, столько же и собираться. Через две недели — черновой сценарий, а они: — органи¬зованная группа во главе с человеком, который будет сно¬ситься со мной.

361

Мой метод работы: сценарий должен быть произведе¬нием словесного искусства, но не шпаргалкой для режис¬сера. Я работаю с режиссером и труппой, начиная от этого заседания кончая постановкой.

Приписка: Арсенъева Марг. Ник. Владивост., Федоровская, 7, кв. 4.

Дело с кино покончено: я в седле. Пункт б) параграфа 1-го договора принимаю как свидетельство историческо¬го поворота в отношении искусства: «…показ без нарочи-той предвзятости и голой агитационности; идейность произведения должна вытекать из его внутренних худож. свойств». Ефр. Павл., услыхав это, ахнула и сказала: — Вот бы так и во всем: кому нужно мученье людей в этих ма¬леньких колхозах? пусть бы остались большие и образцо¬вые, а маленькие жили бы как знают, и у них от большого само бы по себе все переменялось к лучшему. Да верно раз у вас наверху перемена, это и до них дойдет.

Разговор с Шумяцким о кинозайцах и многолетней борьбе с ними за идейность фильма.

Первый зевок на представлении.

Сюжет для рассказа: девочка, выросшая в городе, услы¬хала в граммофоне пластинку, в которой между прочим поет канарейка; услыхав канарейку, городская девочка, зная, что всякий раз перед пением в граммофоне заводит¬ся пружина, спросила: — А кто птичку завел?

Видел, как маленькие дети на улице смотрели на солн¬це, под которым ветер нес облака: детям казалось, что солнце мчится и то ныряет в летнее уже, кучевое облако, то вырвется и летит по голубому. Дети заметили даже, что облако это новое, не как зимой, и восхищенно смотрели на небо и обсуждали все вместе.

По-видимому, людей мучить можно сколько угодно: поэзия остается в детях, в зародышах…

Приступая к мысли о чем-нибудь серьезном, нам те¬перь необходимо, как при запоре, касторку принять: осво¬бодиться от «незыблемых» начал, усвоенных в либераль¬но гуманное время.

362

4 Марта. Удачно начал переделку повести в сценарий. Оставить для решения вопрос: верно ли, что всякую дра¬матургическую вещь лучше всего написать как чисто ли¬тературно-художественный жанр (повесть, рассказ, по¬эму), и уже после создания этого найти драматургическое ядро и дать сценическое оформление?

Конец думаю вывести к пониманию зрителем в строи¬тельстве оленьей фермы всего нашего строительства с до¬гадкой, что Япония находится близко. И закончить над¬писью: «Ни пяди чужой земли не берем и своей не отдадим ни вершка».

Вечером Петя приехал.

5 Марта. Разряжали, заводя, Машку и накатывали: 30 килом. Чувство тревоги всегда сопровождает шофера, а если она его оставляет, то скоро бывает аварияВообще скоро перейдешь к деловым поездкам…

Пристрелка маузера: постоян. мушка на 70 мет., тогда на 100 шагов бить полной мушкой под цель (испытать), на 70 шагов — 50 — 30 мелкой мушкой под цель

Работа над сценарием: человек вынужден оставить свою родину и создать новую. (Новая родина).

Как бы ни старался вести себя человек, все равно дру¬гому человеку остается от него такое, чего он сам не знает в себе, потому что не в состоянии посмотреть холодно на себя со стороны. Он только может узнавать это, расспра¬шивая, и вести себя потом, считаясь с этим, но обо всем ему никогда не узнать, и всегда, может быть, явится такой человек, который в нем увидит такое, чего никто не видел. Надо жить, помня всегда об этом «всевидящем» глазе.

6 Марта. К лыжам липнет снег, лисицу нельзя обло¬жить. Продвигаю 1-й акт. Читаю сценарий «Крестьяне» про колхоз и свиней: нет языка, нет воздуха, но зато мно¬го страшной правды.

7 Марта. Утром закончил 1-й акт. Знаю, что напишу хорошо, но сказочно, оагеркнуто: слишком поэтично

363

и тонко: возможно, что выйдет не ко двору и лучше зара¬нее быть готовым к провалу. Но работается чудесно.

После работы три часа бродил в снегах на солнце. Ве¬чером наметываю второй акт: любовь.

8 Марта. Пасмурно. Теплеет.

Второй акт набросал. От Левы: соглашаются на 20: пусть бы и соглашался, а то ведь медведь не убит. Важное известие: Авербаха бахнули! Вечером был у Григорьева: какой умный человек и живет впустую! Узнал, что Семаш¬ко засел в «Детгиз». Замечательная статья Бухарина о со¬временных идеях Запада и проч.: ни дать, ни взять то, о чем говорит «беспредметник».

До поездки к Дуничке: 9,10,11,12,13 = 5 дней; хорошо бы за эти дни начерно сшить весь сценарий.

9 Марта. Пасмурно, весенеет.

Работа над 3-им актом. Писатель над чем думает, то са¬мое он и есть на то время, пока пишет, а кто он, когда не пишет, что остается в нем вне воображения, в этом его обыкновенно не судят (разговор с Пястом: Бальмонт до¬брый — смешно; тут улыбка снисходительная, но есть пакостники, — в этом остатке обывателя в

Скачать:TXTPDF

время предложил мне создать фильм, отражающий природу именно в моем понимании. Вместе с тем, я также знаю, что одно лицо, чрезвычайно авторитетное для нас с Вами, высказалось о необходимос¬ти создания