Скачать:TXTPDF
Дневники 1932-1935 гг.

вышло это, конечно, от Достоевского, а через Достоевского из христианства, а через христианство из культуры всего че¬ловечества с древнейших времен.

21. Своя машинка. Кустарь стоит на своем, без личного отношения он не работает. При переходе на большое про¬изводство он прежде всего как кустарь ломается в отно-шении к материалам и орудиям производства: все это да¬но, все это не его, а казенное. В этот момент кустарь похож на аскета, у которого исчезла цель его поста: аскет пьет, гуляет и пляшет; так и кустарьбывший скряга

22. Деревня Монастырка и другие обезземеленные и втянутые в большое производство: конечно, мужики все тащат в свой дом.

Герасимовой: Вы взялись за тему, которая жизнью еще не разрешена, как Вы можете окончить борьбу на бумаге и выяснить нам темное, если в жизни только начинается борьба за это.

Для меня интернационал рождается в творчестве: не все ли равно, Фет русский или еврей?., если я вижу еврея на улице или немца, я вспоминаю себя как русского, но ес-ли я читаю стихи Фета, мне и в голову не приходит, что будто бы Фет был евреем. Сущность всякого творчества и есть в преодолении местного, национального с тем, что оно встает в свете универсального: творчество есть страш¬ный суд бытия: местное бытие встает перед судом универ¬сального сознания.

18 Июля с Чувиляевой Любой и Павловной ездили в Переславль.

Озеро Плещеево — это действительно мое родное озе¬ро, моя родина. Не было никаких новых впечатлений, но был я у своих и спокойно радовался. В деревнях тоже и тут нигде хлеба нет, и тоже нельзя достать молочных продук¬тов. И тут тоже, как и под Загорском, огромное сокраще¬ние коров и лошадей, а может быть, и запашки. Вообще люди живут заметно хуже и хуже.

441

23. Фордизм и лаптизм: «лаптизм», очевидно, направ¬лено против инженера Лапина. Завод Газ хватал мужиков целыми деревнями и бросал их в работу американских машин. Напр., подрезка блока цилиндров: мужик должен отвинтить срезанный блок и привинтить новый, в то вре¬мя как машина движется. Похоже на «топчаг»: лошадь должна переступать, а от этого вертится молотилка. Не только деревни, но и целые города бросались в топчаг. Получалась двойная жизнь: одна жизнь новостройки, где машина, механизм строительства диктует свои условия и образует картину движения вперед (напр., Мурманск, Хибиногорск); другая в старом городе, где на фоне старо¬го, утраченного выступает советская служилая мелкота: в выходной день летом в жару это похоже на громадный птичник, где тысячи белых петушков с красными гребеш¬ками и тоже белых курочек так тесно идут по главной улице [толпой], что машины, продвигаясь тихонько, по¬стоянно гудят. Бросается в глаза, что все курочки без чул-ков, на босу ногу, но в башмачках, часто лакированных и с французским каблучком, сбитым на бок: петушки в ке-пях и если видят человека в шляпе, усмехаются и кричат: поп! — и на бородатого: Шмидт! Но пожилых людей на улице в выходные дни почти вовсе нет: у них сил не хвата¬ет выйти на улицу, молодежь движется за счет своих мо¬лодых сил.

24. Еврей-фордист: очень в курсе современности и чув¬ствует венец творчества, созданный интернационалом; но у него нет того, что должен преодолеть в себе творческий человек на пути к интернационалу: ему «идеи» как бы да¬ром даются (на заводе нет фордистов-рабочих из евреев, зато администрация кишит евреями, и так всюду). То ор¬ганическое, национальное, что преодолевает в себе чело¬век на пути в интернационал, еврею представляется со стороны как «лаптизм». Лапину, однако, в борьбе со своим лаптизмом не так легко пробиваться на поверхность зре¬ния, как еврею-фордисту, он часто должен делать уступки в своем движении, и эти уступки считают, зачисляют и до¬казывают ими вредительский «лаптизм». Сила евреев —

442

их сплоченность — на заводе является слабостью: вокруг даровитого сильного еврея нарастает мелкота, создающая склоку, в нее вовлекаются, конечно, и русские — тут все в «скорости»: фордизм — иное время, и вот можно лететь в этом времени лично: головой, а не сердцем. Интересно, что Лапин награжден орденом Ленина и в центре имеет значение: вероятно, в партии «лаптизм» иначе понимает¬ся, чем на Газе. Так и мой «биологизм», в сущности, при¬знавался «лаптизмом», а теперь уже иначе трактуется: это борьба, в которой побеждает в конце концов, вероятно, здоровье.

25. — Встреча машин транзитных и потом одна кры¬лышки распустила, стоит, сверкает: полногрудые дамы цветы собирают. Производство и потребление.

26. — Штурмовщина и партизанщина в условиях фор¬дизма.

27. — Можно считать за правило, что если все напада¬ют на одного, значит, он хороший человек.

28. — N говорил: — При таких неполадках, во что об¬ходится народу автомобиль? Это можно видеть по сниже¬нию жизни в колхозах: посчитать скот, лошадей, — всего меньше.

29. — N говорил о правде войны и ее необходимости: войнакорректив направления жизни народа: подлость человеческая так велика, что, к сожалению, война (и ре¬волюция) долго еще будут быть коррективом. И только под угрозой войны реализуются наши лозунги: вот откуда являются силы, в конце концов исправляющие линию не¬правды.

21 Июля. Пригласили читать на 11-м заводе «Произ¬водственный очерк».

Все говорят, будто Химтрест…

Решаюсь напомнить Вам, глубокоуважаемый И. В., что я в письме к Вам два года тому назад обещался написать книгу о зверях в плане нового строительства. Я это делаю и решаюсь послать Вам книгу с благодарностью за скорый отклик Ваш на мою просьбу о помощи в житейской нужде.

443

Дупеля: жировые с 1-го Сент., пролетные с 11—12 две недели.

22 Июля. NB 26) Новый желанный тип человека (в пьесе «шофер») — это в противоположность штурмови¬кам и партизанам: соединить партизана (Парышева) с ла¬тышом (Волопиным). Конвейерсмерть штурмовщине, но у нас и конвейер взяли на штурм: в начале месяца кон¬вейер стоит, в конце так идет, что все число выгоняют, хо¬тя, конечно, в этих машинах потом поют соловьи.

Спидометр. Гибкий вал — это стальной тонкий прут, вложенный в прочный чехол, в котором он может свободно вращаться, один конец этого гибкого вала вкладывается в гнездо, которое движется вместе с движением автомо¬биля: сколько раз повернется колесо, столько в километ¬рах покажет и счетчик (спидометр). Когда мы заметили, что счетчик у нас не работает, осмотрели мы гибкий вал и нашли, что квадратно обделанный кончик его свободно ходит в гнезде и не вращает спидометр. Тогда, удивлен¬ный этим, я спросил Генрихсона: — Странно, ведь квадра¬тик высекается машиной, и, значит, одинаково у всех пру¬тов должен быть одинаково конец по гнезду, почему же наш один вышел меньше? — Потому, — ответил Г., — что машиной человек управляет, при всякой машине человек может ошибаться. — Но как же, разве не слышали вы, всю¬ду говорят, что теперь время машины и она совсем подчи¬нила себе человека? — Нет, она еще не подчинила.

Вчера согласился выступить на 11-м заводе. Приезжаю, и вдруг музыка духовая, и я должен с эстрады читать свои рассказы прямо на воздух, для всех: и облака, и мальчиш¬ки, за деревьями где-то провыл паровоз и, распевая час¬тушки под баян, прошла веселая компания. Что делать! К счастию, Боков прочитал или, вернее, прокричал обо мне, и я потом, сойдя в публику, с трудом прочитал два рассказика и предложил устроить литературный кружок. Мое предложение подхватили старатели, т. е. те, кому это надо, другие старатели брали слово и говорили, обраща¬ясь ко мне, речи, как на юбилее. В конце концов оказалось,

444

что я положил начало важному делу, что приезд мой — со¬бытие на заводе и что вечер вообще вышел замечатель¬ный. Для меня же там все было пусто до крайности. Если бы я почаще выступал на таких вечерах, привык бы гово¬рить без запинки пустые речи, в этом и было бы общест¬венное дело и все бы говорили обо мне и я бы стал велик извне, а внутри был пуст. Томясь в такой пустыне и при¬выкая к легкости вращения в пустоте, человек может сов¬сем отрезать себе путь к оагеркнуто: живой жизни ор¬ганической жизни.

25 Июля. Ездил в Москву оформлять охоту. По дороге разговаривал с Б., рассказывал о поездке на автозавод, и многое из моих впечатлений реализовалось в значимо¬сти.

27) Изобразить Генрихсона в отношении к машине, как у Толстого Ерошка к земле: напр., машина любит бо¬лее ранее опережение зажигания.

28) Лаптизм и фордизм допускают безграничное углуб¬ление, ведь все народничество, славянофильство и требо¬вания нации — есть тоже лаптизм. Только ведь это было (и, может быть, есть) где-то на своем месте дорого, но здесь, на фоне фордизма, стало нам как лаптизм (быть мо¬жет, и жалость, человечность, прощение грехов в этом фордизме требует иного выражения).

29) «Своя машинка»: весь народ такой: или свое, или «все общее». Инструменты при сборке машины путешест¬вуют по гаражу.

27 Июля. Очень жарко. Ходил с Ладой проверять. На¬шел выводок: два тетерки величиной в вальдшнепа (явно губят лисицы: вот мы им с Османом покажем). В лесу по¬лянки выкошены, на иных стог, на иных еще в рядах. Вы¬водок нашли на вырубке, тетерева клевали ту землянику, которая долго остается в лесах и становится как варенье сладкая и очень ароматная. Заслышав собаку, выводок спрятали в канаве перед большим лесом.

Талант (искусство) жить и что разные люди понимают под словом «жить».

445

Строительство мазанки (моего гаража) тысячи рублей, сколько канители, сколько пьяниц, — какой великий «лап¬тизм», и все только чтобы вымазать глиной старый сарай… Но ведь тот же самый народ делает гиганты, сколько же там канители! (о заработке рабочих надо судить не по то¬му только, что он получает на заводе: часть рабочих име¬ют свое хозяйство, часть халтурят: в этом и беда, что ка¬зенную работу он отбывает как барщину: в этом самая, самая беда).

Приписка: Мотор. Колотушка. Луна. Эх, булат.

Стугит где-то неустанно мотор, прошла коло¬тушка, показалась огромная луна, и где-то запели: «Хас-Булат удалой».

Отец и сын Карасевы; отец не может быть современ¬ным, у него все планы и сезоны в голове, через них он никак не может прыгнуть. А вот как я начал заниматься извозом, купил Володю (во-лодя!) за 280 руб. и мне при¬шпорили 1000 руб. налога. Откуда взять? отец сразу бы бросил, а я взялся и уплатил. Я этого теперь вовсе не бо-юсь, хоть десять тысяч, буду возить и вывезу. Я знаю цену себе: я работник, я все могу, а отец не все может, — он и мог бы, у него тоже и ум, и опыт, и работник замечатель-ный, а вот боится, и все у него сезоны и планы. Вот Воло¬дю ведь я за 280 р. купил,

Скачать:TXTPDF

вышло это, конечно, от Достоевского, а через Достоевского из христианства, а через христианство из культуры всего че¬ловечества с древнейших времен. 21. Своя машинка. Кустарь стоит на своем, без личного отношения