Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

дружит.

Пророк и вино. Странные предрассудки у них, смеются, а исполняют обряды, не пьют вино, а водку и коньяк пыот, потому что ни водки, ни коньяка при Пророке не было и их запретить он не мог. Впрочем, и у культурных англичан существует же король как остаток старины…

Козы и Люль. Гора осыпается, внизу козы пасутся: камни падают, чтобы козы не дремали, а всегда думали — не тут ли Люль.

Рассказы Люля.

Желтая круча возле Верхней будки кабардино-балкарского охотничьего хозяйства является центром охоты на кабанов.

80

па из желтого песка и гальки высотой над долиной не ЭТаее 500 метров осыпается неустанно, далеко не доходя до МеН можно во всякое время слышать непрерывный шум рас- Не пания горы, а когда близко подойдешь, то и видишь глазом, СЫК с высоты скачут вниз беспрерывно мелкие камешки. За последние 15 лет осыпание задело верхнюю дорогу, а она была от края в трех метрах. Звук рассыпания гор до крайности неровный случается как бы взрывами. И все-таки звери привыкли к осыпанию горы, мирно лежат себе днем или пасутся ночью, но стоит человеку шурхнуть листвой под чинарами, и звери это сразу узнают и разбегаются во все стороны.

Что привлекает сюда зверей? Конечно, обилие корма: редкие, но громадные чинары толщиной в шесть метров обеспечивают кабанов орехом. Между чинарами, когда не бывает ореха, в густых кустах по склонам в обилии родится в земле корень Шидда. Есть заросли, где кабан может только нос просунуть, но это известно, что кабану такая чаща самое лучшее: ему бы только нос просунуть, а все остальное тело, густо покрытое щетиной, всюду пройдет; зато волк в кусты не пролезет, и поросята могут тут жить в безопасности.

Мы шли к Желтой круче с двумя охотниками-кабардинца- ми, охраняющими заказник от браконьеров. Один из охотников, Люль, живой, без устали рассказывает о повадках зверей, другой, Гарун, с близкими людьми чрезвычайно [молчалив].

Когда мы пришли на Желтую кручу и сели отдыхать, я спросил Люля.

Приближаясь к Желтой круче с лучшим охотником Кабардино-Балкарии Люлем, я рассматривал на дороге кабаньи, волчьи и козьи следы, Люль говорил тихо, что и там внизу, вот в этой балке, полно зверями, и в той, и там подальше. Один склон в орешнике был весь покрыт воронками <приписка: пахал землю кабан>, казалось, он весь был засыпан снарядами, и все это изрыли кабаны в поисках корня Шидда. В одной воронке мы нашли птичку: она, очевидно, залезла в свою норку, и кабан неосторожно ее задавил. Так пришли мы с Люлем к Желтой круче и сели отдохнуть.

ора неустанно сыпалась, летели, высоко подскакивая, по -му КРУТ0МУ склону мелкие черные камешки. Мертвая обпа ЖИЛа больш°й жизнью, а живые звери вокруг спали, не сидеть351 На ЭТ° внимания* Я бы мог, слушая гору, часами здесь неподвижно и молча, но Люль по чрезвычайной живос-

81

ти своего характера молчать не мог и стал мне рассказывать про Бетала Калмыкова, своего главного и любимого хозяина, и про гостей его разных на охоте, про кабанов, медведей и птиц Кабардино-Балкарии.

<Приписка: — Как это, — спросил я, — внизу козы пасутся и не боятся шума камней. — Им тут безопасней, — ответил Люль, — ведь камни падают, чтобы козы не дремали, а всегда помнили, — не тут ли где- нибудь Люль.>

<Загеркнуто: Рассказ о борьбе с хозяином.> Магнит.

Шли однажды по горной тропе на медведя впереди Бетал, позади Люль. Вдруг Люль обхватил сзади Бетала. — Пусти! — велит Бетал. — Не ходи дальше! — сказал Люль. — Я твой хозяин или ты мой хозяин? — спросил Бетал. — У кого магнит больше, тот хозяин: мой магнит больше: я твой хозяин, твой магнит — я твой слуга. — А, так… — ответил Бетал. И началась борьба. На другой день Люль приходит в Нальчик, в больницу. Доктор нашел перелом двух ребер. — Опять медведь тебя помял? — спросил доктор. — Нет, — сказал Люль, — это я под машину попал.

Дермант.

После этого рассказа я спросил Люля:

— А что это за магнит такой?

— Как, ты не знаешь, — ответил Люль, — это дермант.

Я записал по слогам дер-мант и долго не мог от Люля добиться полного смысла слова и понять, откуда он его взял: к кабардинскому языку слово это не подходило. Для полного раскрытия смысла этого слова Люль рассказал о борьбе Бетала с медведем.

В Балкарии было на горной тропе. Азраил пошел по тропе, а Бетал стал у тропы. Азраил хотел погнать медведя по тропе к Беталу с маленьким гаем. Ждал Бетал — нет медведя. Не выдержал и пошел по тропе возле скалы. Вдруг на том конце показывается медведь. Бетал стреляет из берданки один раз. В дру~ гой раз выстрелить не удалось: не успел передернуть затвором, медведь обхватил его лапами, впустил когти в спину и стал прижимать к скале. <Приписка: Медведь боялся сорваться и стал жать Бетала к скало Бетал угнул свою голову медведю поД лапу, как птица под крыло, вынул кинжал, впустил его в медведя, хотел повернуть, но рукоятка разломилась, и нож остался 82 e а рукоятка в руке. Медведь взревел и так вздрогнул в медв^а ^т0 не удержался на тропе и покатился вниз в об- °Т КИу с Беталом. Пока катились далеко вниз, медведь кончил- НИМ о когтей не выпустил. И Азраил наверху это видел. Он сел ся’ Н аю пропасти и громко плакал. А Бетал все чувствует Нслышит, как плачет Азраил, и собирается крикнуть, но не мо- И После того Азраил каждый коготь отдельно вырезал из Жедвежьей лапы и потом вынимал из спины Бетала. И целую неделю потом Азраил у костра сидел и повертывал Бетала к огню: размечется в горячке, повернется, а он опять ранами к огню... Через неделю Бетал встал и пошел... - Вот что значит дермант <приписка: магнит>, — заключил Люль.

<Приписка: Бывает человек самый умный, а нет магнита.>

Начиная догадываться о значении слова дермант как физической силы, я намекнул Люлю на силу человеческого разума…

— Если нет дерманта <приписка: магнита>, — сказал Люль, — один разум нехорошая сила.

И в подтверждение рассказал об одном охотнике приписка: писателе>, который приехал стрелять кабанов на засидках. Известный литератор прочитал басню о свинье под дубом вековым: свинья в поисках желудей подрывала корни дуба и не могла видеть, что желуди висели на дубу. Если бы только свинья могла взглянуть наверх, то, конечно, не стала бы портить корни дерева, на котором висят желуди. — А если свинья не может вверх смотреть, то надо устроить лесенку и стрелять кабана сверху. Это совсем тоже безопасно! — сказал литератор. И сел наверх. А Люль насыпал вокруг кукурузы. И с легеньким гаем стал нажимать на большое знакомое стадо свиней. Услыхав маленький гай Люля, <приписка: хорошо ему знакомый> секач <приписка: Боа> сделал свое ш-ш-ш! и повел тихонько весь гурт в сторону, где сидел наверху литератор. Все стадо пошло, свиньи, поросята, дедушки, бабушки, внуки и правнуки, под конец другой секач. И когда первый секач вышел на куку- сра^’ Т0, П0ЧУЯВ’ сделал CЯoe ш-ш-ш! и поднял голову вверх [и]

У увидел наверху <загеркнуто: литератора> ученого.

а полях. Кабан глянул вверх. Хороший охотник успел бы стрельнуть, но литератор был так изумлен, что свинья взглянула на желуди, что момент стрельбы пропустила

83

Вмиг исчез секач в густых кустах, и за ним вся родня, и куда только нос может просунуть секач, туда он и весь проскакивав ет, и за ним вся родня. И забрались они в [невозможную] чащу и там залегли.

— А человек [пусть] самый умный и самый хороший, и ружье самое хорошее, только нужен дермант <приписка: маг- нит>: с одними баснями нельзя на охоту.

И еще рассказал Люль, что однажды из Москвы к Беталу в гости приехало много хороших охотников и среди них был художник, и ему тоже захотелось на охоту. Все гости, люди военные, всем известные охотники, сели на коней и поехали. А художник ездить не умел и хотел сесть один после, чтобы никто его не видел, и потом догнать. Люль это хорошо понял: бывали и такие охотники. Люль привязал коня к столбику, отошел подальше и сел за кустик. А художник выходит, оглянулся, не смотрит ли кто. И верно подходит с левой стороны (бывают такие охотники, что и справа садятся). С левой стороны подходит, и надо левую ногу в стремя, а он это забыл и ставит правую ногу, делает прыжок с правой ноги, а левая нога летит через гриву, и художник садится лицом к заду лошади… <Приписка: А лошадь испугалась и понесла догонять. И когда лошадь догнала, то все товарищи увидели, что художник сидит задом наперед, а руками держится за хвост лошади.>

— Люль, Люль! — воскликнул я, — если бы ты знал, сколько бы тебе дал за такой рассказ Сервантес!

И я рассказал Люлю о Дон Кихоте, что Сервантесу нужно было много истратить слов, чтобы изобразить возвращение Россинанта в конюшню. Если бы Сервантес знал рассказ Люля, то Дон Кихот в рассеянности своей непременно бы сел у него задом на лошадь.

— Рассеянность! — сказал я Люлю.

А Люль опять напомнил мне о дерманте, и тут я наконец-то ясно понял, что такое дермант: это не просто сила, эхо, скорее всего, сила жизни, составляющая в личности человека единство того, что мы называем духовным существом и физическим.

Фенолог.: туман. Волк. Петя пошел искать вальдшнепов, зашел далеко, вдруг туман лег очень плотный. Он едва выбрался из горы домой. Потом пришли в тумане парень с женщиной, тоже заблудились: шли в Кашка-Тау, а попали сюда. Мороз оставался весь день, при морозе одно время снег сыпался, а к ве-

84

инары стали убираться и к вечеру так убрались инеем, ЧеРУ т них и дорога светлела. Между тем в конце балок, где ру- ЧТ° °бежит в глубине, а возле на скатах поросло кустарником, ч-к довольно тепло, и тут собралось множество певчих пере-

летных птичек…

Вечером мы вышли постоять на кабаньих переходах, но, видно, в такую погоду они не выходят из леса. Зато волк по дороге подошел прямо к нам.

Мужество. Харун принимает слабительное: из ручья. 9 огром- ныхкружек”юнючей воды. Мужество его при операции: отказался от хлороформа и потребовал показать ему свои собственные внутренности и свою вырезанную кишку.

О-о зыньщауух. Кухва = имя хозяйки. Сахат — часы. Гуджя — зеркало. Яда — отец. Яна — мать. Сый кош — брат. Сышупх — сестра. Са-бы — дети. Хыгебз — девочка. Шаля —

Скачать:TXTPDF

дружит. Пророк и вино. Странные предрассудки у них, смеются, а исполняют обряды, не пьют вино, а водку и коньяк пыот, потому что ни водки, ни коньяка при Пророке не было