Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

— Имеется в виду журнал «СССР на стройке» — пропагандистский журнал, который по инициативе М. Горького изда-

870

вался в Москве с 1930 до 1941 г. и в 1949 г. на 4-х языках (русском, английском, немецком и французском). Журнал большого формата (A3) печатался на бумаге высокого качества с использованием новейших технологий тех лет; ситуация запрета конструктивизма привела фотохудожников к фотомонтажу как к альтернативному способу самовыражения, дававшего к тому же возможность не только активно участвовать в формировании нового художественного направления, но и распространять результаты своих экспериментов по всему миру. Применение монтажа являлось отличным способом подведения фактов под идеологическую основу: клей и ножницы в сочетании со стилистикой авангарда позволяли преобразить любую картину, превратив тем самым реальность в утопию. Достижение этих целей, конечно же, требовало высочайшего качества исполнения, а потому к созданию «СССР на стройке» были привлечены лучшие из лучших фотографов и художников того времени. В настоящее время журнал считается одним из самых инновационных графических проектов XX в.

В одном из номеров журнала (1935. Октябрь. № 10), посвященном пушно-меховому хозяйству СССР, помещено восемь рассказов Пришвина, среди которых «Архары», «Первый глухарь», «Зайцы», «Орел» и др., а также целый ряд фотографий работы Пришвина с авторскими подписями (см.: http://trendsetter.ru./art/ussr_in_construction)

С. 19. …имеющие уши да слышат… — Мф 13: 9.

…пока лев не ляжет рядом с ягненком… — Ис 11: 6.

С. 20. Читаю «Крейцерову сонату». — Повесть Л. Толстого «Крей- церова соната» (1887—1889), вызвавшая в свое время широкий общественный резонанс и бурную полемику в русском обществе, поднимает вопросы, очень существенные с точки зрения философии любви, которая постепенно складывается в дневнике Пришвина, начиная с самых первых его страниц и кончая последними; пришвинский любовный дискурс оказывается важнейшей частью общего вопроса о свободе.

С. 22. Развитие мысли о кузнеце Вакуле и герте. — Аллюзия на повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (1829—1832; цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»); Пришвина привлекает в повести идея преодоления зла человеком, которым движет любовь и вера; в эти годы Вакула упоминается в дневнике несколько раз.

«Гудок» — газета железнодорожников, издается в Москве с 23 декабря 1917 г. В 1920-е гг. большую известность приобрела так называемая четвертая полоса «Гудка», где помещались злободневные фельетоны, часто написанные на материале писем рабочих корреспондентов и читателей. В газете сотрудничали И. А. Ильф, Е. П. Петров, М. А. Булгаков, В. П. Катаев, Ю. К. Олеша и др.

871

С. 22. …«селянскому министру», который жил в Чернове Викторе… — Виктор Чернов, один из лидеров правых эсеров, министр земледелия Временного правительства (1917), называл себя «селянским министром». Известен литературной и публицистической деятельностью как до, так и после революции.

С. 22—23. …претендент и конкурент Беталу… — Тема «поэт и власть», традиционная в русской культуре, после революции нисколько не потеряла актуальности, напротив, обострилась до последнего предела, в частности в связи с тем, что язык становится не столько средством коммуникации, сколько средством манипуляции. Начиная с первых революционных лет, Пришвин время от времени отмечает в дневнике появление в языке новых слов, устойчивых словосочетаний, аббревиатур и т. д., связанное с ломкой традиционного поведения, переоценкой морально-этических установок в обществе, происходящих в момент революционного разрушения прежней жизни — государственного, экономического и социального устройства. В настоящее время лексико-фразеологические особенности русского языка советской эпохи изучаются лингвистами как пропагандистские клише, служившие для внедрения в сознание людей идеологических стереотипов. Совокупность этих клише и приемов их употребления получает название «новояза», расцвет которого связывается со «сталинской эпохой». В настоящее время считается, что в собственно лингвистическом аспекте в чертах «новояза» трудно обнаружить что-либо принципиально неизвестное до того времени русской языковой системе. Поэтому полемика на эту тему направлена не столько против «новояза» как такового, сколько против государственно-политического устройства и идеологии, которые воплощались в «новоязе» и обслуживались им: использование клише, стереотипных словосочетаний способствует искажению истины, языковой трансформации реальности; умолчания, негативная оценка целого ряда слов, связанная со сменой идеологических доминант (мещанство, богатство, свобода ипр.), лишает слова их подлинного смысла — многие исследователи считают это главной функцией тоталитарного языка, создающей искаженный образ мира, который соответствует идеологическим установкам (ср.: Земская Е. А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества //Язык как деятельность: Морфема. Слово. Речь. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 533—534). В этой ситуации писатель, как владеющий словом, оказывается потенциальным противником как «претендент на престол», который на своем поле может обыграть власть: недаром Сталин лично руководил литературным процессом, придавал огромное значение печатному слову и стремился подчинить каждого художника своим политическим интересам. Ср.: Сарнов Б. Сталин и писатели. М.: ЭКСМО, 2008.

С. 23. Похоже на фигурку в трубогке со спиртом «американского жителя»… — «Американский житель» — игрушка, представляющая со-

872

бой запаянную стеклянную трубочку с жидкостью, в которой «скачет» плавающая фигурка. Ср.: «Из всех петербургских весен та весна 16-го года представляется мне самой типической, когда вспоминаю такие образы, как: <...> пеструю от конфетти ярмарочную слякоть Конно-Гвардейского Бульвара на вербной неделе <...> деревянные игрушки <...> картезианских чертиков, называемых “американскими жителями”, — крохотных бесенят из стекла, поднимающихся и опускающихся в стеклянных трубках, наполненных розоватым или сиреневым спиртом, вроде как настоящие американцы <...> в лифтовых шахтах прозрачных небоскребов» (Набоков В. Память, говори: К вопросу об автобиографии: http://www.tovievich.ru/news/10.ll.2008/ 0018.htm).

…хвалил мою книгу «Север»… — Имеется в виду первый том Собрания сочинений в 4 т. (1935—1939) под названием «Север», который включал ранние произведения писателя: «За волшебным колобком» («Колобок»), «В краю непуганых птиц» и др., дополненные некоторыми материалами, связанными с поездкой на Север в те же места в 1933 г.

…(«и геловека геловек послал к Ангару властным взглядом»). — Аллюзия на стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» (1828), в котором властьноситель ненависти к человеку и смерти возникает в связи с обсуждением личности вождя, который узурпирует власть. «Анчар» — символ не только безграничной власти, несущей смерть, но столь же безграничной рабской покорности, от смерти, кстати сказать, по Пушкину, не спасающей, становится лейтмотивом дневника 1936 г.

…произошло то, о гем загадывал Л. Толстой… — Ср.: «В 1906 г. в письме к одному из своих друзей и помощников П. И. Бирюкову Толстой вспоминал, что “отрицательное отношение к государству и власти” окончательно сложилось у него под влиянием казни народовольцев в 1881 г. (которой он пытался воспрепятствовать), но что “началось это и установилось в душе давно, при писании «Войны и мира», и было так сильно, что не могло усилиться, только уяснялось…”» (Лурье Я. С. После Льва Толстого. Исторические воззрения Толстого и проблемы XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993; см. также: http:// az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0360.shtml).

С. 24. Секаг, одинёц. — Кабан-секач, одинец, вепрьстарый, очень большой и сильный кабан, живущий отдельно от стада; считается, что охотиться в одиночку на него опасно.

С. 25. …повторяя «веселая могила». — На полях приписка рукой В. Д. Пришвиной: «Дурень! 24/VII53. Ляля». Ср.: Из воспоминаний Николая Ивановича Дедкова, который в 1920 г. был учеником Пришвина в семилетней школе, открытой в селе Алексино Смоленской обл. в доме бывшей усадьбы купцов Барышниковых; в конце 30-х гг.

873

Дедков бывал у Пришвина в Загорске, где они вместе охотились: «На тот свет я пойду так: наряжусь в свою охотничью одежду, возьму ружье, буду трубить в охотничий рог, соберу всех своих собак — Ярика, Анчара, Ладу — всех-всех! Отец и мама заметят меня еще издали и, радуясь, скажут: “Смотрите, это наш Миша идет со своими собаками!”» (Личное дело. С. 84).

С. 26. Леонардо, сгитая живопись велигайшим искусством… — Ср.: «…живопись превосходит все человеческие творения по тонкости размышлений, к ней относящихся. Глаз, называемый оком души, это — главный путь, которым общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии рассматривать бесконечные творения природы, а ухо является вторым, и оно облагораживается рассказом о тех вещах, которые видел глаз. Если вы, историки или поэты, или иные математики, не видели глазами вещей, то плохо сможете сообщить о них в письменах» (Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского // Эстетика Ренессанса. М.: Искусство, 1981. Т. II. С. 362).

С. 27. …вспоминал свою поездку на Кавказ, когда мне было года 22— 23. — Имеется в виду поездка на Кавказ (в Гори) в 1896(?) г., когда Пришвин, студент Рижского политехникума, летом едет для работ на виноградниках. Ср.: «В политехникум поступило на химический факультет с Кавказа предложениеприслать химиков для борьбы с филлоксерой, страшным вредителем виноградников. <...> По утрам мы занимались с микроскопами, а вечером и до глубокой ночи за большим столом с бурдюком кавказского вина спорили о роли личности в истории и о других подобных вещах» (Путь к Слову. С. 55—59).

…за переводом Бебеля… — В годы учебы в Рижском политехникуме (1893-1896) Пришвин был членом одного из первых марксистских студенческих кружков под руководством В. Д. Ульриха. Ср.: «Я <...> усердно и даже отчаянно занимался в “школе вождей”, читал трудныйКапитал” <...> переводил с немецкого историю социализма Меринга и с особой страстью “Женщину и социализм” Августа Бебеля». Много лет спустя он отмечает: «Теперь, просматривая Бебеля, понять не могу, с чего же именно взялся тот огненный энтузиазм, с которым я перевел эту вовсе не блестящую книгу» (Путь к Слову. С. 56—57).

Как я мало тогда мог воспринимать от природы. — Ср.: «Природа Кавказа на меня действовала бессознательно, я ею не любовался, не удивлялся. Помню большую веранду, где мы пили вино и вели свои споры, огромное дерево орех. <...> Месяц большой красный между чинарами, серые домики, крик гортанный и лязг оружия в близком духане. После Кавказа я стал сознательно понимать и родную природу. <...> Когда я вернулся домой, то впервые увидел у себя на родине облака. Никакого внимания раньше на облака я не обращал, но после

874

снежных гор понял облака над равниной Елецкого района с ее ржаными полями, васильками и ромашками. <...> Так что, я считаю, Кавказ был колыбелью <...> моего чувства природы, сделавшего меня писателем» (Путь к Слову. С. 56).

…короткое существование Соловьевской республики. — Имеется в виду Соловьевская волость в Елецком уезде Орловской губернии, где в революционные годы была провозглашена Соловьевская волостная республика. Ср.: «Волостные республики. Распадаются области, одна за другой объявляют себя республикой самостоятельной, губернии, каждая живет за себя, не сознавая, что опора их — уезды, каждый стремится жить независимо, и в уездах волости, даже села превратились в волостные сельские республики. Нечему тут удивляться и нечего пугаться: раз царский трон повален и

Скачать:TXTPDF

— Имеется в виду журнал «СССР на стройке» — пропагандистский журнал, который по инициативе М. Горького изда- 870 вался в Москве с 1930 до 1941 г. и в 1949 г.