Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

(Небесное

…рассказ его об уздене… — Уздень, узденя (кумыкск.) — лицо, принадлежавшее к феодальному дворянству Кабарды и Дагестана, имеющее права на землю и живших на ней людей.

С. 216. Литература 5> — Пришвин отмечает вехи творческой биографии: побег с друзьями-гимназистами в «край непуганых птиц» в 1885 г., который навсегда определил его тягу к путешествиям; увлечение и разочарование в марксизме; первая «парижская» любовь в 1902 г., которая проявила его творческую натуру и обратила к писательству; семейная жизнь, связанная с природой, охотой; и литература, которая стала единственным делом его жизни.

С. 217. Баранта — самоуправная месть, состоящая в угоне скота, разорении аулов, грабежах.

С. 219. <<Реком» — жертвенное место... — Речь идет о средневековом памятнике архитектуры «Реком» (XIII—XIV вв.), расположенном в верхней части Цейского ущелья и представляющем собой бревенчатый сруб с низкой деревянной крышей, построенном без гвоздей и железных деталей и украшенном резьбой; по мнению некоторых ученых, храм построен грузинскими христианами-миссионерами на месте древнего языческого святилища. В 1936 г. здание подвергалось полной реставрации археологом-кавказоведом и реставратором И. П. Щеблы- киным совместно с проф. Л. П. Семеновым и Е. Г. Пчелиной. С. 220. ...окажет содействие Маурер... — По-видимому, имеется в виду Генрих Владиславович Маурер — партийный деятель, секретарь Обкома КПСС. ...нам, не верящим, Демьянова уха... — Аллюзия на басню И. А. Крылова «Демьянова уха» (1813). С. 221. ...по поругению Чигикова <загеркнуто: мертвые души > — Аллюзия на поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842).

С. 223. Воляпюк — искусственный язык, разработанный в конце 70-х гг. XIX в. немецким пастором из г. Баден Иоганном Мартином Плейером (1831—1912) с тем, чтобы «облегчить международное общение»; к началу XX в. идея внедрения нового языка теряет былую

889

популярность, и число его знатоков резко падает. Ныне употребляется иронически (в значении «тарабарщина») и означает невразумительную, бедную, неграмотную речь с искажениями норм и правил языка ит. д.

С. 223. …повидать место… моей… встреги с Черным морем… — Имеется в виду поездка в Гори для работ на виноградниках в годы учебы на химико-агрономическом отделении Рижского политехникума в 1894 г.

С. 227. Найти Реклю… — Имеется в виду известный французский географ Жан-Жак Элизе Реклю (Reclus) и его работа «Земля, описание феноменов жизни на земном шаре» (1867—1868), в которой он изложил концепцию физической географии, базирующейся на идее гармонии между человеком, Землей и космосом.

С. 228. …сделаться современным писателем, «властителем дум»… — Аллюзия на стихотворение А. С. Пушкина «К морю» (1824), в котором поэт называет «властителем дум» Байрона.

…цибиками гая… — В дореволюционной России цибиком назывался ящик для транспортировки чая, вмещающий 25 или 35 кг.

С. 234. …искал профиль Пушкина в Коктебеле. — Профиль Пушкина, напоминающий некоторые его автопортреты, четко виден правее остроконечной вершины Сюрю-Кая.

С. 236. ..я слышал разные рассказы Бабеля о Бетале Калмыкове… — Ср.: «Еще до того, как вечер открыл Всеволод Иванов, кто-то спросил Исаака Эммануиловича: правда ли, что он написал новую книгу — о Бетале Калмыкове? Бабель ответил неопределенным жестом. Можно было расшифровать его так: написал, но до завершения далеко! Этот последнийвечер с чаепитием” был устроен редакцией одного из толстых журналов в “каминной” писательского дома на улице Воровского. Весь вечер Бабель рассказывал о Бетале Калмыкове (или, как я догадывался, читал наизусть свои новеллы). Правда, утомившись, Исаак Эммануилович попросил кого-то из друзей прочитать отрывок из газеты (судя по формату — из периферийной газеты). Но едва читка закончилась, Бабель снова принялся рассказывать. Что это было, этот газетный текст? Мы, безусловно, почувствовали связь между газетным очерком (?) и новеллами Бабеля. Словно прозвучал чистейший звук камертона — и вслед за ним свободные вариации в той же тональности. Газетный очерк нас позабавил: он был стилизован под фольклор. Когда-нибудь мы обнаружим этот затерявшийся номер неизвестной газеты, и я не удивлюсь, если увижу, что знакомый материал озаглавлен примерно так: “Сказание о Бетале Калмыкове”. Герои представал пред читателями истинно сказочным батыром, но, к счастью, неотступно звучала юмористическая, чуть ироническая нотка.

890

Она не разрушала образа, но незаметно сводила батыра Бетала с бал- карского Олимпа на нашу бренную землю. <...> А какое-то время спустя, наверно, уже в 1937 году (Бетал Калмыков был арестован 12 ноября 1938 г. — Я. Г.), Бабель сообщил мне об аресте Бетала: “Его вызвали в Москву, в ЦК, и когда он вошел в одну из комнат, на него набросилось четыре или пять человек. При его физической силе не рисковали арестовать его обычным способом; его связали, обезоружили. И это Бетала, который мог перенести любую боль, но только не насилие над собой! После его ареста в Нальчике был созван партийный актив Кабардино-Балкарии. Поезд, с которым приехали представители ЦК, был заполнен военными — охраной НКВД. От вокзала до здания обкома, где собрался актив, был образован проход между двумя рядами вооруженных людей. На партактиве было объявлено о том, что Бетал Калмыков — враг народа и что он арестован, а после окончания заседания весь партактив по проходу, образованному вооруженными людьми, был выведен к поезду, посажен в вагоны и увезен в московские тюрьмы…” Бетал погиб. И остался ненаписанным цикл рассказов Бабеля о Кабардино-Балкарии…» (Канторовиг Владимир. Бабель о Бетале Калмыкове: http://www.isaakbabel.ru/content/view/ 136/).

С. 238. …просят от «Крест, газеты» моего отклика на новую конституцию. — Речь идет об обсуждении проекта Конституции, который был опубликован 12 июня 1936 г. и в течение полугода обсуждался на предприятиях, собраниях и пр. Ср.: «…в связи с подготовкой проекта новой Конституции и появившимися было признаками смягчения репрессивного режима вся страна жила слухами о предстоящих в будущем году радикальных демократических реформах <...> в 1956 году, вспоминая об этом времени, Пастернак признавался, что и ему оно казалось порой “прекращения жестокостей”» (Борисов В. М. Река, распахнутая настежь. К творческой истории романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»: http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/borisov-reka.htm).

С. 239. Это из реги Андре Жид’а на похоронах Горького… — Андре Поль Гийом Жид находился в Советском Союзе с 17 июня по 24 августа 1936 г. О своей поездке он рассказал в книге «Возвращение из СССР», которая была расценена в СССР как антисоветский пасквиль и стала поводом для прекращения публикаций его книг. После возвращения он вспоминал: «Летом почти все ходят в белом. Все друг на Друга похожи. Нигде результаты социального нивелирования не заметны до такой степени, как на московских улицах, — словно в бесклассовом обществе у всех одинаковые нужды. Я, может быть, преувеличиваю, но не слишком. В одежде исключительное однообразие. Несомненно, то же самое обнаружилось бы и в умах, если бы это можно было увидеть. Каждый встречный кажется довольным жизнью (так долго во всем нуждались, что теперь довольны тем немногим, что

891

есть)… Что делают эти люди перед магазином? Они стоят в очереди В очереди, которая протянулась до ближайшей улицы. Стоят человек двести или триста, спокойно, терпеливо — ждут. Еще рано, и магазин закрыт. Я возвращаюсь минут через сорок — те же люди продолжают стоять. Для меня это удивительно — зачем было приходить раньше? Что они выигрывают? — Как что выигрывают? Обслужат тех, кто пришел первым. И мне объясняют, что в газетах было объявлено о большом поступлении… не знаю чего (кажется, речь шла о подушках). Их будет, может быть, четыреста или пятьсот штук на восемьсот, тысячу или полторы тысячи покупателей. Задолго до вечера их не останется ни одной. Нужды так велики, а публика так многочисленна, что долго еще спрос будет превышать предложение, и превышать значительно» (http://www.fidel-kastro.ru/politica/zhid_return.html). Кстати сказать, французский писатель Андре Жид (1869—1951), почти ровесник Пришвина, также в течение 60 лет вел дневник, что считается своего рода рекордом: «Более 1 млн слов, написанных одним из наиболее проницательных умов XX столетия». Пришвин от этого рекорда не столь далек.

С. 239. …я хогу быть как писатель не в оппозиции как таковой (как Разумник)… — Иванов-Разумник, чьи взгляды на жизнь всегда отличались крайним максимализмом и принципиальностью, был именно в этом смысле полной противоположностью Пришвину. Хотя дружеские отношения между ними сохранялись в течение всей жизни и прошли испытание: Пришвин поддерживал Разумника материально и морально в годы «тюрем и ссылок» и абсолютно доверял ему (Иванов-Разумник был первым и единственным человеком, которого Пришвин пригласил в 1939 г. для работы над своим архивом), Пришвин никогда не разделял его взглядов, нетерпимости, нежелания понимать глубину и сложность самой жизни вне зависимости от господствующей идеологии; в течение всей жизни они были одновременно и единомышленниками, и антиподами. Ср.: Иванов-Разумник Р. В. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки.

Книга проф. Морозова… — Имеется в виду Георгий Федорович Морозов, выдающийся русский ученый, автор классического и неоднократно переиздававшегося труда «Учение о лесе» (1912), создатель современного учения о лесе, которое он называл > «лесоведением» и определял как «блестящую поэму о жизни леса», принадлежащую «к числу замечательных творений биологической мысли».

С. 241. Нагал проявление. — Имеется в виду проявление фотопленок, отснятых во время поездки в Кабардино-Балкарию.

С. 244. …старый петровец… — Имеется в виду сельскохозяйственная академия, основанная в 1865 г. Московским обществом сельских хозяев как Петровская сельскохозяйственная и лесная академия, по

892

первому уставу — всесословное и открытое высшее учебное заведение с возможностями свободного поступления в студенты (без образовательного ценза), выбора предметов изучения, без вступительных и переводных экзаменов.

С. 245. «Die Frau und Sozialismus» — Имеется в виду книга Августа Бебеля «Женщина и социализм» (1879).

С. 250. …камера Адамса… — Ансель Адамс — американский фотограф-пейзажист, создатель зонной теории, т. е. системы, облегчающей расчеты экспозиции при сложных условиях освещения.

…ружье Перде… — Охотничьи ружья английской фирмы «Джеймс Перде» были известны в России и ценились здесь, как и во всем мире, как образцовые.

С. 251. В одной древней книге неплохо сказано… — Речь идет о Библии.

С. 254. К рассказу «Гость». — В 1939 г. рассказ был напечатан в журнале «Новый мир».

…(«Маршак снят»). — На самом деле Маршака сняли в 1937 г., и Пришвин понятия не имел об истинных подводных камнях происходящего. Между тем, Корней Иванович Чуковский записывает в дневнике уже 21 февраля 1936 г. следующее: «Вчера нагрянул на меня Цыпин. Очень сладко и любовно предложил мне выбросить из программы несколько моих книжек. “Нельзя. Нельзя. По настоянию ЦК”. <...> Цыпин рассказал, что решено ликвидировать ленинградскую редакцию, и очень скоро: сюда назначается некий Светлов, редактор газеты в Иваново-Вознесенске, который прибудет сюда через несколько дней, он должен с течением времени отстранить Маршака от редакционной работы» (Чуковский К. Дневник (1930—1969). М.: Современный писатель, 1994. С. 136-137).

О судьбе Ленинградского

Скачать:TXTPDF

(Небесное ...рассказ его об уздене... — Уздень, узденя (кумыкск.) — лицо, принадлежавшее к феодальному дворянству Кабарды и Дагестана, имеющее права на землю и живших на ней людей. С. 216. Литература