Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

дело жизни. (Ср. запись от 4 Ноября).

Говорят, г то положение Мейерхольда покагнулосъ. — 28 января 1936 г. в «Правде» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки», которая содержала разгромную критику оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») и оказалась началом политической кампании против «формализма» во всех видах искусства. Причем речь шла не о безыдейности или враждебных идеях, но об эстетике — «отсутствии простой и понятной мелодии», о по-

911

такании извращенным вкусам буржуазных слушателей «дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Мейерхольд с его репутацией формалиста и театрального экспериментатора с неизбежностью оказался в эпицентре борьбы. В 1936 г. режиссеру пришлось выступить с докладом «Мейерхольд и мейерхольдовщина», где он, каясь, по условиям времени, тем не менее защищал свои творческие идеи и пытался донести их смысл до власти, доказывал, что эксперимент, из которого рождается новое, что двигает искусство вперед, необходим, что «нельзя, идя к простоте, терять особенность <...> своего лица», называл себя учеником К. С. Станиславского, который всегда «любил искать дороги окольные, но никогда не терял связи с жизнью». Ср.: Овсянникова И. «Борис Годунов» в ГосТИМЕ. Неоконченная трагедия: реализм в условном театре: http://academy.tart.spb.ru/ Students/Creativity/4758.aspx?lang=ru).

С. 378. …разного рода попам (о. Матвею, Черткову… — Имеется в виду духовный наставник Гоголя в последние годы его жизни Ржевский протоиерей о. Матвей Константиновский, который, по некоторым воспоминаниям, был несокрушимым, властным и волевым пастырем, требовательным и аскетичным (см.: Леонтьев-Щеглов И. Л. Гоголь и о. Матвей Константиновский: http://dugward.ru/library/ gogol/cheglov_matvey.html). В письме Жуковскому Гоголь писал: «Мое дело говорить живыми образами, а не рассуждениями. Я должен выставить жизнь лицом, а не трактовать о жизни», а о. Матвей, к примеру, «обвинял создателя “Ревизора”, что он любит больше театр, а не церковь…» (Воронский А. Гоголь. Последние годы, кончина: http:// gogol.lit-info.ru/gogol/bio/voronskij/poslednie-gody.htm).

Речь также идет о трудном положении Толстого, оказавшегося под влиянием двух враждующих между собой людей — Софьи Андреевны Толстой (Пришвин читает в это время ее дневник) и В. Г. Черткова, ближайшего друга и секретаря Толстого, в то же время одного из идеологов «толстовства», по Пришвину, бесконечно упрощающего идеи писателя.

С. 379. Распадение Неплюевской общины о. Николая Опоцкого… — По-видимому, речь идет об о. Николае Опоцком, который в Новгородской епархии основал вельбицкое братство с приходской школой по образцу неплюевского, но в 1910 г. был отстранен от деятельности в братстве.

С. 381. Андре Жид, вернувшись домой, написал о нас одиозную книжку… — Имеется в виду книга Андре Жида «Возвращение из СССР» (1936, рус. пер. 1989), о которой Пришвин мог составить мнение только по статье в «Правде». Ср.: «Я же устроен так, что строже всего отношусь к тем, кого хотел бы любить. Немного стоит любовь, состоящая из одних похвал, и я думаю, что окажу большую услугу и самому СССР,

9i2

и его делу, если буду говорить о нем искренне и нелицеприятно. Мое восхищение СССР, восхищение теми успехами, которых он уже добился, позволяет мне высказывать критику по его адресу»; «…мы были уверены, что едва ли в какой-либо другой стране можно встретить такую неподдельную искреннюю сердечность, едва ли в какой-либо другой стране можно встретить такую очаровательную молодежь»; «В СССР решено однажды и навсегда, что по любому вопросу должно быть только одно мнение. Действительно ли это те самые люди, которые делали революцию? Нет, это те, кто ею воспользовался. Каждое утроПравда” им сообщает, что следует знать, о чем думать и чему верить. И нехорошо не подчиняться общему правилу. Русский рабочий считает себя счастливым, он и на самом деле более счастлив, намного более счастлив, чем французский рабочий. Его счастье — в его надежде, в его вере, в его неведении» (http://bookz.ru/authors/jid-andre/ zhid_ussr/l-zhid_ussr.html).

С. 385. Кавказские рассказы. — Цикл «Кавказские рассказы» (1938) включает рассказы «Желтая круча», «Саид», «Басни Крылова», «Рыцарь», «Мужество» и «Гость» (включен позднее). См.; Собр. соч. 1982-1986. Т. 4. С. 364-370.

С. 387. Читаю <...> «Берег Маклая». — Имеется в виду книга дневников Н. Н. Миклухо-Маклая «На берегу Маклая» (впервые издана в 1923 г.) о путешествии к берегам о. Новая Гвинея и жизни среди коренного населения острова — папуасов в 1871 — 1872, 1876—1877 и 1883 гг.

…появится в виде искушающего дьявола (Отец Сергий). — Аллюзия на повесть Л. Н. Толстого «Отец Сергий» (1890—1898).

С. 389. Введете ломает леденье. — 4 декабря — Введение во храм Богородицы. По народным приметам, Введение ломает леденье — к оттепели. На Введение похолодание — к суровой зиме.

…Варюшка подмостит, а Никола пригвоздит. — Имеются в виду приметы, связанные с 17 декабря — день великомученицы Варвары и 19 декабря — день св. Николая Чудотворца.

С. 391. …«Да исправится молитва моя»… — молитва, которая читается на Литургии Преосвященных даров в среду и пятницу первые шесть недель Великого поста, в понедельник, вторник и среду на Страстной неделе.

…«Свете Тихий»… — молитва, восходящая к катакомбной эпохе христианской Церкви, читается во время Вечерни.

С. 392. Письмо Л. Толстого Миклухо-Маклаю… — Речь идет о письме Л. Н. Толстого русскому путешественнику, ученому и общественно-

913

му деятелю Н. Н. Миклухо-Маклаю от 25 сентября 1886 г., в котором Толстой писал: «Не знаю, какой вклад в науку, ту, которой Вы служите, составят Ваши коллекции и открытия, но Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, — в науке о том, как жить людям друг с другом. Напишите эту историю, и Вы сослужите большую и хорошую службу человечеству» (Толстой Л.Н. Поли, собр. соч.: В 90 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1934. Т. 63. С. 379).

С. 392. …то же было с Арсеньевым и его Дерсу. — Речь идет о герое документально-художественной повести В. К. Арсеньева «Дерсу Уза- ла» (1923).

С. 403. События в Китае… — Речь идет о Гражданской войне, которая началась в 1927 г., когда по решению правого крыла Гоминьдана во главе с Чан Кайши был разорван союз между Гоминьданом и Коммунистической партией Китая. В декабре 1936 г. Чан Кайши был арестован гоминьдановскими генералами и принужден согласиться на перемирие с коммунистами для совместной борьбы против японских захватчиков.

С. 409. …призвание глаголом жегь сердца людей. — Аллюзия на стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» (1826).

С. 416. «Детвидав» — «Детиздат» (укр.).

С. 417. «Как я укреплял тещу Никифора» — один из ранних очерков Пришвина (1909), который затем вошел в книгу «Заворошка» (1913). См.: Собр. соч. 1982-1986. Т. 1. С. 640-653.

С. 425. …иногда пользовался лыжницей… — Лыжница — лыжня.

С. 429. Статья Фейхтвангера против Жида в «Правде»… — В дневник вклеена газетная вырезка: «Что касается более серьезных упреков Жида, то он прежде всего в ожесточенной форме критикует “обого^ творение” Сталина. Верно, что в Советском Союзе столь исключительно чествуют Сталина, что это кажется необычным западноевропейскому человеку. Но если присмотреться глубже, то становится ясным, что это исключительное почитание относится не к Сталину как к отдельному человеку, а как к представителю социализма. Это почитание Сталина не является чем-то искусственным, оно выросло вместе с результатами строительства социализма. Народ благодарен Сталину за хлеб и мясо, за порядок и образование и за оборону всего этого путем создания новой армии. Народ говорит: “Сталин” — и подразумевает под этим увеличивающееся благосостояние, растущее просвещение. Народ говорит: “Мы любим Сталина”, — и это является естественным, человеческим выражением его единомыслия с социализмом и с режимом.

914

Жид делает далее издевательские замечания по поводу стахановских методов. Он полагает, что только “леность” русских сделала необходимыми эти методы. Разве не свидетельствует простой взгляд на результаты, достигнутые в Советском Союзе, что работа выполняется здесь с гораздо большей любовью, чем где бы то ни было? Разве могут быть достигнуты такие результаты путем принуждения? Разве не доказывает ознакомление с любой фабрикой или любым домом в Моск- ве, что народ одобряет интенсивность труда, которую от него требуют? Разве удивительно, что страна, живущая по принципу: каждый по способности, каждому по труду, — что эта страна старается поднять свое производство при помощи сдельной оплаты труда и рационализации? Не свидетельствуют ли утверждения Жида о мнимой “лености” русского человека яснее всего о его самомнении, о его капризах, об отсутствии у него чувства реальности и о его злой воле? Жид весьма усердствует по поводу “унификации душ” в Советском Союзе, по поводу усиливающегося “нивелирования”. Он забывает, что здесь создается совершенно новая культура, которая находится еще в начальной стадии, что значительная часть народа, большая его часть, в известном смысле учится читать. Но буквы алфавита, элементарные основы отдельных дисциплин являются одинаковыми, они не индивидуализированы. Нельзя ожидать и было бы нежелательно, чтобы кто-либо, начинающий в этой области читать “а” или “о”, произносил эти “а” и “о” индивидуально, — как “э» или “у”. Когда здесь научатся лучше читать, — а это вопрос очень короткого времени, — тогда будет допущено более сильное подчеркивание индивидуального. В остальном нельзя отрицать, что в отдельных областях желательна большая терпимость. Но разве Жиду не известно, что Советский Союз находится под серьезной угрозой, что он чувствует себя в состоянии войны? Разве Андрэ Жиду не известно, что люди здесь должны работать, подобно тем библейским евреям, которые строили свой новый храм, держа в одной руке инструмент каменщика, а в другой — меч? В этих условиях не так просто, да и нецелесообразно ослаблять дисциплину. Вожди Советского Союза поступают мудро, продолжая крепко держать в руках кормило правления. Ведь пока что не устранены опасности, которыми угрожает фашизм» (30 Дек. 1936 г.).

С. 437. …в эти Пушкинские дни… — Имеется в виду празднование столетия со дня смерти А. С. Пушкина.

С. 439. Толстовский заяц. — По-видимому, имеется в виду эпизод охоты на зайцев и восторг Наташи, когда охотники загнали зайца

…(да здравствует разум)… — слова из стихотворения А. С. Пушкина «Вакхическая песня» (1825).

С. 440. «Да воскреснет Бог! и растогатся враги Его» — слова из Пасхальной стихиры.

915

С. 440. На это я тоже ответил, г то православный. — Ср.: «В истории христианства особая незабываемая страница принадлежит “опальной” переписи населения 1937 г. Чудом сохранились и дошли до нас ее материалы об отношении населения Советского Союза, в частности России, к религии. Эти материалы так же уникальны, как уникален и вопрос переписного листа о религиозных или атеистических убеждениях респондента. Согласно традициям мировой и российской статистики, такого рода вопрос считался некорректным… В переписи же 1937 г. респонденты должны были сначала определить свое отношение к религии, а затем верующие — назвать сами свое вероисповедание. Вопрос о религии был введен в переписной

Скачать:TXTPDF

дело жизни. (Ср. запись от 4 Ноября). Говорят, г то положение Мейерхольда покагнулосъ. — 28 января 1936 г. в «Правде» была опубликована статья «Сумбур вместо музыки», которая содержала разгромную критику