Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

душевного понимания человеком, таким образом, вся так называемая “естественная историяесть история чудес» (С. 38); «Мы любим природу, хотя она к нам равнодушна: мы можем любить ее, потому что мы больше ее, любим и не спрашиваем о взаимности» (С. 62).

9-е Января — это слепая Голгофа. — Ср. цикл рассказов 1916— 1924 гг. «Слепая Голгофа» (Собр. соч. 1981—1986. Т. 2. С. 598—636).

С. 452. Живешь гадким утенком, а про лебедя узнаешь нескоро… — Аллюзия на сказку Г. X. Андерсена «Гадкий утенок».

…в облигии сверхгеловека является, как явился самому Ницше, Христос: гем это и вправду не сверхгеловек? — По-видимому, имеется в виду книга «Антихристианин» (1889), в которой Ф. Ницше, выступая против христианства как мировоззрения, утверждает, что суть учения Христа в упразднении жестких законов и противоположностей, понятий вины, наказания, расплаты. По Ницше, Христа отличало непротивление злу, принятие того, что происходит и произойдет, и сама смерть Христа свидетельствовала о том, что он умер так, как жил — любя даже тех, кто причинил Ему зло. Ницше утверждает, что христиане, начиная с ап. Павла, не поняли Христа и во имя Его проповедовали месть, кару и суд.

С. 453. …регь мою в Комсомоле. — По-видимому, имеется в виду речь на совещании по детской литературе, организованном ЦК ВЛКСМ в январе 1936 г.

С. 454. Процесс <...> действует огень глубоко какою-то своей скры- той силой. — Ср.: «Георгий Федотов так комментировал унизительные выступления бывших героев большевистской революции на показательных процессах: “Я не радуюсь их унижению. Я унижен вместе с ними. Ибо их позортоже, в конце концов, позор России. Ведь эти люди когда-то победили Россию. Они оказались сильнее всех ее вождей. Они кичились своей несокрушимой “большевистской” волей.

920

И эта сила, и эта воля оказались мнимыми. Когда воздух революции вышел из этих пустых резиновых шаров, они свернулись в жалкие тряпочки. <...> Троцкий оценивал поведение обвиняемых — своих бывших соратников — несколько мягче. В речи в Нью-Йорке в феврале 1937 года он сказал: “Процессы ГПУ носят абсолютно инквизиторский характер. <...> Может быть, на свете есть много героев, которые могут вынести любые пытки <...> в отношении себя, своих жен и детей… Я не знаю… Мои личные наблюдения говорят мне, что способность человеческих нервов сопротивляться ограничена… московские процессы не лишают чести поколение старых большевиков, они просто показывают, что большевики состоят из плоти и крови и что они не могут бесконечно выносить маятник смерти, раскачивающийся над их головами в течение лет. Московские процессы лишают чести политический режим, их породивший ”» (цит. по: Люкс Л. История России и Советского Союза: От Ленина до Ельцина. С. 253-254).

идея пораженгества. — Имеется в виду идея пораженчества правительства своей страны, т. е. попытка решить проблемы внутренней жизни страны за счет поражения в войне; в русской истории примером идеи пораженчества был призыв Ленина в ходе Первой мировой войны брататься с немцами и «превратить империалистическую войну в войну гражданскую», а еще раньше распространенная в обществе идея поражения царизма в войне с Японией 1904-1905 гг.

…за столько лет умели убить одного Кирова. — В убийстве С. М. Кирова обвинялись троцкисты. Ср.: «Биограф Сталина А. Антонов-Овсеенко писал: “Часто спрашивают, неужели на Сталина не было ни одного покушения?” Да, ни одного… Да, их не было у нас, заговорщиков, ибо уже к началу 30-х годов с именем Сталина связывали все победы социалистического строительства. В спорах, затеваемых экспозицией, в ее планах никогда не заходила речь о физическом уничтожении Сталина» (Люкс Л. История России и Советского Союза: От Ленина до Ельцина. С. 262-263).

С. 455. Достоевский продолжает оставаться единственным описавшим бесов. — Аллюзия на роман Ф. М. Достоевского «Бесы» (1872).

Слова Достоевского: «И все растегется в грязь». — См. коммент. к с. 294 («Пророгество Достоевского…»).

Приговор самый неожиданный… — Ср.: «На следствии Радек дал согласие выступить с любыми разоблачениями и показаниями против кого угодно. В качестве одного из главных обвиняемых был привлечен к открытому процессу по делу “Параллельного антисоветского троцкистского центра”. Стал центральной фигурой процесса, так как начал давать очень подробные показания о своей “заговорщицкой деятельности”, назвав при этом заговорщиками огромное число партийных деятелей, в том числе и тех, кто в тот момент еще не был арестован. Давал обширные показания против своих “соучастников” по процессу.

921

Хотя большее число участников процесса были расстреляны, Радек возможно, “в благодарность” за послушание, 30.1.1937 приговорен к 10 годам лишения свободы. (В августе 1936 г. в газетах публикуются материалы процесса над группой Зиновьева—Каменева. 21 августа в “Известиях” появляется статья Радека, где он называет подсудимых “фашистской бандой”, “мразью” и требует для них смертной казни.) В лагере был убит уголовниками» (Хазанов Б. Я. Политические деятели России 1917: Биографический словарь. М., 1993. http:// www.hrono.ru/biograf/radek.html).

С. 460. Вспомнил о блюминге… — Блюмингвысокопроизводительный прокатный стан для обжатия стального слитка.

С. 463. Вгера же была Т. В. Розанова… — Переезд Пришвина в Трои- це-Сергиев (с 1930 г. Загорск) в 1926 г. ознаменовался встречей с Татьяной Васильевной Розановой, дочерью В. В. Розанова. В их общении все оказалось важным для Пришвина: и переосмысление отношений с Василием Васильевичем Розановым (16 Марта 1927. Был у дочери Розанова Татьяны Васильевны. “Хорошо, — говорит, — что вы любите природу, значит, человека не любите, нельзя его любить”. Совсем Розановская манера, и лицом и натурой совсем Розанов»), и радость от духовной близости с глубоко верующим человеком — почти роман («13 Апреля 1927. Меня продолжает волновать Т. В., и все происходит во мне совершенно так же, как бывает у влюбленных») и неожиданная провокация, очень важная для Пришвина, — испытание ее, как церковного человека, на свободу («12 Июня. Троица. Пионы, подаренные мне <...> были такие красные, такие огромные <...> я отворил комнату, чтобы не прослушать стук Тани: она обещалась перед заутреней перепечатанную рукопись. Я подумал о ней в связи с цветами, такие страшные Мефистофельские цветы! догадается она, что они такие, откажется, или возьмет с собой в церковь? <...> Таня крикнула со двора: — Михаил Михайлович! — Идите сюда, — сказал я ей. — Нет, я спешу к заутрене, возьмите рукопись. — Но вы же без цветов идете, возьмите у меня цветы. — Да вот разве цветы. — Я с некоторым волнением ждал ее, потому что думал, что она испугается красного, не решится идти с ними в церковь… Она вошла и ахнула: “Какие цветы, откуда вы их взяли”. <...> И она взяла, такая маленькая, такая некрасивая, но живая как ртуть, огромный [букет] и побежала с ним молиться…»), и трезвое решение расстаться, и, как оказалось, пророчески зарисованный в дневнике план с указанием места могилы Розанова в Черниговском скиту Сергиева, по которому уже в наши дни это место было установлено… (см.: Дневники. 1926—1927. С. 227, 250, 310).

С. 464. Есть версия толкования процесса такая, гто троцкисты хотят терроризировать правительство психологигески: напугать вра~ гами и расгиститъ путь Робеспьеру. — Создание советских мифов было одной из задач пропаганды, которая, в частности, постоянно муссиро-

922

вала в средствах массовой информации идею вражеского окружения с участием «троцкистов» и непосредственно военной угрозы. Ср.: Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2008. С. 15-18.

С. 469. …«смирись, гордый геловек!»… — Перифраз из поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» (1824).

С. 470. …дух веет, где хогет. — Ин 3: 8.

С. 473. Умер Орджоникидзе. — В ряде воспоминаний (к примеру, в мемуарах Н. С. Хрущева) утверждается, что 18 февраля 1936 г. Серго Орджоникидзе застрелился (см.: http://www.bibliotekar.ru/encSuicid/65).

Поехал делегатом на пленум Союза писателей. — В тетрадь вклеена газетная вырезка, название газеты и дата не определяются: «Мы относимся к Пастернаку отнюдь не враждебно, — сказал выступивший затем В. Киршон, — мы верим ему, когда он говорит, что он целиком с партией и народом. Он талантливый поэт, но он живет в какой-то чрезмерно замкнутой творческой обстановке, вне обычной советской атмосферы. Необходимо, чтобы он понял это, перестал быть “особенным” в этом отношении поэтом, не теряя, конечно, своего творческого своеобразия».

С. 475. «На земле весь род людской»… — куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст» (1859): «На земле весь род людской / Чтит один кумир священный, / Он царит над всей вселенной, / Тот кумиртелец златой

С. 476. Чистка писателей (Пастернак и Пильняк). — Ср.: «Атмосферу этой кампании (и времени в целом) выразительно передает речь одного поэта <...> произнесенная 24 февраля 1937 года на пленуме Союза писателей, посвященном столетию со дня смерти Пушкина: “Пусть мне не говорят о сумбурности стихов Пастернака. Это — шифр, адресованный кому-то с совершенно недвусмысленной апелляцией. Это —двурушничество, Таким же двурушничеством богаты за последнее время и общественные поступки Пастернака. Никакой даровитостью не оправдать его антигражданских поступков (я еще не решаюсь сказать сильнее). Дело не в сложности форм, а в том, что Пастернак решил использовать эту сложность для чуждых и враждебных нам целей”. В контексте начавшейся газетной кампании эти слова, напоминающие собравшимся о мере нравственной ответственности писателей перед историей страны, звучали прямым вызовом. Так они и были восприняты официальными лицами в Союзе писателей, как показал в конце года критический поход против поэта, еще недавно слывшего “крупнейшим”» (Борисов В. М. Река, распахнутая настежь. К творческой истории романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», http://

923

pasternak.niv.ru/pasternak/bio/borisov-reka.htm). В это же время жесткой критике подвергается Б. Пильняк, который спустя месяц, 4 апреля на собрании писателей Москвы был вынужден признать порочность своей «внепартийной» позиции; в октябре Пильняк был арестован. В мае 1937 г. В. Кирпотин выступил в «Правде» с резкими нападками на Пильняка и заявил, что обвиненный в троцкизме критик Ворон- ский подсказал Пильняку тему контрреволюционной «Повести непогашенной луны» (1926). По-видимому, Пильняка расстреляли как японского шпиона в 1938 г. Ср. в дневнике Пришвина: «17 Марта. 1936. Я несвободен в своей поэзии — меня держит жизнь, я не свободен в жизни — меня держит поэзия. И так я живу “особенный” (за это упрекали Пастернака), уединенный…».

С. 480. Марфа жизни. — Лк 10:38—42.

С. 483. …и все будут как дети. — Мф 18: 3.

С. 486. ..я сказал когда-то первый на пленуме «сорадование»… — Имеется в виду выступление Пришвина на Первом пленуме Оргкомитета Союза советских писателей в 1932 г. (см.: Творить будущий мир. С. 108-114).

С. 487. …«я другой такой страны не знаю»… — Имеется в виду песня «Широка страна моя родная» («Песня о родине»)

Скачать:TXTPDF

душевного понимания человеком, таким образом, вся так называемая “естественная история” есть история чудес» (С. 38); «Мы любим природу, хотя она к нам равнодушна: мы можем любить ее, потому что мы