(слова В. Лебе- дева-Кумача, музыка И. Дунаевского).
С. 489. …смердяковская зависть <...> это в знагителъной дозе у нашего пролетария <...> «сами, сами комиссары!»… — Суть смердяков- ской зависти — в исступленном отрицании всех святынь, в центре которого обостренный до последнего предела конфликт отцов и детей (отцеубийство); по Пришвину, пролетарская психология вырастает из «хамской», «подпольной», «смердяковской зависти», а частушка как результат устного народного творчества одновременно и выражает, и пародирует злободневность («Сами, сами комиссары / Сами председатели / Никого не почитаем / Ни отца, ни матери!»).
Одно время поэты <...> старались доказать, гто поэзия тоже делается (Маяковский)… — Ср.: «Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха. Надо вырабатывать готовые вещи только тогда, когда чувствуешь ясный социальный заказ. Чтобы правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий. Знание теории экономии, знание реального быта, внедрение в научную историю для поэта — в основной части работы — важней, чем схоластические учебнички молящихся на старье профес- соров-идеалистов. Для лучшего выполнения социального заказа надо быть передовым своего класса, надо вместе с классом вести борьбу на всех фронтах. Надо разбить вдребезги сказку об аполитическом ис-
924
кусстве. Эта старая сказка возникает сейчас в новом виде под прикрытием болтовни о “широких эпических полотнах” (сначала эпический, потом объективный и, наконец, беспартийный), о большом стиле (сначала большой, потом возвышенный и, наконец, небесный) и т. д. и т. д. Только производственное отношение к искусству уничтожит случайность, беспринципность вкусов, индивидуализм оценок. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и рабкорскую заметку. Вместо мистических рассуждений на поэтическую тему даст возможность точно подойти к назревшему вопросу поэтической тарификации и квалификации. Нельзя придавать выделке, так называемой технической обработке, самодовлеющую ценность. Но именно эта выделка делает поэтическое произведение годным к употреблению. Только разница в этих способах обработки делает разницу между поэтами, только знание, усовершенствование, накопление, разноображивание литературных приемов делает человека профессионалом-писателем» (Маяковский В. В. Как делать стихи? (1926): http://www.stihi-rus.rU/l/Mayakovskiy/200.htm).
…стали зазывать в литературу рабогих с заводов и фабрик. — Имеется в виду объявленный РАПП «Призыв ударников в литературу» (1931), который привлек сотни рабочих в литературные кружки.
С. 493. …по пути Радищева, из Москвы в Петербург… — Аллюзия на книгу А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).
С. 495. …от канадских кану… — Кану (каяк) — долбленая лодка.
С. 496. …от писем к В. И. … — Имеется в виду Варя Измалкова, «парижская» любовь Пришвина.
И так я живу «особенный» (за это упрекали Пастернака)… — О творческой замкнутости, изолированности Б. Л. Пастернака от общественной жизни говорилось в докладе В. Киршона на Пленуме Союза писателей (27—28 февраля 1937 г.).
С. 501. …от поездки по северному каналу… — Имеется в виду поездка Пришвина на Север: Соловки, Беломорский канал (1933).
…гордится романами Ильфа и Петрова и Валентина Катаева. — Имеются в виду книга И. Ильфа и Е. Петрова «Одноэтажная Америка» (1937) и, по-видимому, роман В. Катаева «Белеет парус одинокий» (1936).
С. 512. …ботить рыбу — Ботить (ботать) рыбу — подымать и загонять рыбу.
С. 513. …в существовании какого-то провала между «пантеизмом» (поэзией) и этикой гисто христианской… — В культуре начала XX в.
925
Розанов воспринимался как философ языческого «пантеизма», подвергший критике рационализм христианского догматизма. Ср.: «Язычеству чужд догматизм, его религия внедогматична и сами символы ее как бы плотские, как бы живут, как бы составляют плоть и кровь, ибо эта религия больше чувственная, больше кровная и жизненная, нежели разумная. Догмат — первый признак рационализма, и весь христианский догматизм рационалистичен. Розанов единственный мыслитель в современном “неохристианстве”, который пошел против догматики» (Закржевский А. К: Розанов (1913) // В. В. Розанов: pro et contra: Антология. СПб.: РХГИ, 1995. Кн. II. С. 165-166). (Комментарий А. Медведева.)
С. 515. ..я так мало этим письмам придавал знагения. — Переписка Горького с Пришвиным (1911 — 1935) опубликована. См.: Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М.: Издательство Академии наук, 1963. С. 319-362.
…«искания» вроде Вертера… — Аллюзия на роман Гёте «Страдания молодого Вертера» (1774).
Читаю Гл. Успенского «Крестьянин и крестьянский труд»… — Очерк «Крестьянин и крестьянский труд» (1880) — одно из произведений, посвященное русской пореформенной деревне.
С. 520. …поляна с остожиной. — Остожье (устар.) — небольшой покос на один стожок сена.
С. 521. …море мелятника. — Мелятник — густой подлесок.
С. 523. …как Писарев спрашивал, правда ли есть добродетель быть вегно верной мужу, как Пушкинская Татьяна? — По-видимому, аллюзия на статью Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский» (1865).
С. 524. ..я решаю, гто Зуек старше… — Так появляется имя будущего героя романа-сказки «Осударева дорога» — Зуек; зуек — птица, водится в северных районах, на Белом море, на реке Мезень.
…идут на пищик… — Пищик — дудочка для приманивания птиц на охоте.
…на разливе богаги… — Богаги — омуты, ямы, колдобины по руслу реки.
С. 528. «Власть земли»… — Аллюзия на очерки Г. Успенского «Власть земли» (1882).
«Спаситеменя,яхогу застрелиться». — Ср.: «12 Апреля. Берендеи рассказывает: по слову его надо учиться вниманию и участию. А иные приходят к’ самому Берендею и просят научить их говорить так же
926
красно, как он… Другие, привлеченные словом, просят у него жизни…»; «15 Апреля. Вчера я думал о <...> моих “читателях”: они именно затем ко мне приходят, что хотят вернуться домой, как и я сам когда- то сумел вернуться».
…вроде Острого. — Иван Острый — чудак-изобретатель.
С. 529. …(когда мы нагинали травосеяние с гетырехполкой)… — Имеется в виду время, когда Пришвин после окончания университета в Германии и возвращения в Россию с сохраняющим силу «запрещением въезда в столицу» (до отъезда в Германию он, член студенческого марксистского кружка, был осужден и отбыл год в одиночной камере Митавской тюрьмы) устраивается на работу в Клинское земство, где, в частности, занимается внедрением в то время прогрессивного четырехполья (травосеяние). Ср.: Волынцев E. Н. Молодой земский агроном //Личное дело. С. 32—34).
Экология (по Геккелю)… — Термин «экология» впервые был введен в научный оборот немецким биологом Эрнстом Геккелем в капитальном труде «Общая морфология организмов» (1866), но широкое распространение получил после публикации его популярных лекций «Естественная история миротворения» (1869); Геккель определял экологию как науку о динамической совокупности отношений растительных и животных организмов между собой и с окружающей их средой.
С. 531. Появление Василия Алексеевига… — В 1937 г. в деревне Те- риброво Пришвин познакомился с Василием Алексеевичем; его жизненная история, облик и образ жизни, разговоры с ним привлекли Пришвина: много лет где-то в глубинах особой писательской памяти пролежал этот сюжет — и вдруг в 1952 г. написался. Ср.: «16 Августа 1952. Рассказ “Василий Алексеевич” не могу пережить, дивлюсь ему и понимаю, что он пришел ко мне как бы свыше. Бывают же такие удачи!» Рассказ был впервые опубликован в 1962 г. — Пришвин, кажется, и не пытался публиковать его; но понятна радость писателя, который написал рассказ на самую болезненную, животрепещущую, неразрешимую тему своего времени — «личность и общество», которую в течение двадцати лет стремился выразить в романе «Осударева дорога» — и вдруг родился такой простой народный рассказ, понятный каждому, о чем он всегда мечтал, на эту самую тему. Ср.: «Надо сказать, что Василий Алексеевич никогда, как обычные старики, не пускался в критику нового времени, и если критиковал, то очень тонко. Может быть, это было оттого, что оба сына его были на важных Должностях. <...> — Василий Алексеевич, — спросил я, — вы такой большой хранитель старинного уклада, а сыновья ваши так определенно стоят на новом пути. Наверное, не во всем с ними согласны? — Бывает, мы спорим немного. <...> Вам помнятся слова первосвящен-
927
ника Каиафы, когда привели к нему Христа? Каиафа <...> сказал, что Его необходимо распять, а то придут римляне и разорят и погубят весь народ. Так пусть лучше один невинный погибнет. А народ сохранится. Вот об этом мы с сыновьями и спорим. — Сыновья стоят за народ? — спросил я. — Вы точно сказали <...> сыновья стоят за народ и еще так говорят: в нашей практике приходится десять невинных истратить, чтобы найти и уничтожить одного негодяя, а если только один и за весь народ — то какой тут может быть разговор? <...> я же простой человек и, конечно^так говорю: “Дети мои! Человек не курица: отруби курице голову — и будет другая взамен, и курица воскреснет, а отруби человеку — и он не воскреснет. Придет, конечно, другой человек, придет, да не тот!” — Что же ваши сыновья? — Молчат» (Собр. соч. 2006. Т. 3. С. 603-606).
С. 538. Берестяная трубогка. — Впоследствии рассказ включен в цикл «В краю дедушки Мазая».
С. 541. Лесные Сизифы (пильщики)… Смысл мифа о Сизифе
в том, что нет кары ужасней, чем бесполезный труд: боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз.
С. 543. …в кулигах реки. — Дать кулигу — дать крюк, образовать колено.
…как олень стадо важенок… — Важенка — олень-матка.
С. 547. «Соки земли» Гамсуна <...> Тут и мать моя, и жена-крестьянка, и моя поэзия и «сгастье». — В 1925 г., когда в журнале «Красная новь» была опубликована книга Пришвина «Родники Берендея. Из записок фенолога с биостанции “Ботик”», критика высоко оценила новое произведение писателя: в частности, отмечалась «преемственность между исследовательской лирикой Пришвина и пантеистическим раздумьем Кнута Гамсуна» (Войтоловский Л. Печать и революция. 1926. №8).
С. 552. Анна Дмитриевна. — Жена друга Федора Куприяновича Чувиляева, которую Пришвин попросил помочь обставить свою новую квартиру.
С. 558. …розановские «Опавшие листья» <...> …встрега его (возле Введения) с семьей его жены… — После разрыва с А. П. Сусловой Розанов в конце 1880-х гг. встретился в Ельце со своей будущей женой В. Д. Бутягиной (урожд. Руднева; 1864—1923) и ее матерью, А. А. РуД» невой (1826-1911), происходившей из священнического рода. В письме к К. Н. Леонтьеву в мае 1891 г. Розанов писал: «<...> что для Вас — Оптина Пустынь, то для меня — здесь церковь Введения, и одна семья
928
духовная (или, вернее, — род)» (Розанов В. В. Собр. соч.: Литературные изгнанники. Н. Н. Страхов. К. Н. Леонтьев. М.: Республика, 2001. С. 399). Встреча с глубоко православной семьей Рудневых, домик которых стоял напротив церкви Введения Пресвятой Богородицы, стала для Розанова переломным духовным событием — обращением в церковное православие, движением от теоретической «философии понимания» (его первый философский труд «О понимании» (М., 1886)) к «философии жизни». После