мое» (Дневник. 1914—1917. С. 151), рассматривая это как «службу», т. е. осознавая себя не журналистом, не «общественным деятелем», а писателем, свободно выбирающим, о чем, как и где писать. Ср. воспоминания Ремизова: «Пришвин корреспондент “Русских Ведомостей”. Под постоянным выговором своего двоюродного брата… Игнатова. “Писать надо с выводами”. А он хотел без выводов, как Чехов» (Кодрянская Наталья. Алексей Ремизов. Париж, 1959. С. 322).
…кадетская подоплека типа Ставрогина… — Персонаж наиболее политизированного романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (1872), в котором обсуждается революционное движение 70-х гг. XIX в.
С. 628. ..меня опять назвали столпом «Перевала». — Имеется в виду развернутая в 1930 г. в периодической печати кампания против так называемых писателей-попутчиков, членов литературной группы «Перевал», в частности против Пришвина (Григорьев М. 1) Бегство в Берендеево царство // На литературном посту. 1930. № 8. С. 49—61;
2) Пришвин, алпатовщина и «Перевал» // Литературная газета. 1930. 4 дек.). Ср.: Дневники. 1930—1931. Варламов А. С. 292-328. На XVI съезде партии (1930) писатель Киршон обвинил группу «Перевал» в том, что она «в ответ на лозунг ликвидации кулачества как класса выдвигает лозунг гуманизма и человеколюбия» (XVI съезд ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1930. С. 75, 279). В течение 1930—1931 гг. наблюдается массовый выход писателей из «Перевала», и группа прекращает свое существование. Ср.: Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. С. 65—127.
С. 632. …один взгляд на Киру Флоренскую… — Имеется в виду дочь сына о. Павла Флоренского Кирилла Павловича.
Вспомнился Короленко <...> «Лес шумит». — Имеется в виду рассказ В. Г. Короленко «Лес шумит» (1885), восприятие которого молодежью выразил писатель Скиталец (наст, фамилия Степан Гаврилович Петров): «В конце восьмидесятых годов, в годы ранней юности, встретился мне в новой книжке толстого журнала рассказ под красивым заглавием “Лес шумит”. Язык рассказа звучал певуче, мелодично, лучше многих стихов; подобно музыке, открывал он то, что казалось невозможным выразить словами» (http://lukianpovorotov.narod.ru/ Folder_Skitalets/korolenko.htm).
С. 635. История с Плетневым показывает последнее падение общественности… — Речь идет об опубликованной 8 июня 1937 г. в газете «Правда» статье, которая с подробностями описывала зверское насилие, будто бы совершенное профессором медицины Д. Д. Плетневым над своей пациенткой; однако, несмотря на развернувшуюся травлю
941
известного в Советском Союзе и за границей врача, дело это было замято и оказалось лишь предысторией, которая завершилась семь месяцев спустя, уже в 1938 г., на процессе «правотроцкистского блока», когда профессору Д. Д. Плетневу, а также докторам Л. Г. Левину и И. Н. Казакову было выдвинуто абсурдное обвинение в «сознательном ускорении смерти В. Р. Менжинского, В. В. Куйбышева, Максима Горького и его сына», совершенном под руководством Ягоды, а история 1937 г. даже не всплывала. См. об этом: Троцкий Л. Случай с проф. Плетневым: http://www.souz.info/library/trotsky/trotm429.htm; Бобров О. Е. «Садист» Д. Д. Плетнев, «врачи-убийцы» или — «не верь, не бойся, не проси…»: http://www.critical.ru/guestroom/bll_01.htm.
С. 636. …пришла смерть, и все это признал. — О предсмертном духовном перевороте Розанова от яростного христоборчества к церковному исповеданию Христа можно судить по письму Н. В. Розановой Э. Голлербаху: «Он все слабел, слабел. Последние дни я, 18-летняя, легко переносила его на руках, как малого ребенка. Он был тих, кроток. Страшная перемена произошла в нем, великий перелом и возрождение. Смерть его была чудная, радостная. Вся смерть его и его предсмертные дни была одна Осанна Христу. Я была с ним все время в дни его болезни и в его последние дни. Он говорил: “Как радостно, как хорошо. Отчего вокруг меня такая радость, скажите? Со мною происходят действительно чудеса, а что за чудеса — расскажу потом, когда- нибудь”. “Обнимитесь вы все… Целуемся во имя воскресшего Христа. Христос воскресе!” Он 4 раза по собственному желанию причастился, 1 раз соборовался, три раза над ним читали отходную. Во время нее он скончался. <...> Много страшно чудесного открылось в последние дни его, в смерти и в его погребении. <...> Да, воистину: “Посрамлю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну”. Такой свет, такая радость была вокруг него. Такая светлая кончина, такая Осанна Христу» (цит. по: Голлербах Э. Ф. Последние дни Розанова (к 4-й годовщине смерти) (1923)//В. В. Розанов: pro et contra. Кн. II. С. 312—313). (Комментарий А. Медведева.)
С. 638. Попал в гепушняк… — Чепушняк — грязь, прошлогодняя перепревшая трава и пр.
…«тогоуже нет». — Возможно, аллюзия на стихотворение А. Дельвига «Мои четыре возраста» (между 1814 и 1817) с рефреном «Того уж нет!»
С. 643. …гетыре братарахманные… — Рахманный — смирный, тихий.
С. 645. …судьбу сержанта Хозе… — По-видимому, имеется в виду персонаж оперы Ж. Бизе «Кармен».
С. 646. Читал «Каиново болото» Уэллса… — Имеется в виду фантастическая антифашистская повесть Г. Уэллса «Игрок в крокет» (1936),
942
в котором Каиново болото с его озверевшими обитателями становится предостережением современного миру.
С. 651. Калики (калеки) перехожие — странники.
С. 654. Русальская неделя — зеленые или летние святки от Троицы до Петрова дня; могут длиться 2 или 3 календарные недели. Один из немногих языческих праздников, дошедших до наших дней.
…независимый от влияния райка… — Раёк — галерка (устар.).
С. 659. Поругения Пете. — В дневнике то и дело появляются списки разных поручений сыну:
1) Белом, канал достать книгу, напр. через Шкловского. 2) Сатин- ский. 3) Разновески 4) Сапоги.
Сов. Писатель. Адрес Шмидта. Займ и справка о деньгах. Абрикосы. Мешки.
7 Июля. Поручения на завтра:
1) Перевезти веши из Леонтьевского в Лаврушинский.
2) Получить деньги и вручить Анне Дм-е.
3) Уплатить займ.
4) У Шкловского достать книгу (письмо).
5) Абрикосы.
Письма Анне Дм-е, Шкловскому.
6) Сапоги.
7) Прописка.
Спиннинги, сумки, блесны, удочку с поплавком, леску.
Разновески, большие весы.
С. 661. От Анны Дмитриевны телеграмма: клюги полугила. —
Конторка 200
Ремонт — ?1000 +
Кн. шкаф — ? 1000 +
Люстра — ?1000 +
Лампа 108
Тумба — ? 200 +
Занавес — ? 500 +
Гарнитур 5000 р.
Обивка — ? 50 +
Крюк —
Диван 1000
Стулья 1500
Шкаф 800
943
Тумба — 125
Лампа вис. — 250
Занавес ? 100 + 4000
Стол — 100 +
Стулья 2 — 200
Вешалка 200 +
Зеркало — 200 +
Дорожка — 100 +
Петина комната
Тахта — 118.50
Матрас — 140-
2 стула — 50-
Стол — 25-
Занавес — 100 +
4-я комната
Кровать — 442
Матрас — 113
2 стула — 50
Столик — 70
Занавес — 100 +
Полочка — 30 +
Столик — 60
Табуретки 2 — 40 +
Раскладушка — 50 +
Столик — 50 +
Полочка, табуретка 100 +
Линолеум — 300 +
Дверь — 200 +
Полка в шкафу — 50 +
Ящик для писем — 50 +
Английск. замок — 50 +
Цепочка — 20 +
Сервиз столовый на 6 ч. — 115 р. +
[Или дороже в сумме с
скатертями около 5000 р.
Ножи, вилки — 200 +
944
Кух. посуда
— 500 +
16.979 т. е. 17 тыс.
<Загеркнуто: Перевозка 500>
т. е. додать 7 тыс.
+ в уме: 3 тыс. = 20 тыс.
С. 663. …«мысль изрегенная есть ложь». — Строка из стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» (1830).
С. 664. …при разгроме Абиссинии… — см. коммент. к с. 330 («…на глазах наших исгезла Абиссиния…).
Вот если бы розановскую психологигность… — Розанов писал, что, желая повлиять на читателя не «идеями», а своей «психологигнос- тью», он ожидает от него подобной же «ввинченности мысли в душу человеческую — и рассыпчатости, разрыхленности их собственной души»: «На “образ мыслей” я нисколько не хотел бы влиять; “на убеждения” — даже “и не подумаю”. Тут мое глубокое “все равно”. Я сам “убеждения” менял, как перчатки, и гораздо больше интересовался калошами (крепки ли), чем убеждениями (своими и чужими). <...> “мое влияние” было бы в расширении души человеческой, в том, что “дышит всем” душа, что она “вбирает в себя все”. Что душа была бы нежнее, чтобы у нее было больше ухо, больше ноздри. Я хочу, чтобы люди “все цветы нюхали”…» (Розанов В. В. Опавшие листья. Короб первый (1913). С. 255). Напором своей психологичности Розанов мечтал преодолеть литературу: «…что “потом” будут психологичны, — как я и “наши” (Рцы, Фл., Шперк, еще несколько, немного). Какое бы счастье. Прошли бы эти “болваны”. Ведь суть не в “левости”, а в что болваны» (Розанов В. В. Опавшие листья. Короб второй (1915). С. 545—546). О своей предельной субъективности Розанов писал: «Я весь — дух, и весь — субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно, как я не знаю ни у кого, не предполагал ни у кого» (Розанов В. В. Уединенное (1912). С. 55). (Комментарий А. Медведева.)
…редактировать журнал «Родник»… — имеется в виду журнал для юношества «Родник» (1882—1917); А. Н. Альмединген с 1882 г. был редактором, а с 1894 г. — редактором-издателем журнала.
С. 665. Розанов «Когда нагалъство ушло». — В книгу вошли статьи, окрашенные революционным духом (Розанов В. Когда начальство ушло… 1905—1906 гг. СПб.: [типография А. С. Суворина], 1910). Превращение Розанова из реакционера в прогрессиста стало поводом обвинений его в безнравственности и нигилизме (Струве П. Б. Большой писатель с органическим пороком (Несколько слов о В. В. Розанове) (1910) // В. В. Розанов: pro et contra. Кн. I. С. 378—387). Книгу
945
высоко оценил Андрей Белый: «…еще одна вариация на старую тему оправдания революции, но какая новая вариация! Мы привыкли оправдывать освободительное движение наше отвлеченно: этическими, религиозными, политическими и социально-экономическими принципами; мы привыкли видеть правду освободительного движения, высказанную в отвлеченных принципах; <...> в реально происходивших событиях прошлого он прочел жизнь и правду; в тысячах людей, с его точки зрения оторванных от быта, он увидел кровь и плоть этого быта, в “безбожниках” увидел “ангелов”. <...> В событиях недавнего прошлого Розанову открылся прежде неведомый религиозный пафос неведомой прежде религии» (Белый Андрей. Рец.: В. Розанов. «Когда начальство ушло…», 1905—1906 гг. //Там же. Кн. II. С. 79—80). Пришвин цитирует три записи из Предисловия к книге (Розанов В. В. Когда начальство ушло… // Розанов В. В. Собр. соч.: Когда начальство ушло… М.: Республика, 2005. С. 8—9). (Комментарий А. Медведева.)
С. 666. Мария Дмитриевна Менделеева прислала философское письмо… — Имеется в виду письмо М. Д. Менделеевой (Кузьминой), дочери Д. И. Менделеева, от 3 июля 1937 г., в котором она писала: «Я всегда помногу раз перечитываю ваши произведения — так много для меня в них родственного; до сих пор не “надоедала” Вам своими восторгами, но теперь “Золотой рог”, еще раз перечитанный, — совершенно не позволяет мне молчать… Конечно, все живое — родственники (“цепь жизни”) — я и растения сюда причисляю. Вы-то понимаете, как и почему. И вот то, что так необыкновенно блещет в Ваших рассказах — понимание этого общего я так объясняю: бесполезно искать отгадки в павловской рефлексологии, которая так много дала… Конечно, речь, отвлеченное мышление (абстракция) — громадный кладут промежуток меду человеком и животными — но разве нервная деятельность только в этом и состоит? Разве это не только небольшая надстройка в человеческом мозгу? А все остальное — инстинкты, например, — разве человек, подобно всем животным, не доверху ими полон?.. Но этого мало — главный мост я вижу в той области, которую можно назвать эмоциями — чувствами. Они, пожалуй, больше всего занимают места в жизни… Любовь, радость, горе, привязанность, месть, благодарность и то особое чувство, которому я не