Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

дела нет”, отвлеченно, алгебра. А зайди с заднего крыльца, — претеплая обитель, и сидят там добрые, внимательные люди. Совсем обратно раззолоченным храмам, где с лица золотые слова, заботы о “мире всего мира”, и уж особенно сострадание к человеку “по примеру Христа”, а зайдя сзади, видишь: ни до чего-то, ни до чего дела нет. “Нам тепло, а вы как знаете”. И полюбил человек науку, как храмы. И разлюбил прежние храмы. Вот короткая история. <...> Наша “революция” или “эволюция”, смотря по вкусу и удачам будущего, есть только фазис в попытках человека заработать счастье своими руками. Революцияотдел науки. Прежде всего, в ней бездна научных элементов, она вся копошится научными теориями, и все ее двигатели читают и перечитывают книжки и брошюры, — думают, спорят и, словом, так же действуют “во имя науки”, “найденного и доказанного”, как мученики действовали, когда шли в Рим “во имя Евангелия”. И как в мучениках

950

и победе над Римом главное было не человеческий состав и не катакомбы, а Евангелие, так и в революции главная суть не сами революционеры, а наука. Революцияотдел науки. И потому-то она непобедима» (Розанов В. Отчего левые побеждают центр и правых? (1906) // Розанов В. В. Собр. соч.: Когда начальство ушло… С. 157—158). (Комментарий А. Медведева.)

С. 676. …гти отца твоего… — Исх 20:12.

С. 677. Самая сладкая женщина — это Прекрасная дама… — Полную чашу сладости любви к Недоступной — в чем и заключается суть Прекрасной дамы, Пришвин испытал до дня в своей первой любви к Варе Измалковой.

самый великий властелин — Иегова. — Иегова (Сущий) (Исх 3:14) — одно из имен Божиих, великое и святое, означающее самобытность, вечность и неизменяемость существа Божия,

С. 678. К полету Громова в Америку. — Имеется в виду перелет экипажей М. М. Громова и В. П. Чкалова через Северный полюс в Америку летом 1937 г.

С. 682. Ницше говорит: — Падающего толкни. — Пришвин трактует известный афоризм Ницше как возможность для человека, оказавшегося на краю, вступить в борьбу, приложив все свои внутренние силы, инстинкт выживания к тому, чтобы выбраться, возродиться, победить; писатель замечает: «Напрасно называют Ницше неудачником» — это пришвинская тема — преодоление неудачи, которая стала главной для него с момента исключения из гимназии и которая повела его по пути рождения личности («Обида и оскорбление — это всем, но у одних романтизм — это “я” враждебное миру, у других “я” как в скорлупке и ищет выхода этого “я” из скорлупы обиды и оскорбления. Вот именно эта тема и была исходной в моей психике, и моя литература так произошла, и, соприкасаясь с природой, я научился расширять душу»). Именно это, по-видимому, имел в виду Розанов (учитель Пришвина в Елецкой гимназии, настоявший в 1889 г. на его исключении), когда в 1909 г. сказал уже начинающему писателю: «Голубчик Пришвин, значит, это пошло вам на пользу».

С. 683. …(«геооптимизм»). — Ср.: «Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к Земле, из “геофилии” Вашей, из “геооптимизма”» (Горький М. О М. М. Пришвине // Красная новь. 1926. № 12).

С. 686. …А. Я. Толстому теперь не стыдно врать, он думает <...> не разберут. — Ср.: «И он [Тынянов. — Ред.] перешел на свою любимую тему: на Алексея Толстого. “Алексей Толстойвеликий писатель.

951

Потому что только великие писатели имеют право так плохо писать. Как пишет он. Его “Петр I” <...> Толстой пробовал несколько желтых жанров. Он пробовал желтую фантастику (“Гиперболоид инженера Гарина”) — провалился. Он пробовал желтый авантюрный роман (“Ибикус”) — провалился. Он пробовал желтый исторический роман — и тут преуспел — гений!”» (Чуковский К. Дневник (1930—1969). С. 134).

С. 688. …две опасности, как Сцилла и Харибда, ужасных… — Сцил- ла и Харибда — в древнегреческой мифологии два чудовища, обитавшие по обеим сторонам узкого морского пролива между Италией и Сицилией и губившие проплывавших мореплавателей.

житница, срубленная в лапу. — Житницапомещение для хранения зерна, амбар; сруб «в лапу» — способ рубки «замком», скрепляющим венцы в самом конце бревна.

С. 692. Куда девался Базаров? — Аллюзия на роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1861).

С. 695. …некогда были Пересеет и Ослябя… — святые воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовали в Куликовской битве.

С. 699. Розановпослесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. — Розанов постоянно рефлексировал о преодолении, завершении в своем творчестве литературы, констатируя, что в нем «разломилось и исчезло» «колоссальное тысячелетнее “я” литературы»: «…иногда кажется, что во мне происходит разложение литературы, самого существа ее. И может быть, это есть мое мировое “emploi”. <...> Я ввел в литературу самое мелочное, мимолетное, невидимые движения души, паутинки быта. <...> во мне есть какое-то завершение литературы; литературности; ее существа — как потребности отразить и выразить. Больше что же еще выражать? Паутины, вздохи, последнее уловимое. О, фантазировать, творить еще можно: но ведь суть литературы не в вымысле же, а в потребности сказать сердце. И вот с этой точки я кончаю и кончил. И у меня мелькает странное чувство, что я последний писатель, с которым литература вообще прекратится, кроме хлама, который тоже прекратится скоро. Люди станут просто жить, считая смешным, и ненужным, и отвратительным литераторствовать» (Розанов В. В. Опавшие листья. Короб второй (1915). С. 332— 333); «Нужна вовсе не “великая литература”, а великая, прекрасная и полезная жизнь. А литература мож. быть и “кой-какая” — “на задворках”. Поэтому нет ли провиденциальности, что здесь “все проваливается”? что — не Грибоедов, а Л. Андреев, не Гоголь, — а Бунин и Арцыбашев. Может быть. М. б., мы живем в великом окончании литературы» (Розанов В. В. Опавшие листья. Короб первый (1913). С. 172).

Преодоление литературы связано у Розанова с осознанием кризиса, исчерпанности художественных жанров (с их вымыслом, условно-

952

стью, искусственной построенностью) и актуальности документальной, личностно выраженной формы (письмо, дневник, рукопись и т. д.), которая адекватно выражает онтологическое переживание личности: «личность вдруг встает вся, и притом “как есть”» (Розанов В. В. О письмах писателей (1909) // Розанов В. В. Собр. соч.: О писательстве и писателях. М., 1995. С. 431). Суть розановского «преодоления литературы» можно выразить словами Паскаля, в этом смысле прямого предшественника Розанова: «Когда читаешь сочинение, написанное простым, натуральным слогом, невольно удивляешься и радуешься: думал, что познакомишься с автором, и вдруг обнаружил человека!» (Паскаль Б. Мысли //Тарасов Б. Н. «Мыслящий тростник»… С. 622). В новой художественной парадигме Розанова, ставшей актуальной в «инонаучной» культуре XX в., не человек обосновывается жанровым каноном, а жанр обосновывается живой личностью, индивидуальностью автора. Эту установку на личностный, бытийный опыт Розанов воплотил в «опавших листьях»: «не рождалось еще писателя, у которого сполна все его лицо перешло бы в “литературу”, сполна все бытие улеглось бы в “литературу”. <...> “Розановестьвеликий писатель”, п. ч. “вся его жизнь” и вся его “личность” перешла, естественно и неодолимо для него самого, в “написанное им”» (Розанов В. В. Собр. соч.: Сахарна. М., 2001. С. 225—226).

В основе новой художественной парадигмы Розанова — эссеисти- ческий принцип непосредственного личностного переживания и выражения (впечатлительность), предельная форма неовеществленного «свободного самооткровения личности» (М. Бахтин), самоописания личности изнутри ее незавершимого бытия. Этот принцип определяет установки нелитературной «рукописности» Розанова на незавершенность, необработанность, фрагментарность, «мимолетность». См. подробнее: Медведев А. Эссеистичность // Розановская Энциклопедия. С. 2337—2339. (Комментарий А. Медведева.)

С. 706. …был он мне «Козел»… — Прозвище преподавателя Елецкой гимназии, прототипом которого в автобиографическом романе Пришвина «Кащеева цепь» был Розанов.

…оказалось в последних трех книгах, гто он литератор, поэт божьей милостью… — Имеется в виду трилогия Розанова: «Уединенное» (СПб., 1912) и «Опавшие листья» (Короб 1. СПб., 1913; Короб 2. СПб., 1915). Ср.: «Могут быть два основных случая литературного пейзажа: пейзаж, совпадающий с основным действием, и пейзаж, контрастирующий с ним. <...> “Пейзаж” Розанова — второго типа. То есть это пейзаж противопоставленный. Я говорю про те сноски внизу отрывков, в которых сказано, где они написаны. Некоторые отрывки написаны в ватерклозете, мысли о проституции пришли ему, когда он шел за гробом Суворина, статья о Гоголе обдумана в саду, когда болел живот. Многие отрывки “написаны” “на извозчике” или приписаны Розановым к этому времени. <...> Здесь меня интересует установка автора на

953

противоречие места и действия и самого действия» (Шкловский В. Б. Розанов // В. В. Розанов: pro et contra. Кн. II. С. 332—333). (Комментарий А. Медведева.)

С. 707. …ежедневно там по этому месту люди ходят. — Розанов был похоронен у храма Черниговской иконы Божией Матери в Гефси- манско-Черниговском скиту Свято-Троице-Сергиевой Лавры рядом с могилой К. Н. Леонтьева. В 1920-е гг., когда в скиту разместился исправительный дом им. Каляева, некрополь был уничтожен, о чем вспоминала Т. В. Розанова: «В 1928 г. кладбище при Черниговском монастыре было срыто и, несмотря на официальную охранительную бумагу из Реставрационных мастерских Москвы, могилы К. Леонтье- в а

и В. В. Розанова — уничтожены. Черный, гранитный памятник — К. Леонтьеву разбит в куски слепыми инвалидами колонии, а крест на могиле отца — сожжен. На нам стояла надпись, выбранная из Псалтыри П. А. Флоренским: “Праведны и истинны пути Твои, Господи”» (Описание последних минут и смерти В. В. Розанова, написанное старшей дочерью Татьяной в 1947 г. 24 мая старого стиля. По воспоминаниям и сохранившимся письмам от того времени // Записки отдела рукописей. М.: Пашков Дом РГБ, 2000. С. 68). В 1926 г. Пришвин сделал подробный письменный план месторасположения могилы, благодаря которому могила Розанова была восстановлена в 1991—1992 гг. (Комментарий А. Медведева.)

С. 707. Miserables Виктора Гюго <...> по-прежнему «униженные и оскорбленные». — Роман Виктор Гюго «Отверженные» (1862) и Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861).

С. 715. Парфорс — колючий или затяжной ошейник для дрессировки охотничьих собак.

…«сим победиши»… — из сочинения «Жизнь царя Константина» византийского историка Евсевия Памфила (263—340).

…«взявший мег от мега и погибнет»… — Мф 26: 51—52.

…«Прости им, они не знают, гто творят»… — Лк 23: 34.

С. 716. …«был Савлом — стал Павлом»… — апостол Павел до обращения носил имя Савла (Рим 11:13).

С. 717. Читал с восторгом «Антигону»… — трагедия древнегреческого драматурга Софокла (442 г. до н. э.), переведена на русский язык Ф. Ф. Зелинским (1915).

…элевзинские таинства… — древнегреческие празднества (мистерии) в честь богини земледелия Деметры и Диониса.

954

…аполлонигеское просветление… — Речь идет проблемах культуры, которые в начале века широко обсуждались

Скачать:TXTPDF

дела нет”, отвлеченно, алгебра. А зайди с заднего крыльца, — претеплая обитель, и сидят там добрые, внимательные люди. Совсем обратно раззолоченным храмам, где с лица золотые слова, заботы о “мире