в русле книги Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (СПб., 1906); Ницше усматривал идеал в равновесии дионисийского и аполлонического начал в человеке и в культуре. Конспектируя Ницше, Блок записывает: «Аполлон не мог жить без Диониса» {Блок А. Записные книжки. М.; Л.: Художественная литература, 1964. С. 80). В 1937 г. Пришвин также отмечает: «Совокупление или творчество все равно сопровождается радостью, только совокупление — Дионис, а творчество — Аполлон».
С. 722. …Вашу рукопись я укрывал… — Ср.: «…я в конце 1936 года благополучно увез свои рукописи на новое место жительства, в Каширу. В это время <...> наступали “ежовские времена”, и держать “Юбилей” (рукопись о тюремном заключении, допросах, ссылке и пр. — Ред.) становилось все более и более опасным. Я обратился к одному московскому другу, который, казалось… был вне возможных ударов “ежовщины”, с просьбой взять на хранение мою рукопись, содержание которой было ему совершенно неизвестно… этому московскому другу, согласившемуся приютить мою рукопись, я отвез ее в запечатанном конверте, сообщив только, что дорожу ею… Он взял большую банку из-под консервов, уложив в нее конверт в рукописью и ночью закопал банку в своем саду… Наступал сентябрь 1937 года — разгар “ежовщины”, — когда я вдруг получил от московского друга письмо с просьбой приехать и взять у него мой экземпляр Чехова (под таким псевдонимом скрывалась консервная банка с рукописью…) Он выкопал мою рукопись из ее годовой могилы, вернул ее мне и дал понять, что хорошо бы нам “некоторое время” вообще не общаться — ни лично, ни письменно» (Иванов-Разумник Р. В. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки. С. 94—95). Иванов-Разумник даже не представлял, что его московский друг — Михаил Пришвин, который в годы саратовской ссылки регулярно помогал ему деньгами («Никакой работы найти не мог, да особенно и не искал ее: благодаря щедрой денежной помощи друга жизнь была обеспечена, и я имел свободных 24 часа в сутки. Стал понемногу писать свои житейские и литературные воспоминания» (Там же. С. 93)), со своим тайным дневником рискует едва ли не больше его самого.
С. 722. …китайцы сбили японские самолеты… — В 1937 г., когда Япония захватила Пекин, вторглась в Центральный Китай и оккупировала Шанхай, Китай вступил в войну.
…Англия договорилась с фашистами… — В течение 1936—1937 гг. английская дипломатия стремилась к налаживанию отношений с Германией; встреча Гитлера и члена кабинета Галифакса состоялась в ноябре.
— С. 724. …в нижнем плане «нигилист» противопоставляется «живцу», в высшем «мировая скорбь» и «клейкие листики»… — Оппозиция
955
безысходности «мировой скорби» нигилиста (Ср.: «…жалостливый человек все еще подавлен страхом и ужасом; он все еще проклинает страдание и не постигает ни его смысла, ни его благодатности; он все еще боится муки и не знает ничего о ее творческом преодолении и просветлении. И потому его “мировая скорбь” не возводит его к Богу: он остается в пределах “гуманности” и “сентиментальности”, и луч Божий не озаряет ее и обыкновенной жизни» (Ильин И. А. О мировой скорби: http://malib.rU/iljin_singingheart/19/9/)) и любви к жизни «живца» с его «обыкновенной историей» (аллюзия на роман И. А. Гончарова), преодолевающей мировую скорбь любовью к миру (Ср.: «Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо… Клейкие весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь…» (Достоевский Ф. М. Роман «Братья Карамазовы», глава «Братья знакомятся» из Книги пятой «PRO I CONTRA») и преображающей «обыкновенную историю живца» в безгрешную радость жизни Франциска Ассизского («Цветочки святого Франциска Ассизского»).
С. 724. …ослиные уши… — Мифологический сюжет о древнегреческом царе Мидасе с ослиными ушами (так наказал его за провинность Аполлон), которые он прятал под фригийской шапочкой от всех, кроме цирюльника; тот, знающий тайну, мучаясь, что никому не может сказать о ней, вырыл ямку в земле и шепнул туда: «У царя Мидаса ослиные уши!», — и засыпал ямку. Но на этом самом месте вырос тростник, который прошелестел о тайне всему свету. См.: Овидий. Метаморфозы. XI, 85-193.
И то же самое Dichtung und Wahrheit. — По-видимому, имеется в виду автобиография Гёте «Поэзия и правда» (1811).
С. 730. …слагается «20»-е гисло…— В этот день в дореволюционной России чиновникам выдавали зарплату.
С. 732. Это, конегно, есть возвращение к пережитому. — По-ви- димому, имеется в виду история Павлика Морозова, как она преподносилась в прессе с 1932 по 1936 г. и обрастала все новыми деталями, подвергаясь пропагандистской обработке и превращаясь в миф о маль- чике-герое, не пощадившем ради идеала новой жизни своего отца. Современные исследования, надо сказать, поставили под сомнение даже сам факт доноса, но миф о Павлике Морозове сыграл свою роль в истории страны и ее идеологии. Ср.: Келли Катриона. Товарищ Павлик: взлет и падение советского мальчика-героя / Пер. с англ. И. Смирен- ской. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 246—252.
Конец [Катаева], Третьякова и… Паоло Яшвили! — Имеются в виду Иван Иванович Катаев, писатель, один из создателей «Литературной
956
газеты», член правления Союза писателей, арестованный и расстрелянный в августе 1937 г.; Сергей Михайлович Третьяков, поэт, драматург и сценарист, арестованный и расстрелянный в сентябре 1937 г., и Паоло Яшвили — грузинский поэт, застрелившийся в июле 1937 г., не без оснований опасаясь ареста. Ср.: Быков Д. Л. Борис Пастернак. С. 579-581.
С. 733. То же самое гувство — Антей… — Антей — в греческой мифологии великан, сын Посейдона и Геи, получавший необоримую силу от соприкосновения с матерью Геей — землей.
С. 734. …погти всегда великие художники жизнь конгают моралью. — Ср.: «Б/д. Крупные русские писатели не пером пишут, а плугом пашут по бумаге, пробивая ее, вывертывая на белом черную землю. Вот почему легкое писание, беллетристика, русскому кажется пошлостью, а русский писатель кончал свой путь непременной той или другой формой учительства и объявлял дело своей прошлой жизни “художественной болтовней”. И если иные и не кончают учительством, а остаются художниками до конца, то это художество не совсем свободно, в нем какой-то безумный загад смотреть и радоваться солнышку, когда голова будет отрублена. Не знаю, кого бы назвать из таких писателей? Вероятно, если ничего не перемениться, я сам буду такой…»; «Б/д. Претензии на учительство — это склероз великого искусства»; «Б/д. Художник… никогда не вступает с жизнью в законный брак. Он — как сама жизнь и, прожив одно, переходит к другому, заполняя промежутки “беспутством”. Утомительная и неверная жизнь, почти как акробата! И пусть, утомленный, он прислонится к науке, морали или религии — это не остановит его: он и науку, и мораль, и религию сделает своей любовницей. И если они, все поняв, начнут давить его, — вдруг бросит их всех и уйдет сам с собой в пространство жизни, как ушел Лев Толстой из Ясной Поляны и умер на глухой станции, окруженный международными корреспондентами» {Пришвин М. М. Дневниковая проза: В 2 т. М.: Терра — Книжный клуб, 2007. Т. 2. С. 375—376).
…красное ухо из богага. — Богаг — яма, залитая водой, омут.
С. 740. …гтение Книппер рассказа Чехова… — Имеется в виду рассказ «Шуточка» (1886).
С. 742. …«Петр /» А. Толстого в кино. — Двухсерийный художественный фильм по одноименному роману А. Толстого снял режиссер В. М. Петров; в фильме снимались лучшие советские актеры: Н. Симонов, Н. Черкасов, М. Жаров, А. Тарасова, М. Тарханов и др. Фильм получил приз на выставке в Париже.
С. 744. …как полесовали. — Полесовать (сев. диал.) — промышлять в лесу, охотиться, лесовать.
957
С. 746. Да примирится же с тобой и покоренная стихия. — Неточная цитата из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833). У Пушкина: «Да умирится же с тобой / И побежденная стихия».
Беловодгики устроились на Алтае… — Возникновение легенды о свободной стране Беловодье относят к концу XVII в., а ее распространение связывают с жизнедеятельностью бегунов, одной из старообрядческих сект; постепенно староверы — беглецы от правительственных повинностей самовольно заселяют долины рек Бухтарма и Катунь на Алтае.
С. 748. …после огередной гекатомбы. — Гекатомба (грег.). — в Древней Греции жертвоприношение, первоначально состоявшее из 100 быков; впоследствии всякое значительное общественное жертвоприношение.
С. 750. Переживаем регь Литвинова. — Возможно, речь идет о положительном ответе М. М. Литвинова на вопрос чехов 21 сентября 1937 г., могут ли они рассчитывать на помощь СССР в случае нападения Германии.
С. 757. …злую силу заставить творить добро (как у Гёте). — Ср.: «Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла» — так Мефистофель представляет себя в трагедии Гёте «Фауст».
С. 758. Читал о вредительстве в Зоопарке. — В организации Московского зоопарка в начале 20-х гг. принимали участие крупные ученые-биологи М. М. Завадовский, П. А. Мантейфель, хороший знакомый Пришвина, Г. П. Дементьев, которые разрабатывали научные основы содержания животных в неволе; П. А. Мантейфель разработал основы прикладной зоологической науки, которую назвал «биотехникой». Директору зоопарка М. М. Завадовскому принадлежала инициатива создания «Кружка юных биологов Зоопарка» (КЮБЗ), который серьезно занимался наукой на материале зоопарка. Не случайно создание КЮБЗа совпало по времени с организацией в зоопарке научно- исследовательских экспериментальных лабораторий. В 1934 г. по доносу были арестованы и репрессированы 12 молодых участников кружка, которых обвинили в «связях с иностранными шпионами» (они получали для зоопарка животных от немецкого зооторговца). В 1936 г. из зоопарка был вынужден уйти П. А. Мантейфель, обвиненный «в потере бдительности, вредительстве, развале работы». В 1937 г. в предисловии к первому тому «Трудов Московского зоопарка» уже новое руководство отмечает «разгром в зоопарке вредительской группы, препятствующей связям ученых зоопарка с большой наукой». Новые зоотехники, пришедшие на смену уволенным, плохо разбирались в специфике содержания диких животных в неволе, их необходимо было учить и контролировать (см.: http://www.moscowzoo.ru/get.asp?id=C57).
958
С. 764. Ездили к «Смене»… — Имеются в виду места в 5 км от Загорска, где до революции находилась Пустынь Параклита, после революции — трудовая сельскохозяйственная артель «Параклит», преобразованная в 1929 г. в колхоз «Смена». (Указано Ю. Н. Палагиным.)
С. 765. «Талант неизъясним»… — слова из повести А. С. Пушкина «Египетские ночи» (гл. II).
…Товарищ министра… — Термин этот встречается в Российском законодательстве со времен императора Павла I: в учрежденном при нем министерстве было несколько Товарищей министра, которые под председательством министра составляли присутствие, коллегиально решавшее ряд дел.
С. 766. …президент Соловъевской республики… — см. примечание к с. 27 («…короткое существование Соловъевской республики…»).
Что Чацкий в обществе обыденных людей, гто Чарский из