Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

можно Бетала заменить кем-нибудь…
< менно не Бетал, а кто-то, кому надо заботиться о Бетале, ЧТ°средники». Развить мысль, что Б. ничего и не знает о зам- <<110я что это люди позаботились и повесили (Антонов и пр.)>.

И даже если бы и заботился Б. об охране своей жизни, то ак же ему, вождю, и не заботиться об этом. Я часто боюсь смерти из-за того, что книгу какую-то не дописал, а он строит государство и, вероятно, чувствует себя незаменимым. Необ- х1ШИМпгть замка в процессе размножения людей. И как же бытГс целебными источниками, если слава о них распространится, если всем хочется пить эту вонючую воду: ведь табуны таких людей скоро затопчут, загадят, задрищут эти источники, если не повесить замок и не установить какой-то порядок. И в этом же есть и весь смысл государства.

Не в Бетале дело и не в Харуне, а в законах человеческой жизни, в человеке. Тогда я стал думать о человеке, и когда вспомнил о прекрасных горах, то они больше не упрекали меня: ведь не из-за своего дрянного чувства забыл я о них, я забыл о горах, потому что думал о человеке. А еще мне сами уж горы это подсказали: «трудно увидеть хорошее, но еще труднее по хорошему увидеть плохое».

Возникновение Пятигорска.

Свойство думать плохо так же вечно и внутри человека, а не в вещах, как «Прекрасная Дама» (априорно)

Голуби голубую глину… зяблики из гостиницы слышны… чудо техники (охотничьей).

Дес северный и чинаровый. Лес великий, наши сосны перед чинарами, как спички, но какой это лес, если можно забраться повыше и просмотреть его сверху насквозь. У нас на севере это и есть самое главное в лесе, что он выше нас…

О ^Лядя на хребет Кавказа, распределял против копий горы — ^ рджоникидэе, где Нальчик, где Майкоп, где Дагестан, и Се-

ль£Н1?тИ ^авказ вдруг стал весь понятен. От Белых гор отделись Черные, от Черных — Лесные.

априорно (лат.) — то есть известно заранее, доопытно, до проведения исследования.

95

Работа воды и людей. До сих пор все делала вода в борьбу с тяжелыми массами, а над лесами работали люди, превращая в пастбища наверху и в поля поближе к реке.

Груши в полях. Есть поля, как сады, покрытые редкими гру. шевыми деревьями: сладки дикие груши, и их оставляли на полях.

Ошибка вождя. Много вреда причиняют кабаны полям. Пророк сделал ошибку. Бетал тоже сделал ошибку, что поселил людей в горах, а оказалось, он поселил их из-за разбойников, и, может быть, сами разбойники раскаялись и пашут теперь вершины под кукурузу, искупая свои грехи. Ошибки Пророка устойчивее, чем его добрые замыслы: он ехал верхом и увидел, один пьяный человек убил другого, — после того он перестал пить вино, и это стало запретом для всех. Но как гора не может задавить ручья, так вся моральная сила Пророка не могла победить источника человеческого горя и радости: вина. Водки и коньяка не было при пророке. И Харун не только вино, а даже бутылку винную не возьмет, а водку пьет ежедневно.

<На полях: Янус. Лесные горы: лицо гор с севера — лес, с юга - пастбище, и каждая такая гора, если посмотреть с востока и с запада, стала как двуликий Янус.>

Миграция кабанов. С прекращением пастьбы в мае кабаны выходят на поля и посещают их до весны, до выгона скота в поля. Миграция с гор вниз из-за тепла (?)

Солнечная ванна на горе Аушегер. У нас под Москвой снег такой, что чуть тепло, и он тает (потому что тепло у нас длительное). А в горах под самым горячим лучом снег лежит (вероятно, не успевает вобрать тепла, как ночь морозная или ветер меняется). И вот на верху горы под знойными лучами МЫ раздеваемся догола, ложимся на свою одежду и повертываемся медленно, подставляя лучам то живот, то бок, то спину. У нас под Москвой такой воздух бывает немного по утрам в марте при легком морозе и сильном сиянии солнца. Этот чистый воздух так чист, так ничем не пахнет, что мысль вызывает любой запах, увидишь церковь — и запахнет ладаном, желтую бабочку — фиалкой… Солнечная горная ванна, купание солнечное* если не перегреться до испарины, доставляет такое тонкое фЯ’ зическое наслаждение, что почти оно и не физическое…

96

<(приписка: потому что по образам начинают показываться запахи, напр., ладан и пр.)>

Долина Черека… Урвань в Черек и называется Черёк, а по-

опять разделяется на Черёк и Урвань, и в Урвань впадает Упванец (Ху). И после того как Урвань и Малка соединяются с Тереком, река называется Терек.

Колхозы: по одной корове, больше нельзя (почему?). Тур- лучные жилища, хорошие, чистые (в с. Аушегер). Все понять в процессе строительства.

дрпзд в чинаровом лесу. Нигде не видел столько певчих птиц. Мелькнуло в глазу что-то серое и затаилось в кусту и опять зашуршало сильно листвой. Думал, зверь, а это дрозд- рябинник производит такой шум в чинаровой листве.

Романов и Люль заметно меньше стали меня уважать, когда я задержался на Верхней будке.

Река камней. Думаешь издали, будто молочная река замерла и остановилась, а это настоящая река, ее каменное русло, ожидающее с гор воды. Среди камней часто невидимо бежит ручей, способный потом скрыть все широкое каменное русло.

Путь моего опыта, как дорога, то вверх, то вниз. Сколько раз хотел уехать назад, и опять

Нижняя будка. После обеда, после чая с шоколадом пили вонючую серную воду. Кухва поехала с нами. Приехали в Верхнюю будку. Ждали табун кабанов. Прошел один силуэтом. Бегал фазан, сойки, черные дрозды, зяблики. Возвращение в гостиницу: радость культуре (эта радость и есть мотив современной жизни). Ну и Бетал! (охота с этой стороны).

7Апреля. Фенология из гостиницы (после перепела можно увидеть фазана). Вчерашняя заминка в свете солнца, тепло и сушь разрешились дождем и снегом. Наши горы стоят белые, и Даже из гостиницы слышно, как поют в парке зяблики.

Живые покойники Снег вернулся. Смотрел на спящего Пе- ю и узнал в чертах его лица своих братьев. Как давно это было! ть какое-то чувство неловкости в отношении покойников за чти° Жизненность’ больше даже, чем простая неловкость, по-

виновность. Так точно в отношении некоторых очень хо-

Их людей чувствуешь как бы свою нравственную несостоя-

1 Зак- 30?.8

97

тельность: странно! К живым хорошим чувствуешь то же, что и к покойникам (Дуничка, Р. В. Иванов). Что же это? Или хо* рошие люди так основательно вымерли, что невольно остатки их считаешь с покойниками? Или… Разумник уверен, что чесь ный коммунист не может сделаться писателем, но что и писа- тель, получивший успех при коммунизме, — плохой писатель. Мои произведения «Кащееву цепь», «Журавлиную родину» он только терпит, он втайне считает, что раньше я лучше писал. По его личности можно понять, как в свое время возникли ста- роверы.

<На полях: Встретил начальника турбазы Кудрявцева (который написал роман). Он ушел из турбазы, переезжает из Кабарды в Теберду (Карагай), говорит, что там очень хорошо.>

Если спросят, что в Кабарде прежде всего остановило мое внимание, я скажу, что в Кабарде я впервые почувствовал наступающую старость свою защищенной от насмешек. На моей родине стариками дразнятся, здесь стариков уважают.

Явилась мысль выступить с Люлем у детей. Мои рассказы иллюстрирует Люль. 1) Желтая круча: рассказ о медведе. 2) Кабаны и волки (нос просунул, и весь кабан, а волк…) Люль изображает табун: секач впереди: Люль прыгнул с дерева в середину, стрельнул в воздух из ружья, и все разбежались.

8 Апреля. Фенология из гостиницы. На востоке солнце, в горах темно и страшно. Постепенно как будто солнце одолевает. Легкий морозец. В парке на елках остатки снега. В горах, где мы были, снег сплошной. Трава как начала слегка зеленеть, так и осталась. Растения, вероятно, приспособились к резким переменам и до ровного тепла не выходят из своего зимнего покоя.

Горы повыше Эльбруса. Что значит в славе Бетала его восхождение на Эльбрус, или для Ворошилова значок ворошиловского стрелка, или для любого крупного деятеля науки и искусства орден Ленина? Есть горы такие высокие, на высоте которых сам Эльбрус игрушка, а орденов вовсе не видно: видали мы ваши медали — и альпинизм и туризм: всякий «изм» делается посредством мутовки, взбалтывающей человечину, как сметану. А кто взбалтывает, тот помалкивает.

98

л утром пройтись и встретились, идут в Обком дирек- ЬЬ ед института Пшеноков, Налоев и Талпа, в Обкоме им торисс^щки прочищать. Возле Обкома встретилась и Кал- бУДУТва Моя идея выступить с Люлем перед детьми ей очень Мпно°авилась. Только что-то опять мне мелькнуло в ней «гу- 6 пнаторское», т. е. какая-то суета возле нее, шум, что-то вывернутое наружу… не знаю точно — что, но я унес с собой неприятный осадок.

рмтги Гвинеи или не были? В обед показались горы, и, хотя довольно холодно, вечер наметился хороший. Пришел Романов с докладом, что вчера он запоздал, но тихо подкрался к шалашу (возможно ли?) и застал 7 кабанов, что будто бы он вернулся и велел свистнуть, после того сам опять подкрался и видел, как после свиста кабаны тихонько ушли. А после того ночью пришли, и он долго любовался при луне множеством зверей. Из этого рассказа следовало, что надо ехать, между тем в Обкоме нет бензина, но если мы сами позвонимся, то дадут, не может быть, чтобы не было! Мы позвонились — дали. Но через малое время говорят, что шофера нет. Вдруг появляется Тагир и говорит, что он только что проверил: свиньи не приходили в эту ночь. Замешательство. Романов говорит: «Ну так сегодня придут…» Были свиньи или не были? Кто врет, Романов или Тагир? Скорее всего, Романов врет: свиньи не были. Мы отказались ехать с тем, чтобы завтра с утра направиться в Пригородное хозяйство.

Теперь явно, что вокруг нас плутуют, что жить «гостем» и что-то делать трудно, скучно. Не лучше ли вовремя отступить, переехать в Теберду, оттуда в Сухум, и тогда в общей цепи Кабарда как звено будет замечательным? Итак, мы поживем на Черной речке, посмотрим птиц в степи, съездим в ущелья, на Эльбрус и в Карагай, пообещав Беталу вернуться к осени на Черную речку.

Встретился Налоев. Откровенно рассказали, и он тоже при- ал, что Ьетал — да, а возле плуты. Ох, и тяжела ты, шапка Мономаха!

вое ^ПРелЯя —ак почррнели эти белые горы! Встали в 6 у. до холя°Да Солнца’ Небо ясное, из-за гор встают золотые от вос- лотойеГ°ГНЦа кУчевые °блака и образуют свой снежно-зо- еЩе п ^60ет пРавильно на равной высоте от нашего черного, скрытого белыми пятнами.

Скачать:TXTPDF

можно Бетала заменить кем-нибудь... < менно не Бетал, а кто-то, кому надо заботиться о Бетале, ЧТ°средники». Развить мысль, что Б. ничего и не знает о зам- . И даже если