Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

та же власть внизу — лисий хвост.>

И еще я думал о том самом неприятном, что плут, считая себя за «умного», других настоящих умных людей и честных считает дураками. (На этом, между прочим, они и попадаются, потому что настоящий умный человек терпит, терпит, да вдруг раскроет плутню.)

После Нартана мы перешли реку Нальчик, ^ухие реки: «Весна, в буковом лесу шорох сухой листвы под ногой, сухая река. Весна. Сухие листья под ногой, сухие реки…) Отдыхали возле арыка у каменной изгороди. С нами отдыхал и Замарай. Как мало людей, понимающих душу собаки. Хозяйка говорила, что Замарай непременно вернется, я же знал, что за наше внимание, за наше отношение человеческое Замарай никогда не оставит.

104

ж каждом дворе огромная собака парй, которая, вероятно, ^ УХОДИТ пасти овец на Зольские пастбища. Умные псы потом террИторию: дорога нейтральна и в особенности ЗНаЮ человека, идущего со своей собакой; но раз соблазнился Рад з й небольшой собачкой, побежал за ней на двор, и она 3аМалилась, открыла живот: священное место; в это время колоссальных размеров белый медведь прыжком. Замарай стал меж ними, и кончено.)

После Нартана нагнал нас Измаил на паре лошадей и потребовал, чтобы мы ехали. Когда мы потом об этом рассказали Романову, он ответил, что русские того не могут, что кабардинцы <приписка: и особенно балкарцых <На полях: Рассказ Романова о балкарцах.> Однажды ему пришлось идти пешком в Балкарию, на ногах ему устроили какие-то горные чувяки с веревками, по пути обувь расстроилась, пятка [натерлась], идти стало невозможно. Вдруг показываются три всадника, вооруженные, в бурках. Один пригляделся и вдруг говорит: — Гриша! — Оказалось, я когда-то помог ему к ружью курок привинтить — вот и все: вспомнил! — Гриша, — говорит, — отчего ты хромаешь? — Слез с лошади, осмотрел ногу, а те два уехали. Посадил меня на свою лошадь, сам повел, со скалы на скалу спускались, всползали, приехали к сакле. Там на сковороде в золе явились лепешки, принес айрану, я ел, а он пятку мою держал над огнем, грел и чесал и помазывал. — Ну мыслимо ли русскому! и все только за то, что я ему курок привинтил. Устроил мне обувь, и я так легко пошел! Немыслимо это для русского!

Немецкая слобода до крайности пострадала от колхозного порядка, остались от прежнего только прекрасные сады. Еще лучше и гораздо больше были сады в Мужицком хуторе: видно, как обрадовались такой-то земле наши какие-нибудь смоляки, привыкшие корчевать… Таких обрадованных землей мужиков, наверно, отправили куда-нибудь в Среднюю Азию, а соединенные сады их и жилища предоставили колхозным детям.

<На полях: Гость. В «гостя» собирается все, что...>

бап^ ^альчике УДачно попал к зубн. врачу, наблюдал бой ка- с русскими (из-за очереди). Под вечер встретил в пар- лучше^3 ^жено*** Е°ПР°С (к теме: «Гость»). Спросил его, как задумя °^ъехать Сев. Кавказ или просидеть на Кабарде. Он мало* нЛСЯ ~~ ^ало виДели! — Нужно год? — Нет, три года, нет, аДо пятьлет. Договор о премии — коне. Завтра таврить

105

на Зольские пастбища. Разговор о легендах Бет.: старик Том- ский. Таинственный автомобиль. В 12 ночи Романов вещи привез.

12 Апреля. (Пасха.) Туман или остатки самума не дали нам сегодня посмотреть на горы, но, оказалось, и без солнца, и в чужой стороне при удаче можно весело день провести.

Мы были с Беталом на Зольских пастбищах Псыншока на празднике кабардинской лошади (таврение).

По пути в машине начальник НКВД Антонов рассказал, что ночью в приемник он слушал пасхальную заутреню, причем дьякон так ревел, что пришлось закрыть приемник: соседи могли подумать, что это он сам упражняется. Так мы узнали, что у нас Пасха.

Темы рассказов Бетала и др.

1. Жеребец Атлас. 2. Змеи. 3. Мусульмане под бузиной со свиньями: т. Киров. 4. Матка вернулась из Закавказья в свой косяк. 5. Явление жеребца из моря. 6. Косячный жеребец: какой он — не кусает: мужчина — взглянет, и слушаются. Отец заарканил и проч.: «садись!» 7. Конь кабардинец (кинжалом чертей, Б. сзади: конь упирается). 8. Почему у Б. нет своей лошади? (яйца надо вырезать) 9. Почему Б. не пьет воды (олени — козы — кабаны). 10. К жеребцу Атласу: говорят — кто его отец: «а ты знаешь, кто твой отец?» 11. Скороспелость и долговечность. «Ты старше жены? и жеребец должен быть старше». 12. Привязанность лошади: уходит из колхоза. 13. Пили за У4 английской: дальше не идем! Правильно. 14. Собака умнее лошади, она ближе к человеку, но лошадь как животное выше собаки. 15. Собака и лошадь.

<Приписка: Поднять кабардинку (через англ{ичанку]), интеллигентность], шею (а шея у кабардинки доставать с земли). Крепость копыта — копыто всё, а в конюшне какое копыто. Сохранить кабардинку — ее национальное] — и придать интеллигентность. Три породы: Нагайская — исчезла, Донская — степная, Кабардинская — горная. (Есть еще в Карагае, но мелка.) >

<На полях: Почернели горы. Неясно показались горы: как они почернели с тех пор, как мы с ними расстались. География рассказов. >

106

■Ж пебщАщс — сюжет для рассказа о кабардинской ло- где-то, повалили жеребца и бегают вокруг: шаДИстят Хвост (как у женщины волосы) — кабардинец. — поставьте! — На завод. Вернули. 2-й раз, 3-й — директора вон. „° „ат, 1 А кто его отец? — А кто твой отец? — Второго ди-

W ОПЯ1ь…

тора вон. При 3-м Атлас делается родоначальником всех Ручших лошадей в краю. (По человеческой линии можно раскрыть борьбу родины, личности, науки с обезличкой и мешаниной.) Третьего директора сняли, и новому говорю: ставь Атласа разводи кабардинскую лошадь, и никто тебя не обвинит в национализме.

Змеи. Третий день висит в воздухе песчаная пыль. — Эти пески, — сказал Б. — (где это было, где-то в Дагестане к Каспию)… я спал на бурке… будить тебя или нет, уж и не знаю: посмотри сам. Глянул я и обмер: вокруг бурки змеи, много, много змей, штук двести, больше! Бывают года такие змеиные. Посмотрел я и лег, и они легли, я поднимусь, и они головы поднимают, а на бурку не смеют, и каждая (сажени полторы?). Мы думали, думали и надумали: одну бурку бросим на них — они отступят, мы на нее, а другую бурку стягиваем и перебрасываем и так вперед, а змеи за нами. Версты три так прошли, глядим, подвода едет.

(Проверить, какие это змеи).

Медвежья желчь. <Приписка: Рассказ заюкинских стариков. (Рассказал Бетал.)> Антонов сказал, что Саид Хаджиев просит разрешения убить медведя. — Ему не мясо нужно, — отв. Б., — ему желчь… Заюковские старики рассказывали, что князья охотились и один медведя убил, и желчь взял в бутылку. Два бывшие с ним охотника (на другой охоте) приняли эту утылку за пиво и хватили желчи по стакану. У них раздуло животы, и они стали 3-му охотнику завещать: один поклялся, что 500 р. денег зарыто у него, все рассказал, где и как взять кому передать. Другой прямо сознался в грехе перед женой, лисьЖИЛ ИЗменяя е^’ и просил за то прощенья. Князья верну- сталиС °Х0ТЫ’ позвали доктора и вылечились. Тогда больные гпм ^ тРетьему охотнику вспоминать, какой вздор они ему не-

Сли от медвежьей желчи.

и свинки «Ты отсюда не уйдешь!» (узнать Политич Л6С^’ докУменты и револьверы: сдались. Посадили. — ескии? буду помогать. — Дал три рубля. Напоили стра-

107

жу (легли головами…). Хотели высадить окно, а высадилась вся стена: и не слыхали! Стали искать выхода, везде колючее заграждение. Пропутались до свету. В логу густая бузина. Залезли. Бросились искать, да только не в бузине. Приходят свиньи штук 30 и ложатся, а жара и воздухМусульманин ни жив ни мертв… Вторую ночь опять не могли выйти и опять свиньи. В сумерки третьего дня просто вышли из станицы. Взяли документы и револьверы.

Матка вернулась в свой косяк. Продали в Грузию, и она оттуда через перевал никому не ведомыми путями пришла: вот что значит горная кабардинская лошадь.

Кабардинка. Вел горами нас человек и запутался. Мы чуть из-за него не перестрелялись и его чуть не убили. Я вступился за него… Смотрю, мой конь уперся передними ногами и не идет. Тогда я понял, что запутался человек и дорога не та. — Моя лошадь, — говорю ему, — лучше тебя дорогу понимает. — Он обиделся. И наши говорят: — Пусть ведет! — Ладно, пусть ведет, — сказал я, — только я буду последним ехать, все равно мне скоро придется ехать впереди… — Едем, смотрю, проводник кинжалом машет во все стороны. — Чего ты? — Чертей, — говорит, — отгоняю. — Ну я же говорил, что моя лошадь понимает дорогу лучше тебя. — Он вовсе обиделся. Немного проехали, он стрелять. — Чертей, — говорит, — отгоняю! — Ну это уже и опасно, могут услышать. Тогда повернули, я впереди, спустились, я дал коню (огонь) воли, куда хочет, туда пусть идет. И скоро мы попадаем на тропу настоящую. Это понял теперь и проводник, и я ему говорю: — Видишь теперь сам: моя лошадь понимает дорогу лучше тебя.

Был хозяин Шелох, у него была охотная кобыла. Ехал он возле моря, остановился, слез. Море бушует и пенится. А из пены белой выходит жеребец и оплодотворяет кобылу. С этого и началась шелоховская порода.

<На полях: Глупость: выгонять из овцы два приплода. Араб белый просит только вороных. Жеребец вообще очень требователен к маткам.>

Косячный жеребец. Отец хотел заарканить какую-то кобылку, и петля попала на жеребца. Жеребец дернул, отец не дался и влез от этого по колено в грязь. — Помочь тебе? » спрашиваю. — Нет, — говорит, — я сам. — Освободил ноги из

108

подбирается, подбирается, схватил жеребца за уши, ГРЯ]гнул голову вниз, держит и говорит мне: — Сядешь? — яРт — говорю, — не сяду. — Ну так я говорю тебе: садись! — и сел а он пустил. И носил он, носил меня весь день. Вече- И м отец говорит дяде: — Ты будешь… погляди, там мальчишка Р<ой - Как изловили жеребца, с двух сторон заехали... И два паза потом отец спрашивал: - Сядешь? - И я отвечал: - Сяду. Р Хороший кпгячный жеребец спокоен, не кусает маток, и они одного его взгляда слушаются: как мужчина, властный, настоящий. <На полях: Кабардинцы уходили от сов. власти в Турцию - сколько они табунов угнали? Л. М. - тавро (Лука Мудищев - это начальник Н.К.В.Д. Антонов).>

Почему Б. мало пьет воды? Много смотрел на животных, вот олень — отчего такой легкий? воды

Скачать:TXTPDF

та же власть внизу — лисий хвост.> И еще я думал о том самом неприятном, что плут, считая себя за «умного», других настоящих умных людей и честных считает дураками. (На