Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

ресторана и на глазах наших хотела что-то схватить со стола, и когда это заметили и хотели ее обратно выкинуть, она схватилась мертвой хваткой за стол. Ее били по рукам и до тех пор не могли оторвать, пока Наскидаев не дал ей рубль.

По этому поводу рассказал про ингушей, что у них до сих пор воровство в большом почете и раз, напр., когда они должны были перегонять баранту через осетинский аул, мальчишка ингушонок. наклонившись над оградой, вцепился (как орел) в барана, чтобы поднять его и утащить, но не мог поднять, не успел: могли оторвать его руки только с шерстью барана.

Перегон скота в нагорные пастбища существует по всему Кавказу, а не только в Кабарде.

Еще рассказал Наскидаев, что в его ауле (Ардан) прижилась одно время маленькая турица по названию Кукла. Ее добыли в горах при охоте, убили мать, а дочку взяли, коза долго не хотела ее кормить, но потом привыкла; турица в ауле ходила в сельсовет, в сельпо, а не то заберется на крышу… И когда услышит гудок автомобиля, то на гудок, перескакивая с крыши на крышу сажени в три, возвращалась домой: гудок автомобиля признавала за сигнал козла. Туры — гон в сентябре, котятся в конце мая… На 3-й год разбиваются молодые самцы к сам- Цам, самки к самкам. В 3 у. спускаются на пастбище и в 8 у. уходят обратно на высоту, вечером на ночь снова спускаются.

Рассказ Наскидаева о том, как он зимой взобрался на Казбек V мои никто не был), как один человек провалился в трещи- н^л3адеРЖался на изломе, взял сумку с табаком, водкой, выро- не рИ °На Укатилась Дальше. Четыре ночи и три дня в трещи- его ^ХВатились* Вытащили, и когда очнулся, то первые слова ыли: — Табаку! — а потом, когда ему дали, заплакал.

207

Медвежий жир имеет свойство предохранять лицо от морозных ожогов…

Странно бывает понять, зачем он привязывается к формам красивой проходящей мимо женщины… Немыслимо допустить, чтобы он овладел ею или даже, овладев, мог с ней начать что-либо в этом роде. Нет! это рождение формы, первое начало ее существования самостоятельного. (Годится при описании первого отрыва облака от горы: обнимая гору, оно приняло форму ее выступа и самостоятельно поплыло как форма, и кто- то внизу удивлялся этой форме, принял внутрь себя, и через человека форма осталась навсегда и стала жить, и в поэме никто же не мог знать, как родилась эта форма стиха и определилась жизнь человека, посвященная форме.

<Приписка: Молодой поэт узнал в этой форме черты своей возлюбленной, исчезнувшей, и страсть его невозможная соединилась с чертами... и он стал снимать облако с этой горы... Она была недоступная, и он стал на нее взбираться, ощупывать. Человек в высокогорных башмаках: привести рассказ его в дневнике.>

1 Июня. Утром солнце, но горы не были видны, после обеда и до вечера дождь и гроза

Утром разговоры с «Замошкин-Талпы» (Пятигорск, редакц. газ. «Северокавк. большевик», С. Д. Говоров) о его фольклорных (по театру) работах, с Жалькин Петр Лазаревич (драматург, Москва, ул. Герцена) с Наскидаевым и Фарнионом. Характеристика поэтов Фарниона, Ив. Джанаева, К. Дзесова. Достать у Фарниона «Антологию» и турьи рога.

К вечеру гроза застала на берегу Терека, проходящего по парку.

Торжественное заседание: человек с седой головой в черной черкеске.

Старик-щеголь, природный тамада, писатель глубоко старый, при выборе в президиум замахал руками, стал отмахиваться, но прошел.

Николай Тихонов, парень из лабаза (киношные дела: история революции), другие почетные старцы, бойкий речистый председатель Союза писателей и проч., и проч.

<На полях: Тихонов 3 месяца работал с евреем режиссером в Ле нинграде над сценарием, а теперь ходит по Кавказу- Провалился с деловой стороны.>

208

Почетное место в кресле рядом с Тогоевым (вылезти невоз- жара). Банкет, опять тамада. Директор исслед. инсти- М°* ‘женщина слева (осетинка), директ. средней школы- ^ щина справа (еврейка), проходящая заочные курсы ино- Же языков, уполномоч. НКВД. Разделение на высших и низших, как в Соловках…

Я сказал Тогоеву, что в Кабарде мало культурных людей, а он на это: — И все-таки Кабарда шагнула вперед огромным скачком, там же неграмотные люди были… — Напротив, утром, сильно выпивший Фарнион: — Бетал, что говорить… но Тогоев занял Нальчик первым (500 человек положил), а Бетал в это время был где-то в Ингушетии. Когда рассвело, ходили на Терек с Фарнионом, смотрели Казбек и Столовую гору, между которыми Дарьяльское ущелье. Мечеть, в которой рыбаки нашли замуровленную бутылку водки.

2 Июня. В 4 у. до восхода солнца смотрели с Терека на Казбек и Столовую гору. День обошелся без дождя. В парке на берегу Терека расхаживал свой [Калмыков]. В сумерках председатель Союза писателей Барон Боциев повел нас в Исследов. институт. Там показывал Фарнион музей как иллюстрацию личности Коста Хетагурова. От Петра I до смерти Коста. Творимая народом легенда о Коста (и то же о Бетале). Коста где- то сказал: «Охотник ходит у пропастей: он живет близко к мертвым, но, умирая, редко попадает на кладбище». Его живопись церковная.

<Приписка: Ставроп. семинария. Жил, писал, как Бострем.>

(Пошлость Фарниона.)

Музей посмотреть отдельно. Встреча с писателями. Рассказ современного Коста: Цаголов (см. на конце, совсем как русский) рассказал, как под Новый год Коста с кем-то голубей на чердаке резали (праздник справлять), а он думал, что ножи точат — резать «Петушиху»

Саид Бадуев, чеченец, рассказал происхождение себя как эта и писателя от народа и встречи с «универсальностью» ^это мое), школа и революция.

уСПе^Каи ^Джаматов, кумыкский поэт, о дагестанском театре, ти») уЫеет «Отелло», как будто это горская вещь (из-за «чес- вопол ^ИМ П° мУсУльмансгву не допускается и в (?) театр, осно- Своим°иЖНИК театРа Бейбулатов Темирбулат ходил в горы со представлениями, и там бросали в него камнями.

209

Сказки председателя Карачаевск. союза писателей из Ми- коян-Шахара: мне кажется, в них много и русского и арабского. Тема исследования: христианство и магометанство в отношении искусства…

<На полях: Бухарин. В Орджоникидзе я увидел, на бульваре устроена кабинка для -чистки сапог, и, забыв, что я в Осетии, сказал: — Наверно, и это Бетал придумал! Тост старика ко мне, передавшему рог другому: - А вам карандаш и ручка. Мой тост: чтобы рог выпивать до дна — это жизнь, а не оставались от человека только карандаш и ручка. Грузины ошиблись и поехали в Южную Осетию.>

Конь и Красавица — Джигит.

Конь — Арабстан Красавица — Грузистан Джигит — Дагестан

Продолжение совещания в духане до 3-х час. ночи.

Тост чеченца Саида:

Земля без травы и цветов — какая это земля?

Человек без культуры — какой это человек?

— И то же писатель без народа — не писатель.

Абрек. Рассказ безрукого о том, как из-за чего-то поссорился с кабардинцем (соседи), подобрал 60 человек, и началась война. (А теперь при колхозах? — Ну, ты и теперь абрек.)

<На полях: Кукла погибла из-за цыпленка: хозяин камнем ото гнал. В Дагестане на базаре все языки сходятся на тюрк: ском: на нем объясняются.>

Старики-осетины, эмигрировавшие во время царских гонений в Карачай, приехали депутатами на праздник,-как знавшие Коста. Держатся, напрягая жилы. Пьют тост (только осетины!) с убежденностью в том, за что пьют. «Национальное по форме, социалистическое по содержанию». Визг горца и хлопанье (рог). Речь хозяина духана.

<На полях: С сияющим лицом выпивший сказал мне: — На ка кую высоту вас поставили! На другой день нет никакой высоты. Я дал кумыку второй рог и извинился: второй раз выручаете. — Что же, — ответил он, — ведь если надо, я должен за вас и умереть... 210 «Пить не могу. — Поставь! — Рог не поставишь». Спор: откуда взялся рог, один, что взялся он из-за посуды: нет в горах посуды; другой, что рог нельзя поставить.>

3 Июня. Утро солнечное жаркое. После обеда сильный

ДОЖДЬ с грозой. ,

Утром сел на лавочку на бульваре, подошел Соцко, потом Губа, старики, и сидеть тесно. Соцко: — Одна слава сидящим, другая слава стоящим.

— Бог живет на вершинах гор, ему нужен чистый воздух, а человек живет в долинах: ну, и не мешай же мне, Господи, живи себе на вершине.

Гость. Пришел гость: день прожил — хозяин ухаживает за ним, кормит. Живет другой день и третий. У хозяина нечем гостя кормить и некогда за ним ухаживать. На четвертый день хозяин просит гостя в сад. Прилетели птички, посидели и улетели. Вот хозяин говорит гостю: — Видел птичку? — Видел: хорошая птичка. — Очень хорошая и время знает: посидела и улетела, а человек никогда времени не знает. — Гость понял. Простился с хозяином, поблагодарил, сел на коня и ускакал.

<На полях: Похож на Тагира. Внутренний враг. Вот Столыпин боролся с внутренним врагом, так я борюсь с печалью — моим внутренним врагом. — Но ведь Столыпин же не победил. — Для своего времени он побеждал, а если умер от внутреннего врага, то в конце концов и мы все умрем от него. Так лучше же я буду жить веселым...>

Три ущелья: 1) Дигорское, примыкает к Кабарде и заповеднику Лескена (девственные буковые леса). 2) Алагирское (Военно-Осетинская дорога). 3) Арвы-ущелье (небесное ущелье): Военно-Грузинская дорога.

Толпа народа: милиционер. «Я веселый, потому что борюсь с печалью. Все умрем, так лучше же я умру веселым».

Туба: рассказ его об уздене прапорщике Тукаеве и гражданине свободном Гончуеве, что уздень хотел его плеткой, а тот изГЛ плеткУ и похлестал узденя (хуже пули, кинжала). Как Ко ежать беды? Уздень потребовал мальчика. Тот поехал дале- Дал^°НИЛ плеткУ’ мальчик подал, а он в седло его и умчал. И от-

£ хол°пы узденю, а мальчик и теперь жив. иго веРНая Осетия наполовину только христианская, Южная Вся христианская (Грузия).

211

4 Июня. После проливного вчерашнего теплого тропического дождя сегодня утром облака так высоки и так прозрачны, что сквозь молочную дымку видны горы: из садика «Интуриста» видна гора, что рядом с Казбеком.

Чеченец-поэт, променявший кинжал на перо (вот небо вот земля, вот мой кинжалзнать ничего не хочу) — у него и у других подобных душа открыта незагрязненная для культуры: есть такой человек!

Наскидаев вечером, как обещался, не пришел, и дело с познанием Осетии затягивается. Слышал, что осетины привычны на обещания, посулят, а там и нет ничего. (Ночью говорили: — На какую высоту мы вас подняли! — а утром очнулся, и нет ничего, и ноги от вчерашнего даже на лестнице подламываются… какая уже тут высота! и не с кого спросить ее: все разбежались, никого не найдешь. Вот она, богема со своими обманами…

Солнце выманило меня, посмотрел на Столовую гору (Казбек был закрыт). Зашел в парк, сел. Сторож (75 л.— отец 140 — дед 200). — Вот всё дожди, — сказал он,

Скачать:TXTPDF

ресторана и на глазах наших хотела что-то схватить со стола, и когда это заметили и хотели ее обратно выкинуть, она схватилась мертвой хваткой за стол. Ее били по рукам и