Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

народ, и почему я почувствовал необходимость голоса вне… через головы… <Приписка: Он сказал: — Теперь придется опираться на народ.>

28 Августа. Снилось, будто я в телеге вместе с мужиками везу гроб своей матери и как раз против Хрущевской усадьбы колесо телеги попало в колдобину и гроб полетел на ту сторону. — А тело, скажите, как тело? — в ужасе повторял я, не смея глянуть в ту сторону. — Тело выехало! — ответили мне. Я решился посмотреть и увидел, что ноги матери моей задраны вверх и медленно, как будто тело оттаивает, опускаются.

Есть ли это безобразное сновидение независимо-случайная игра сонной фантазии, или оно является выражением моей внутренней нескладицы, а может быть, моей сейчас особенно сильной тревоги за существо моей родины-матери…

298

Или может быть, все наделала моя книжка «Жень-шень», данная из Англии в золотом переплете и с золотыми сло- ПР р Вдруг ясно стало, что наша жизнь очень тяжела и что В3 ли где-то живут хорошо? Или вот эти последние события Луде, воспоминание о словах еврея И., что России уже нет: все 8 яоушено… и во мне уже хотят видеть нерусского и называют иногда Пришман.

<На полях: Временами чувствую сильнейшую ненависть к евре ям, повседневно грубящим русскую народность и язык. И каждый раз вслед за приступом ненависти я мысленно перемещаюсь в общество русского <за- геркнуто: фашизма> и не нахожу себе там места. И в конце концов опять перехожу к тому «ничто», которое являет собой силу и особенность великорусского племени: этой силой и собирались вокруг Великороссии терпеливые и устойчивые племена.>

Страница Кавказа. Сборы на Кавказ. Взять: термос, бинокль, пистолет, горные башмаки + штиблеты, новый костюм и какой- нибудь, теплое белье… 4 пары; 1 подушечка. Реклю 2 тома + Нурок. Фото. Все чтобы вошло в 1 чемодан + 1 сак + Рюкзак. Пальто кожаное. Тепл, шапка. Откладываю сборы до приезда Насимовича.

29 Августа. У всякого человека должно быть место вроде храма за письменным столом, в детской, в лесу где-нибудь. И минута особенная ночная или утренняя, где и когда все пережитое он, как в линзу лучи, собирает в один фокус, отчего все внешнее становится личной собственностью, которую никто не может отнять.

30 Августа. Ходил за грибами. Насладился первым осенним утром.

По озеру такому тихому, что кажется, можно пойти и не провалишься, перебегают ночные туманы: так ночные мысли мои переходят. А я думал ночью об английской книге и сейчас Думаю об этом: совершенно изданная книга дает мне то же са- е ЧУ®СТВ0» как совершенное (гармоническое) явление в при- гов 6 ЭТ° показывает’ что сущность «природы», о которой все ды -?ЯТ постоянно’ есть творчество и вся радость от приро- Ве это от Участия в творчестве. И возможно, что всякое со- мым 6ННОе пРоизведение искусства построено по тем же са- законам, как строится все в природе…

299

Все различие в нечеловеческих переживаниях в природе при достижении, напр., кристаллической формы и всем нам знакомых человеческих в искусстве — это… Ведь в природе для одних все гармония, для других все дисгармония. И только если, участвуя в творчестве, соединился с природой, начинаешь понимать, что природа есть творческий процесс и что гармонические ценности явились в результате бесчисленных проб и борьбы. Все различие в том, что у нас — мы хозяева, а там само делается или Бог делает: нечто делает вне нас, но и там и тут делается по тем же самым законам.

<Приписка: Вот это разделение, по нашей сов. идеологии, и незаконно: по советской идеологии все сводится к единству творчества человека, а природа есть хаотический материал творящего человека. Смертным грехом и высшим выражением буржуазности явилось бы удивление «цивилизации» муравьев с подчеркиванием некоторых превосходств муравьиной цивилизации в отношении человеческой. «Самотёк» — это общее презрительное название всей мировой самости; в противоположность самотёку: «планирование».>

С полей, с лугов, с воды поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубины чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо как на лучи и даже считать и фотографировать.

Зеленые дорожки в лесу, поляны все будто курятся, туман везде поднимается, садится на листья водой, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку. И по мере того как поднимается солнце и разогревает воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверно, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли. И когда наконец солнце стало порядочно греть, на телеграфной проволоке большие сверкающие радужные капли стали падать на землю.

И то же самое в лесу хвойном и лиственном: не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостной была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движение чутко-трепетный лист под собой, и так все ниже, все сильнее, и вся осина в полном безветрии, сверкая, трепетала от одних только капель. В это время и некоторые высоко построенные сети пауков пообсохли и пауки

300

ли подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, затрещал дрозд на рябине.

^Иа полях: Ученым мало понятны угадывания безмысленных

^ животных, но художникам это близко очень…>

О прелестях труда говорить не приходится, к труду необходимость подводит, и если даже и нужды нет никакой в заработке и нет охоты к творчеству, в свое время здоровье потребует.

Время, когда осины стоят еще совсем зеленые, а под осинами на зеленой траве лежат покрытые сильной утренней росой листья ее от золотого до красного цвета и совсем бывают похожи на спелые желтые и красные яблоки и груши.

Вьюшка погубила молодую лисицу.

Конец истории с Лежневым (другой Лежнев, третий).

Революция подвела к двурушничеству как бы всюдному. Но особенно яркие типы в этом отношении, конечно, евреи (как и показал этот троцк.-зинов., в сущности, еврейский процесс). Но единственное средство борьбы с «жидом» — это пассивное сопротивление, выжидание и доказательство беды фактами (напр., порча языка). Народность должна выжить, победить и все расставить на свое место. Уже совершился перелом, и среди сплошного двурушничества совсем в новом свете встает тот самый «честный» человек, который, бывало, честностью своей никого и не удивлял.

Борьба моя за Разумника есть борьба за честного человека. Надо с ним лично переговорить и, если он… завернуть дело покруче. Но мне надо непременно и не откладывая бросить всякую болтовню в Москве, держаться строго, недоступно-независимо, появляться, говорить до крайности скупо.

Решение: как решено было бросить курить и бросилось. Так точно о деле охраны своего «места и минуты» с этого дня думать ежедневно и записывать, считая все ошибки и случаи забывчивости. Ни с кем свободно, кроме немногих своих.

1 Сентября. Вчера барометр сильно упал. Сегодня окладной, но теплый и, наверно, долгий дождь. Высыпали грибы.

чера мы в Александровке охотились на тетеревов и брали (хватали) на ходу грибы. <На полях: Тайный гриб.>

Что<<^еловек — это звучит гордо» (как это глупо!). Человек... да Вы пРеУвеличиваете, одного превозносите, другого унижа- 301 ете, смотрите просто: человек и человек. От самого большого и до самого маленького все те же недостатки и все те же попытки к хорошему. По газетам в Польше героев еврейского процесса считают мучениками, а Зиновьева сравнивают со св. Петром. — Я люблю свою родную страну Россию, но социализм я любить не могу, и никто это не может любить. Может быть, я признаю социализм полезным для моей страны. Так, может быть, я и евреев считаю полезными и признаю их общегражданские права в нашем союзе. Но любить их, как русских, я не могу. Вообще все измы находятся вне сферы наших привязанностей. Молча движется история... Молча движется страна в ту сторону, куда надо, и никакие слова об этом не выходят. Фальшивые слова сейчас у нас. Мы так радуемся грибу, когда его находим, что, кажется, и он с нами радуется, между тем самому грибу... То вырос гриб сам в лесу и мы его там находим в свой праздничный день, а то вырастает гриб шампиньон, нами посеянный в подвале и выхоженный. Там радуешься тому, что само выросло и досталось нам даром, здесь радуешься тому, что сами вырастили. Там гриб сам, здесь мы сами. Два миропонимания. <Приписка: В Совете одни шампиньоны. Заводная Канарейка. В этой «религии человечества» скрываются, маскируя друг друга, два противоположных процесса: еврейско-эвдемонистическое господство (пошлость величайшая!) и наше само: жертвенное «ничто».>

Оборот с Лежневым (не Вы!) гениален. Он может служить образцом в отношении борьбы с антисемитическими настроениями, с двурушничеством и т. п.

2 Сентября. Барометр все ниже. С трудом пробрались в Александрову и выбрались оттуда. Привезли множество белых грибов и 4-х птиц. Пришел Б[острем]. Он купил дом, но этот шаг, видимо, истощил его ресурсы: заболел и насела жена. Человек замучился и повторяется (истощен). Видение пророческое: все личное как путь святости ко всему прекрасному и все общественно-государств. летит к дьяволу.

302

Новоселье не удалось, семья погибала, но пришел простой овек и посоветовал купить петуха. Посмеялись, но купили, Чбкак только петух закричал — все пошло как надо; к этому И по знать, что значит у нас теперь свой домик и что значит подвиг оставаться самим собой…

рассказ «Петух» или «Новоселье» (народный рассказ).

Лесник Мих. Мих-ч, человек лет 60-ти, получил путевку в дом отдыха в Москву на 11 дней и поехал… А Карповы перебрались в Загорск, дом их забит.

<На полях: Начало рассказа. После мучительной стойки выле тели два тетерева, я хватил в одного, Петя в другого, и оба мы по два раза. Четыре выстрела в секунду было, и в следующую секунду рядом в кусту хватил нас 3-этажным словом русский человек, собиравший грибы. Мы захохотали, он тоже засмеялся, повторяя ту же ругань в дружеском тоне.>

Убедился, что народ читает мои рассказики в отрывном календаре и понимает — это приятно. И если сопоставить с тем, что и в Англии понимают, то можно гордиться: этого мог достигнуть, кажется, один Лев Толстой. Значит, так и надо продолжать писать детские и народные рассказы — раз, рассказы о животных, подобные «Жень-шеню» — два, роман «Начало века» — три.

В народных рассказах надо переходить от охотничьих рассказов к бытовым советским <приписка: Например, рассказ Петух и тоже Власть>: народную мудрость окунуть в современную жизнь (потому что ведь те же самые же эти русские люди живут и как-то приспособляются к новой жизни).

Так, напр., бабушка Настасья о нынешнем сложном времени так просто понимает: на ее памяти жили люди получше и поху- Же: сейчас похуже: а отчего? скота стало меньше, землю мало Удобряют, земля перестала рожать. Что церковь ломают — это

Скачать:TXTPDF

народ, и почему я почувствовал необходимость голоса вне... через головы... 28 Августа. Снилось, будто я в телеге вместе с мужиками везу гроб своей матери и как раз против Хрущевской усадьбы