Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

ни к чему ^тебя забудут: «Не дай Бог среди них умереть». В этом всё: разобрать.

Все равно: здесь в Союзе и там у Сологуба…

В собрании людей, как в лесу, оставаться самому с собой и прекраснейшим человеком.

Вторая природа как чужой ум: напр., положение необразованного партийца, когда начали повторяться имена Пушкина

И др-

Срыв завета и последствия.

Зал с трибуны и трибуна из зала (глаз бедняка и глаз трибуны).

Вишневский, Лева и Щербаков: русский, крестьянский народ, добродушие и растоптать врага, немца.

Еврей Вальбе: украинский лес закрыл ему путь в Палестину, блуждает в украинском лесу гражданин рассеянного по земле «народа книги». Вопрос: я, русский, могу допускать себе роскошь презрения и ненависти к подлецу одной и той же со мной, скажехм, арийской крови. Но еврей в отношении к своему подлецу не хможет допустить и этой роскоши: нет зехмли под ногами, почвы, по которой он мог бы уйти, отдалиться и физически отстраниться от своего родного подлеца. Ему приходится выносить его рядом с собой в непосредственной близости и, что самое ужасное, в конце концов, отвечать за него. Перед нкм Две дороги: одна <приписка: индивидуальная> к золотому могуществу («На земле весь род людской»), другая <приписка: о6щая> к интеллектуализму или революции, что-то вроде perpetuum mobile, вечное движение без отдыха.

Анализ нашего русского, советского антисемитизхма: надо взяться за это наконец и довести до конца: Радек и двурушни- какТВ° ^амая СУТЬ темы’ что в Палестину вернуться нельзя, Это В°°^1Це нельзя вернуться физически к своему прошлохму. CB0« испытывает лично, непрехменно теряя, утрачивая свя ЛИЧНУЮ почву. Но чтобы целый народ вместе со своими няя ЫМИ И подлецами мог утратить почву и рассеяться, сохра- Жет fiT° Же вРемя Душевное единство, это необычайно, это, мо- ыть> еДинственный раз было в истории: какое-то чудо

475

перехода сырой, твердой обыкновенной земли, чернозема песи и т. п. в душевное состояние.

су.

Появился П. Н. Щекин-Кротов, педагог, директор рабфак Разговор об эгоизме нового человека (рассказ о «путевке»- если получает путевку, то ни на что не смотрит, бросает лекции и требует выполнения своего права). Рассказ о железной дио циплине, ее необходимости, определенной ходом самой революции (постановление совета: вставать при входе учителя, один рабочий не встал). Возвращение к своей описанной в «Кащеевой цепи» гимназии: священный бунт Курымушки теперь представляется мне не священным, и кажется, что учителя были гораздо лучше, чем описаны. Необходимость дисциплины, осознание этого приходит у Курымушки на 65 году жизни!

24—25 Февраля. Слушал Ставского, похожего на хозяина в колхозе. Чистка писателей (Пастернак и Пильняк). Тип Валь- бе (Тальников =). Вечером уехал домой. <Приписка: Послать Щекину «Север», «Кащееву цепь», «Зверь».>

26 Февраля. Всё метели. Снегу в лесах довольно и для хорошей весны. Думаю о словах В., что евреи (нэпманы) спасли Россию, и начинаю понимать, что каждый еврей в глубине души капиталист и троцкист и что в дальнейшем есть опасность еврейского погрома…

Тело народа, земля, физический труд, народность и необходимое объединение всего этого, государство, евреями глубоко презирается, потому что из этого можно сделать вытяжку и опустить в карман в виде золота, которым и достигаются все те ценности: краткий путь. Поняв это, человек просто скучает среди национальных наивностей. Заключив,, таким образом, всю материальную силу, еврей делается ценителем культурных ценностей, поскольку всякая культурная ценность само собой выходит за пределы своего национального происхождения…

Таким образом, евреи являются как бы агентами интернационала, и так оно было довольно давно, потому что торговля, обмен… Все объясняется их торговым прошлым…

И вот как понятно теперь, что они должны быть недовольны до крайности нынешней национальной (Пушкин) политикой Сталина. Троцкизм — их дело и состоит в том, чтобы напу^ гать, поселить страх, препятствующий творчеству… С дрУгоИ стороны, восхваление Сталина, превращение его в бога есть

476

е разрУшительное дело: И на Т0М И на ДРУГ0М «У« стараются евреи-

97—28 Февраля. Окладывали лисицу, большого кобеля.

^ ноте вечером я спутал флаги, и зверь остался незафла- УнТым. Измучились до конца.

Еврей не потому успевает в житейских делах, что умнее, что действует без «предрассудков», свойственных другим на- а м* ничто его не держит, ни рыцарская честь, ни буржуазная честность. Он сросся с товаром, с монетой и сам стал таким же отвлеченным, как монета: в хмонете его власть, чистая власть, лишенная царских игрушек и облачений. Каждый еврей должен быть троцкистом, и я боюсь, что как бы наш коммунизм не окончился изгнанием евреев.

Еврей среди народов всегда всплывет наверх, как самый легкий.

Еврей никогда не ассимилируется по тем же причинам, по каким крестьянин, переменив профессию, не возвращается к земле…

Еврей может быть погашен как еврей-спекулянт и революционер лишь в творческом интернационале моей Дриандии.

Сталинец скоро оформится в русского националиста (Вишневский, Щербаков, Лева и т. п.): все равно, будет это при жизни Сталина или после него.

Положение толкача: Кагановича никогда не удовлетворит еврея: рано или поздно он возвратит свой советский паспорт и потребует капитализма.

Положение его теперь между фашизмом и коммунизмом в «демократических» странах. Наш советский коммунизм дает <загеркнуто: жестокое> справедливое решение еврейскому вопросу: кто не работает, тот не ест: работай наравне с другими, и будешь равным гражданином.

<Приписка: Наблюдения: розовая береза, орехи, белка, Рик совы, клесты, вороны.>

Февраля. Вчера и сегодня солнечные дни весны света. фонеНЫ кУвыРкаются* Клесты поют везде. Мелкий березняк на Р темн°го бора в лучах солнца становится розовым… Ника°ЛНечны^ ЛУЧ на крыше гаража создает нечто вроде лед- СТр ’ из»под которого, как и в настоящих горных ледниках, ся По нагретой крыше вода, и ледник отступает, все ши-

477

ре и шире темнеет между ледником и краем крыши темная п лоска железа. Тоненькая струйка с теплой крыши попадает ° холодную сосульку, висящую в тени на морозе. От этого вол^ коснувшись сосульки, тут же замерзает, и так все утро. Сосуль’ ка утром сверху растет в толщину. Когда солнце, огибая кры шу, заглядывает на сосульку, мороз исчезает, и ручеек, сбежав из-под ледника, струится по сосульке и золотыми каплями па» дает вниз. И весь день; и в какое окно только ни глянешь, везде, кажется, солнечные лучи золотыми каплями падают вниз Но далеко еще до вечера начинает морозить в тени, и хотя на крыше все еще отступает и ручей струится по всей сосульке внизу многие капельки останавливаются, капля прирастает к капле: сосулька растет в длину. (Сделать началом «Дриан- дии»: после этого: «Это весна света все равно и ночью»…)

Пете на завтра в Москву: 1) Организовать «Свадьбу Лады».

2) Покончить с сапогами. 3) Деньги у Лазаря и письмо ему. 4) Свои дела: а) тема лесная, б) прошение. 5) Мелочи: 2-й спиннинг, 4 лески, складные удилища, клеенку для футляра спиннинга, привезти аппарат и коробку фотопластинок, к блеснам рыбки, Зуев: порох, кожи. Белка. Миллер и Мирский — англорусский словарь, изд. Советск. Энциклопедия.

1 Марта. Утро -25. Около 2 [пополудни] разгар солнца, капли с крыш, вечером -5. Петя уехал в Москву устраивать свои дела в Университете.

Был Сергей Александрович Цветков. С ним тяжело: не дослушивает и перебивает своим. Это вроде болезни, у Тани Розановой то же. Долго быть невыносимо, тем более что и сам заражаешься и начинаешь его не слушать и сам прыгаешь. Не дай Бог! Человек в отношении другого должен быть прежде всего душевно внимательным: это у человека лучшее…

Удалось влепить в Кавказ двух существ, живущих во мне. подпольного («Бедняк») и светлое, аполлоническое существо (Альпинист): ведь вечная же борьба того и другого: разобрать эту борьбу (Гоголь и Пушкин) и условия победы. Думаю, что основа победы «дух не работает» (Моцарт).

2 Марта. Такой же, как вчера, морозно-солнечный день от -25 до капели.

Писал «Завидово».

478

ал Метерлинка. Вот болтун! Вот махровый писатель, я противоположность Пушкину, Толстому, Гете, Джеффе- поЛнаКак неверно сравнивают пустые слова с водой: ни с каким Рис^ческим явлением нельзя сравнить словесное извержение: Физ оде и вода, и все работает, а у человека слова просто выходят и пропадают.

упражнялся в метании спиннинга.

3 Марша. Погода та же. Кончил «Завидово». Метал спиннинг. Жду Петю.

Решил достать Гете и прочитать его по-немецки.

Никогда с такой радостью и без всякой тревоги не ждал весны. Когда вспомнишь о сближении своем с природой, то вспоминаешь, сколько этому счастью помогла моя бедность: нищенское существование до революции обрекало на деревенскую жизнь, после революции долго не давали комнату, потом комнату и Лева отобрал, и стали вообще опускаться руки на перемену. Между тем при других обстоятельствах я мог бы так же, как природу, полюбить в городе искусство и книги. Когда будет квартира, я непременно сделаю опыт в этом отношении: попробую пожить в городе «эстетически», т. е. свободно, как в лесу.

4 Марта. Когда навстречу прекрасному в природе душа моя расширяется, я верю, что это прекрасное существует в мире само по себе и я лишь просто его принимаю в себя. Когда мне становится худо и на глаза попадается все некрасивое и недоброе, то виновником этого состояния я считаю себя: это я такой и такими глазами я смотрю на мир. В этом заключаются все правила моей гигиены, и только благодаря этому я в творчестве своем движусь вперед.

и ~~ Я тоже так живу, — ответил мне N., — лучшее не во мне не от меня, но ответ за дурное могу принимать только до из- стной степени и отношу его в большинстве случаев к Марксу. ^ так оно вернее.

ПинИтак’ во мне сейчас и всегда борются три существа: 1) Аль- Пр Ист’ 2) Бедняк, 3) некто высчитывающий, как бы выгодней обит ТЬ’ нагтР*’ работу о Завидовском хозяйственном военном сстве, назовем его Практик.

479

5 Марта. «Альпинист». Когда поднимается на гору смотрит на себя как на осла: это нужно, это бремя он берет Т° себя и тут встречается с подпольным «Я», с той «задней Mbi^ лью», которая таится у осла за ушами. Эту заднюю мысль ослиную, каким-то образом надо преодолеть в себе, чтобы об* радоваться достигаемой высоте.

Творчество именно в этом и состоит: выйти за пределы ослиного «Я» и делать, «не работая».

Вопрос: как надо жить, чтобы от ослиной работы перейти к той высоте, где не работают?

Ответ: надо ослиное бремя жизни, труда взять лично на себя по примеру Христа (антропософы это все знают, но они «шалуны») и через эту смерть добровольную попрать смерть назначенную.

Возможно при этом, что и не сам ты взял бремя, а кто-то за тебя это сделал и освободил тебя.

Некоторые недовольны тем, что осел имеет заднюю мысль за ушами, но как же ему не иметь ее, если он взял на себя бремя, освободил человека, а тот кричит на

Скачать:TXTPDF

ни к чему ^тебя забудут: «Не дай Бог среди них умереть». В этом всё: разобрать. Все равно: здесь в Союзе и там у Сологуба... В собрании людей, как в лесу,