Скачать:TXTPDF
Дневники 1936-1937 гг.

это же тема Кавказа, над которой я работаю.

Литератор не может сказать «да» (рождение Хлестакова из отношения искусства и государства: брак рождает Хлестакова).

Марта. 2-й день (вторник) Масленицы. После метелей ьщ день. Окладывали лисицу. Среди дня к лыжам стало при- ВиТЬСЯ ^Ришлось бросить. Весна, стало размаривать.

Ской ^ан°вской области голод (разговор пильщика Москов- и 3 °власти с пильщиком Ивановской о паспортах, квартирах СкийРГтке)- ~~ ^ДУ на лесные заготовки, — сказал Москов- ^ нас б ^ ^ Вас еще вьшолняют? ~ спросил Ивановский. — Росили. У нас говорят: «кто не ест, тот не работает».

485

Вот знакомый исстари голос, помните? Мы его когда слушали почти радостно, и вот он нам показал, что это знач Т° если кончается хлеб: все кончается… Т’

Ведь это я сказал когда-то первый на пленуме «сорадова ние», а теперь все говорят, и как это противно!

Как часто сейчас Можно видеть прилично одетого мужчину с дамой, и он сморкается пальцами в одну сторону, она в дру. гую. Одежда меняется легче всего…

Рождение Хлестакова. Гоголя сейчас хотят присоединить к социализму таким образом: при наличии в имперское время государства, враждебного личности, решимость Гоголя служить государству являлась такой же невозможностью, таким же падением, как, напр., если бы Лев Толстой забросил свое христианство и стал бы служить Софье Андреевне. Но теперь в социализме рознь между личностью и государством кончилась, царское государство кончилось, и та «служба», о которой мечтал Гоголь, теперь стала возможной. Точно так же теперь не может появиться Хлестаков как одно из проявлений личности в соприкосновении ее с государством.

Разобрать в чистых планах, т. е. представить себе в единстве Дриандию и Кабарду.

Это возможно лишь в том случае, если государство будет обслуживать не массу, а личность, и личность будет творческая, т. е. готовая служить своим творчеством массе, и не должна [будет], как теперь, лишь бороться с государством за такую свою свободу (служить). (Свобода не личности, а гяобола службы.)

Теперь государству приходится обламывать личность, вечно испытывать ее на «полезность»: учитывать, проверять, контролировать, равнять по средней полезности.

Требуется совпадение полное субъекта с объектом (личность и госуд-во = субъект и объект). Объект учитывает субъекта, но субъект (ягненок) аки агнец на заклание.

Субъект и объект сойдутся, когда лев ляжет рядом с ягненком.

А по-нашему: когда все субъекты сделаются ягнятами.

Мы сейчас не можем бороться с волей объекта, потому что мы в аргументах своих исходим из «вечности» антагонизм^ субъекта с объектом, а они говорят, что этот разлад времен ный, недостатки механизма.

486

сейчас ясно вижу, что самый замысел мой построить из 6 ды (государства) свою поэтическую страну Дриандию К3 нципиально недопустим: Дриандия поэтическая и Кабарда НРИ арСТВенная совпадают, как Синяя птица живет в нашем

Д Я могу только написать именно в этом роде: что моя Дри- ндия заключается в самой Кабарде и мое строительство Дри- андии совпадает со строительством Кабарды Беталом. И что, напр., Синяя птица живет в избе колхозника Ивановской области он поэтически должен открыть ее у себя, а не в Московской области, и быть довольным своим местом и петь: «я другой такой страны не знаю».

Если же я стану на точку зрения «вечной», как параллельные линии, борьбы субъекта с объектом, то в мой дом явится троцкист и… а я ведь против троцкистов.

Почему я против них? Потому что они лишь «меньшевики» того же самого большого дела — и это в лучшем случае, в худшем: спекулянты…

Но если бросить политику и вообще условия издания, а писать

В буржуазных странах госуд. власть понимается как необходимость и даже как необходимое зло. У нас государство есть некий непогрешимый в принципе идеал, в котором личность, как в пчелином улье, свое счастье находит в служении обществу.

И опять-таки все это выходит, но не есть наша цель.

Наша цель апокалиптическая: лев рядом с ягненком.

Мы что-то достигли такое, чего нет во всем мире, свергли эксплуатацию человека человеком в личных интересах и заменили пока эксплуатацией в интересах общества (будущего, Улья, рода и т. д.) с тем, чтобы, накопив средств в эпоху «каждому по способностям», создать эпоху «каждому по потребностям».

начит, надо выждать несколько, потерпеть, и, личность УДст [иметь] все средства для выполнения своих желаний, нап ПРашивается’ откуда же является вопрос о невозможности ческ СаТЬ ^Риандию- В°т откуда: если бы я взял капиталисти- да -Рану и стал бы ее переделывать как желанную — это Лет 0 6СЛИ Я социалистическую республику и ей не удов- ДимпГЮсь’а Х0ЧУ открыть личную, демонстрировать необхо- сть личности, я…

487

11 Марта. После оттепели и снега вдруг сегодня утп мороз -16°. Солнце яркое и сильное. Под лучами при MODO М на заборе тает белый пух вчерашнего снега, растут из-под бГ лого темные пятна и дымятся, весь забор дымится…

Вчера вечером приехал Разумник, привез запрещенную по весть Макарова, в которой он и мне отводит глупую и злую страницу. Вот умнейший человек Раз. Вас., а в чем-то глуп* разве можно было угощать меня таким чтением! Но пошло на пользу: все «бедняки» соединились во мне, и явился вопрос о выходе из этого состояния подполья; и распространилось до пролетария: революция постепенно всем претендентам показала кукиш и скоро это же покажет стахановцам.

«Бедняк» — это все наше недоброе, от «беднейшего из крестьян» до беднейшего и образованнейшего интеллигента, от прохожего, пхнувшего Бьюшку сапогом в живот, до Ивана Макарова: это злые силы бездонных пропастей и просто помойных ведер.

12 Марта. Продолжали гулять масленицу. Петя встретил сани, потянул их с народом и потом по сигналу «вались!» бросился в них, и сани понеслись…

Разговор о Дриандии, что не может быть Дриандии в Горьковском смысле, т. е. без трагедии в основе своей, без страдания.

Разделение всего мира: с Христом и без Христа.

В связи с этим «преодоление осла», я хочу сказать о положении человека, который, имея машину, мечтает об осле. Вот отсюда мысли о Дриандии как о счастье. Осел остается там, где не может брать машина, там, где осел не может — я делаюсь ослом; поднимаясь на Эльбрус, я преодолеваю в себе осла.

Социализм дает механизм. Робот вместо осла, трагедия из грубых планов внешней зависимости переносится в личный: оказывается, осел заключен в себе самом, и все так: после того как социалистический человек будет освобожден от осла, вопрос перенесется в личность… И таков весь горьковский кругозор: он думает, что вопрос весь целиком заключен в рабочем- освободите его, и будет Дриандия. Но «осел» заключается в самом духе…

Против такой Дриандии — это раз, и против возвращения к ослу — два.

488

яооьба переносится в самый дух…

И свести к простому: если человек стал богат, то какой же его — 1) раздать бедным 2) или, приняв его, как талант, ПУТЬ тк из него того форда, того черта, на котором Вакула до-

сделатъ к1«3 был черевички.

В сущности, это ведь жизнью подведено: у меня талант

еньги, вокруг бездарь и нищета, мне стыдно и невозможно писать в этой обстановке: вот и все.

13 Марта. Солнечный день. В лесу размаривает в полдень: весна. Птицы поют, но признаков весны на опушках еще не заметно. Разве вот что шапочка снега на елке выпустила из себя сосульку.: редко бывает.

Приходится отложить Кабарду в сторону до благоприятного времени, первый, кажется, раз не выходит: все как-то не нравится, и страсти нет, чтобы схватить все.

Артемова злость. Не зависть это, а может быть, и зависть? Есть зависть как сила соревнования, и есть зависть хамская, весьма у нас распространенная, подпольная зависть, смердя- ковская зависть (швейцар Дмитрий). И это в значительной дозе у нашего пролетария, и выход: «сами, сами комиссары!»

Итак, тема 1-я для размышления: «выход». Тема 2: Счастье Горького.

14 Марта. Все, что было нам с детства как долг: трудись, гражданствуй и т. п., — все это, в сущности, «трудись» и не помни себя, все это бремя должно быть искупленным, и если, напр., ты родился для красоты, то и бери ее, и если удастся, никто не попрекнет тебя «эстетом».

Колхозники ехали, я шел с лыжами в руках в лес на прогул- КУ* — Барин! — сказал один, рассчитывая, что я обернусь, но я со°бразил: оглянись я, — весь обоз бы помер со смеху.

Одн° время поэты, очевидно, из чувства самосохранения и Рались доказать, что поэзия тоже делается (Маяковский), саГ ВсегДа и во всем, что исходит из чувства и еще чувства лае °ХРань1, палку перегнули: стали думать, что раз поэзия де- Лать я’ как вещи на фабрике, то и обратно, рабочие могут де- и (Ьа^П°ЭЗИЮ’ стали зазывать в литературу рабочих с заводов

489

Когда же рабочие пришли, то оказалось, что труд в эзии — это малая сторона, а что главное для поэзии — это ч°~ надо талант, что надо родиться поэтом и что с испокон веков поэты трудились и только виду не показывали. Трудились ко нечно, много, но трудящимся открывали как идеал… как добиться в жизни возможности жить без труда и без раба.

Правдой в этой сказке было то, что у человека, может быть каждого, может быть .такое любимое дело, выполняя которое он не чувствует бремени труда подневольного.

Я развиваю мысль о том, что только в глубине себя самого таится сила личности, преодолевающая «тугу» труда. Но наши думают, что и во вне личности, в общественной организации есть такая «сила коллектива», порождающая охоту труда (человек на земле живет вроде как бы «для компанейства»). На этом пути именно и нужно искать происхождение непонятного для нас горьковского «счастья» без трагедии.

Трагедия, страдание предполагает личность, они же, находя силу простого счастья в родниках общества, восстают на трагедию, на страдание и тем самым на личность. У них личность есть индивид, получающий счастье свое не путем страдания, а непосредственно из запасов этого счастья в обществе. А так как трагедия нам дается в образе Христа, а общественность в образе Маркса, то мир разделяется сейчас на половины, с Христом и с Марксом.

Разобрать первое: все мои источники радости (родники Берендея) и найти их происхождение, какие личные, какие общественные.

(Радость воскресения и радость возрождения.)

Личность

Воскресение

Путь страдания —

Идея

Радость

ГогольДостоевский

Раз происходит такое разделение всего мира, значит, это меряются между собой необходимые для существования силы, сила личности и сила общества.

Общество Возрождение Путь труда Материя Счастье Пушкин—Толстой

Рассказ Лимон <приписка: Забияка>: В одном совхозе в Ка барде, случилось, китаец какой-то пришел к директору. Он на помнил о каком-то случае, сказал, что в подарок ему он собач

490

ес если только хозяин возьмет. У директора Трофима ку пР^л0ВИча собак и других разных животных было в доме ^и%аИочНо: Нелли, черный кудрявый гордой, Трубач, англо-

Скачать:TXTPDF

это же тема Кавказа, над которой я работаю. Литератор не может сказать «да» (рождение Хлестакова из отношения искусства и государства: брак рождает Хлестакова). Марта. 2-й день (вторник) Масленицы. После метелей