Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

расположенных симметрично по бокам хомута, служит для его соединения при помощи дуги с оглоблями и передачи тягового усилия лошади.

С. 447. …если бы не доплыл Папанин… — В мае 1937 г. при помощи самолета в районе Северного полюса (в момент высадки примерно в 30 км) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1» (СССР) под руководством Ивана Папанина.

С. 448. …каждый этим живет даже в тюрьме… — В 1897 г. Пришвин был арестован за участие в марксистском кружке и провел год в одиночной камере Митавской тюрьмы.

С. 449. …Отруби голову курице — она воскреснет… — Ср. рассказ «Василий Алексеевич», впервые опубликованный в 1962 г.

С. 462. В 7утра регъ Молотова. — По-видимому, имеется в виду Доклад о внешней политике Правительства, который Молотов сделал на сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1939 г.

С. 465. …«когда нахальство ушло»… — Имеется в виду книга В. В. Розанова «Когда начальство ушло» (1910).

583

С. 466. Поратый (охот.) — сильный и быстрый в беге.

С. 467. Чапыга (гепыга), гапыжник — частый кустарник, щетиной.

Прибылой — вновь появившийся, молодой.

С. 468. …книга Колобок, написанная мной 30 лет тому назад… — Имеется в виду вторая книга Пришвина «За волшебным колобком. Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии» (1908).

С. 470. Не от моего ли помешательства на Вагнере (43 раза Тангейзера!) — Пришвин часто вспоминает о том, что не пропускал ни единого приезда известного дирижера Артура Никиша, известного как выдающийся интерпретатор музыки романтизма, а именно сочинений Шумана, Брамса, Брукнера, Чайковского, Вагнера.

С. 475. …это старая русская интеллигенция такая, а гто же новая-то, разве не подросла? Наверно, нет, а отсюда: «на «нет» спроса нет». — Ср.: «Проблема заключалась в том, что, по официальным марксистским меркам, евреи были далеко впереди советского культурного строительства <...> ни один народ СССР не отличался столь мощным представительством в советской элите и не проявлял столь мало интереса как к нападкам государства на его религию, так и к поддержке государством его “национальной культуры”. Никакой другой народ не был таким советским, и никакой другой народ не проявлял такой готовности к отказу от своего языка, обрядов и традиционных мест проживания. Никакой другой народ, иначе говоря, не был столь меркурианским (сплошь голова и никакого тела) или столь революционным (сплошь молодость и никакой традиции)»; «Разница между аполлонийцами и меркурианцами — первостепенное разделение между теми, кто производит пищу, и теми, кто создает понятия и приспособления»; «меркурианцы — народы, которые в истории любого общества играют посредническую роль (евреи, армяне, восточноевропейские немцы, китайцы, индийцы) торговцев, менял, переводчиков, пр.); эти качества (создание понятий и приспособлений) так или иначе были востребованы новым советским государством»; «Цель создания этнических кадров, культур, территорий и учреждений состояла в том, чтобы устранить националистические препятствия на пути к социалистическому образованию, урбанизму и интернационализму. <...> Новоиспеченная, самоуверенная, жизнерадостная и страстно патриотичная советская интеллигенция 1930-х годов содержала чрезвычайно высокий процент евреев и чрезвычайно незначительное количество их хулителей. <...> История еврейского возвышения, еврейского отцеубийства и еврейского обращения в нееврейство не является специфически советской. Специфически советским <...> является отсутствие конкуренции со стороны старой элиты <...>» (Слезкин Ю. Эра Мерку-

554

рия. Евреи в современном мире. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 266—355). Пришвин, который не раз отмечает в дневнике, что в России «нет средних людей», так и понимает ситуацию («21 Сентября 1939. Из разговора <...> — Вы не шутите с евреями, — сказал я, — во все время строительства нашего еврей играл у нас роль необходимого немецкого среднего человека»), многократно усиленную отсутствием старой русской интеллигенции, в 1920-е гг. уничтоженной; но он одновременно понимает, куда приведет такая логика развития общества («18 Ноября 1939. Растет необычайно антисемитизм. <...> Сейчас они управляют всей страной, но не будет же так навсегда. Как они этого не хотят видеть? <...> В этом и есть их трагедия: отрыв от земли… Это курьез: все детские журналы в руках евреев, все дикторы в Радиоевреи, и русскому туда не пробиться. Не хочется, но придется их выгонять, а то рано или поздно их выгонит стихия: бить будут. Чудовищно!»

С. 484. Наши громят Финляндию… — Имеется в вижу начало советско-финской войны 1939—1940 гг. (Зимняя война) — вооруженный конфликт между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 г.

С. 488. …о споре «все куплю» и «все возьму». — Аллюзия на четверостишие А. С. Пушкина «Золото и булат» (1827, перевод анонимной французской эпиграммы).

С. 490. Из Мамина («Хлеб»). — Речь идет о романе Д. Н. Мамина- Сибиряка «Хлеб» (1895).

С. 492. Был у Бонга, в литературном склепе. — Имеется в виду Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич, один из организаторов и первый (с 1933 г.) директор Государственного Литературного музея.

С. 494. …и пошло «по воздуху». — Речь идет о Клавдии Борисовне Суриковой.

С. 496. …освещенные им предметы. — В дневниковую тетрадь вложен листок с несколькими записями без даты:

«Моя природа всегда с народом, моя природа есть дом народа моего.

Из биографии моей, когда я стал на писательство: это найденное есть безобманное, непродажное — это есть я сам: тут мое самоуважение, мое достоинство, моя честь — это я сам и мой дом: неприкосновенное и никто не может вмешаться — будут брать днем — ночь моя, будут в деревне — я в городе, — в Москве — я в Ленинграде — я везде, ищите. — Никому нет дела до этого мира, и я его никому не навязываю: это моя сказка.

585

Этой речью говорят профессора, учителя, ораторы митинговые: эта речь в отношении народной речи то же, что Робот в отношении живого человека.

Тех людей, перед которыми было стыдно быть не таким, как надо это по условиям неписаных законов общества, больше нет. Вернее, они, может быть, и есть еще, но уже стыда перед ними нет, и, вероятно, они сами теперь точно такие, как я.

В Метро я видел пожилого человека с дамой, у него была шляпа и седая бородка лихо по старой французской моде (есть ли теперь это у французов-то!). Пальто отлично сшито, — настоящий старый барин! только в руке был низко спущенный мешок и, кажется, с картошкой. Его дама была в старомодной, но очень [элегантной] шляпе и таком же пальто, глаза потускнели, но когда-то ведь были ясные… Дама держала рукой девочку лет десяти. Я подумал: ему было 40, когда родилась девочка, ей 35, и когда их вытурили из имения — ему было 28 (50 — 22), ей 23, — они были тогда совсем молодые люди. И сколько они пережили! и вот идут, несмотря ни на что, точно как их воспитывали, реликты, настоящие реликты, пережившие, в сущности говоря, столетия…

Все движения их совершенны по форме, они из аристократов вышли. Вокруг такая серая толпа! но почему же мне смотреть на них неприятно, и я не желал бы сейчас с ними знакомиться, разговаривать? Почему? Мне кажется, потому, что я вперед знаю точно, о чем и как они будут говорить.

В природе ничего не может быть пошлого, — почему это?

Когда нечто новое рождается — это чудесно! и не плохо оно в процессе усвоения массами. Вот когда и массы усвоили и пережили, а оно все еще треплется, как побелевший от времени красный флаг на том месте колокольни, где раньше был крест, — вот тогда это пошло.

Загорск. А может быть, и там (т. е. в общественности) тоже есть своя «тоска» — как «отдых души», и вот это нынешнее упадочное настроение после патриотизма является перед новым подъемом?

Но после рассказа Каманина все-таки какая же грязь на душе, как хочется навсегда уйти из своей родной страны, где столько живет негодяев! Вспомнился разговор с Чувиляевым: — Ну, так что же, у них пусть так, а у нас… — Вот то-то и нет: ихнее безобразие и у нас производит безобразие, мы за них отвечаем.

Загорск. Сел иней на деревья и на земле поддержал слабую порошу.

Происхождение собственности: женщина стремится мужчину сделать…»

586

Указатель имен

А. А. — см. Фадеев А. А.

Авербах Леопольд Леонидовиг (1903—1939), критик, глава Пролеткульта, редактор журнала «На посту» — 44, 48,156, 455, 457, 547, 557

Авксентьев Николай Дмитриевых (1878—1943), русский политический деятель, социалист-революционер — 36 Аксюта (Аксюта), племянница Е. П. Пришвиной — 7, 10, 20, 27, 42,

49, 77, 79, 94, 133, 156, 169, 196, 199, 202, 218, 236, 242, 255, 262,

283, 290, 292, 294, 312, 324, 327, 331, 375, 390, 416, 417, 421, 422,

424, 427, 436, 437, 440, 453, 458, 475, 486, 488, 489, 492, 493, 561,

562, 582

Ал. Степ, (лицо не установлено) — 204 Александр 7/(1818—1881), имп. (с 1855) — 56, 362, 372,532 Александр III (1845-1894), имп. (с 1881) — 362, 372 Александр Александровых — см. Фадеев А. А.

Александр Невский (1221?—1263), князь новгородский (1236—1251), великий князь владимирский (с 1252) — 252, 368, 461,563 Александров Анатолий Александровых (1861 — 1930), журналист, поэт, приват-доцент Московского университета — 8 Александров (Мормоненко) Григорий Васильевых (1903—1983), кинорежиссер — 520 Алексей — см. Денисов А.

Алексей Силых — см. Новиков-Прибой А. С.

Алпатов-Пришвин (Пришвин) Лев Михайловых (1906—1957) — 5, 17, 21, 64, 71, 86,122, 141,143, 193, 216, 217, 225, 242, 245, 254, 259, 267, 284, 334, 354, 366-368, 384, 389, 405, 412, 425, 442,463, 466, 479

Алпатова-Пришвина (Фосс) Галина Борисовна — 17, 93, 245, 284, 312, 338

Алпатова-Пришвина Елена Львовна — 338 Алпатовы — 25

Андерсен Ганс Христиан (1805-1875), датский писатель — 151 Андреев — 7, 22, 104

В Указатель имен не включены случайно встреченные М. М. Пришвиным люди.

587

Анна Дмитриевна — см. Чувиляева А. Д.

Антиной (?—130), любимец римского императора Адриана (76—138;

имп. со 117) -8,11-13,521 Антипов (лицо не установлено) — 83

Антоний (Медведев; 1792—1877), архимандрит, наместник Троице- Сергиевой Лавры — 579

Аракгеев Алексей Андреевиг (1769—1834), государственный и военный деятель — 273

Арамилев (Зырянов) Иван Андреевиг (1896—1954), писатель — 23, 86 Арго (Гольденберг) Абрам Марковиг (1897—1968), поэт, драматург — 35

Аргунов Андрей Александровиг (1866—1939), политический деятель, один из организаторов и лидеров партии эсеров — 579 Ардов Виктор Ефимовиг (1900-1976), писатель — 35 Арк Жанна д’ (ок. 1412—1431), народная героиня Франции — 205 Арский Василий — 184, 233, 375 Артамонов Василий — 84 Артамонова Анна — 84 Артамоновы — 83

Афанасий, о., священник в Хрущеве — 286

Афанасий Мартыныг (лицо не установлено) — 355

Афиногенов Александр Николаевиг (1904—1941), драматург — 35, 557

Б. — см. Бострем Г. Э.

Бабушкина — 17

Багрицкий (Дзюбин) Эдуард Георгиевиг (1895—1934), поэт — 292, 570 Бадыкины — 259

Байрон Джордж Гордон (1788—1824), английский поэт — 125, 129, 543, 545

Болев Сергей

Скачать:TXTPDF

расположенных симметрично по бокам хомута, служит для его соединения при помощи дуги с оглоблями и передачи тягового усилия лошади. С. 447. ...если бы не доплыл Папанин... — В мае 1937