Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

комарики мак толкут.

Я хорошо знаю, что в дурные минуты никакой вид из окна не спасет: в такие минуты на разлив Волги в окно и не глянешь. Но зато когда хорошо на душе и глянешь на эту цветистую ширь, то обыкновенное хорошо станет восторгом, и воспоминание о нем поможет борьбе со злом в дурные минуты.

Холоднее к вечеру, и ночью, наверно, будет небольшой мороз. Оранжевая заря на западе и на востоке фиолетовая, и вся вода сглажена и светится по небу, только небольшая середина огромного круга еще не проглажена и остается в синих легких морщинках, и дрожь (водная).

28 Апреля. Та же погода. Хозяйка увидала на воде белые полосы пены, и это у них признак, что вода скоро пойдет на убыль. Так что с 26-го [мая] — месяц, и через месяц, к июню уйдет.

(Май, Июнь, Июль, Август = 4 месяца — через 4 будем опять здесь.)

«Мы потому не любим евреев, что они паразиты и у них паразитская душа: они на все глядят с целью использования, и русская народность для них только предмет эксплуатации, и они иногда даже любят русских людей, как любит крокодил овцу, попавшую ему в пасть. Вот отчего мы готовы терпеть лучше своих паршивых и ленивых людей, чем

82

способных евреев. А их много, их черт знает сколько» (Антипов сказал).

После обеда все небо облеглось тучами сплошь и север сильно ветрил. Ехать оказалось ни к чему, и решили ехать домой 30-го в 4 утра. Следовательно, 1-го Мая можно рассчитывать на Загорск.

Один остаешься — и сразу вырастаешь в своих глазах, и это порождает охоту писать.

А сколько раз в обществе, бывало, чувствуешь себя глупее всех, но если случай толкнет говорить, скажешь так, что выйдет лучше всех, и ты мгновенно вырастаешь опять в своих глазах (т. е. преодолел сопротивление среды и опять остался сам с собой).

Собирался дождь с обеда, хмурилось, хмурилось, и к вечеру собрался, пошел.

29 Апреля. Утро хваткое.

Тема: был ли Мазай? И может ли быть? Как человек бегал по гриве и высунул языкзаяц в воду: одна голова. (Как все стремятся быть.)

Утонул человек: на четвертинку выпить, а больше батюшка не дает.

Так, сказал бедняк: хороша колхозная жизнь; заплакал и пошел в колхоз.

От Костромы до Буханова… по р. Костромка, Касть, Соть, [Ухта].

Озера Каменник, Великое, Ситное.

30 Апреля. В 4 у. выехали на лодке с рыбаком в Костро- МУ и прибыли на Молочную гору в */2 8-го. Остановились У Артамоновых, навестили Козлиху, Рязановскую и вечером уехали в Загорск.

1 Мая. На заре такой чистой на березе токовал тетерев, и я ПОказал на него Пете из окна поезда.

83

В Загорске все говорят опять, что меня «взяли». Кого возьмут — не горюйте: чем больше печали, тем легче смерть.

Обратная поездка (как по маслу) навела на правило: никогда не вступать в брань, не задирать в пути людей, — именно потому, что это расстраивает и стоит дороже себе.

Вечером тяга.

Родина: Анна и Василий Артамоновы. Очертив Вежи и удивление свое, что Анну тянет на родину, очертить мужа ее и показать, что его не тянет, и кончить их спором между собой (его голод выгнал, и все умерли, а почему же не тянет меня, и что есть родина?).

Рассказ о приставе с соловьями и той тишине, которая наступила, когда он сказал: я был приставом.

Объяснение: почему нет героев на процессе (род).

Тишина на тяге.

Вода (в лесу появилась) коварная, бесчеловечная.

Рождение месяца. (Сон о плачущем ребенке: богатство.)

2 Мая. В состав моей свободы входит способность служить: я служу своей свободе, а не потребляю ее, и моя служба есть накопление моей свободы. И так точно жил скупой рыцарь <приписка: только у него золото, а у меня золотые слова>.

Мораль читать доставляет удовольствие очень большое, потому что, вычитывая, человек, в сущности, говорит о себе, и это очень приятно, и это есть своего рода творчество с обратным действием, т. е. не освобождающим, а угнетающим. Слушать мораль тяжело, мораль есть творчество бездарных людей.

В 8 в. выехал в Москву и приехал в 1 ч. ночи: поезд стоял возле Софрина без объяснения причин. И пассажиры не спрашивали. А когда, простояв на месте более 2-х часов, двинулся, то все очень обрадовались и даже запели. Вот какие мы…

84

В Москве народ, и вот именно, что простой деревенский народ, потерявший свою простоту, и сколько народа! Из всех щелей повылезли, и всем хочется в город.

— Так, — сказал бедняк, — хороша жизнь в колхозе, — горько заплакал и пошел в колхоз.

Возле Библиотеки Ленина я стоял в ожидании трамвая, и он подошел, весь обвешанный людьми. Вдруг выскочила из вагона молодая женщина: она что-то увидела и закричала так страшно, что у меня мелькнуло: «Не отравлены ли мы газами?» А почему так явилась эта мысль, думаю, что [мостовая] каменная пыль начала уже точить мои глаза, и как она закричала, — я за глаза хватился. Но тут же и понял, что не газы, а трамвай задавил человека, и эта женщина первая увидела.

3 Мая. Москва.

Дождь. Возле Третьяковки распустилась черемуха (зелень).

Крот выкопал себе нору в земле и стал там жить под землей без солнца и света. Казалось, будто сама земля и породила своего жителя, и воплотила в нем свою душу: и лапки у него для земли, и слепой-то он, и цвет его подходящий, темный, всё. Казалось, будто какая-то цель была в устройстве крота, и по каким-то законам он явился, и жил, и рос, и множество кротов с испокон веков, и у них сложилась законная жизнь. Но при чем тут вода? Какая цель, какой смысл в приходе воды, если считать, что цель и смысл был в устройстве крота под землей? Да и по какому, наконец, праву такому в природе вода могла залить кротовую нору, было устроено, и вот она пришла сама, очевидно, сама: никто же не мог ее пригнать и разрушить бессмысленно созданное…

Ученые долго спорили о том, как спасается крот, заделывает ли от воды свои норы или выходит на свет. Спор, как часто бывает, разрешился миром: и те и другие правы одинаково, и те и другие неправы. Крот, конечно, на первых порах стремится не дать хода воде, а потом, конечно Же’ вь,лезает и спасается от воды, как все живые существа

85

спасаются: плывет и находит себе гриву и с гривы лезет на дерево.

Крот, полевка лесная, полевка полевая и большая полевка водяная (водяная крыса), горностай, хорь.

Бывала большая вода — но такой воды не было, чтобы дошла до барсучьих нор, в которых жили также и лисицы, дошла… грива была облита.

Как обливает гриву, и как создается остров безвыходный, и как звери постепенно подходили по перемычке, и, наконец, весной вся грива всплыла.

Вечером очень тепло стало после дождя и повторилась гроза (1-я была 2-го Мая).

Разговор с Арамилевым и Пельсон об «оттепели» и как ее сделать.

Две большие Волги.

Есть одна «большая Волга», которая делается сейчас в Рыбинске и пойдет ниже по узлам: большой узел Самарский. И есть другая «большая Волга», которая сама по весне разливается, подпирает и опрокидывает текущие в нее мелкие реки, и те в свою очередь опрокидывают текущие в них ручейки. Так ручейки, речки и реки бегут обратно, и целые края с лугами, лесами и всякими угодьями на целый месяц скрываются под воду.

Под свободой часто понимают свободу личного потребления.

Помер, ну и слава Богу — умно сделал. — А потому что эсер и 63 года. (— Какой же эсер? — А такой, что, извините за выражение, сказать может «дядя Ваня» — и ничего больше.)

4 Мая. Холодно. Левитан. Статья Пельсон. Новая история с Левой (боль). «Юный Пионер» и Шахов.

5 Мая. Холодно. Утро — в Загорске. Вечеромтяга в Териброве и ночь у Вас. Алексеев. Глухарь.

86

6 Мая. Туман, как осенью, с обеда солнце. Утро года.

На тягу. Среди иголок зеленых черемухи вспомнил людей, которые на радости жрут и пьют, и тех птиц на пойме, которые от радости просто орут.

растения чувствуют, но не скажут, и больно им — выберешь бутон черемухи, сорвешь понюхать, и жалко, а им ничего: они до того покорны и преданны, что вот смерть — и как будто это так надо.

Евхаристия.

7 Мая. Все натуралисты бездомны, не любят своих вещей, окружают себя не вещами, а инструментами, микроскопами, сапогами и т. п. (Петя, Бутурлин).

Треплется где-то мотор, а какой, сразу не вспомнишь: самолет на небе, форд на земле, или где-то на мельнице или на фабрике в открытом окне — знаешь, а не сразу поймешь. Так и человек бывает: знаешь — вот оно, знакомое лицо, а кто? не вспомнишь и только видишь: треплется какой-то знакомый человек.

Последние озерки снеговой воды на лугах прорастают, и тысячи зеленых иголок из-под воды сомкнуты строем.

Солнце и Мороз — тепло приходит от Солнца, и огонь от Солнца на земле, но отчего же Мороз? — От холода, нет Солнца — и тогда появляется Мороз. — Но отчего же? Если Солнце делает тепло и вода кипит от огня, то отчего вода делается льдом? — От Мороза. — Но что же Мороз? <загерк- нуто: и отчего он, разве от северного ветра> От «нет Солнца».

8 Мая. Был человек, и его от нас «взяли», как тигры в Джунглях, бывает, возьмут человека: взяли без объяснения причины, и мы не знаем, где он. Завтра, быть может, и меня возьмут, если не эти, так те, кто всех живущих рано или поздно возьмет.

Отсюда выходит…

87

<Загеркнуто: Все натуралисты не обладают приязнью к домашним красивым вещам и вообще к домашнему строительству. Почему?>

Натуралист и бездомье.

Очень тепло.

9 Мая. Дождь с утра.

Мысли о бездомье (откуда пошло? — Бутурлин). Советский домострой.

Волшебная коза и говнюшка.

Дождь, на липе большие зеленые почки, и на почках капли светлые, такие же большие, как почки. Иногда от почки к почке вниз по сучку скатывает капля, сливается с другой, возле другой почки, и падает на землю. А там по коре большой ветки, как по руслу реки, бежит постоянно вода, и оттого там, где капля упала, сейчас же нарастает другая. И все дерево в каплях, и все дерево капает.

Мысль, созданная теснотой человеческой и направленная к его пользе.

Итак, я прихожу к тому, чтобы вместо объяснения явлений природы причинами объяснять образами, как было в сказках: Мороз — это не низкая температура, а существо Мороз — красный нос.

Дождь и весь день, и в ночь.

10 Мая. Солнце.

То, что мне хочется отдаться (как Коле Дедкову) — это общее русское народное чувство, и надо его анализировать.

Корни

Скачать:TXTPDF

комарики мак толкут. Я хорошо знаю, что в дурные минуты никакой вид из окна не спасет: в такие минуты на разлив Волги в окно и не глянешь. Но зато когда