Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

дать ему единый образ, например, Вода в борьбе с Горой.) И второй образ: Гора, господство части (pars pro toto *) = ratio = цивилизатор = коммунист = капиталист, власть, «сила», действие, ускорение.

Не перед Горой смирение, а перед Целым, но есть смирение и перед Горой: это дурное смирение, вид добровольного рабства.

Гора = Ratio.

«Неловека» понимают как Ratio.

pars pro toto (лат.) — часть вместо целого.

173

И этот «человек» должен пониматься как сила природы, как огонь, как вода, как ветер, тепло и т. п.

А истинный «человек» должен управлять этой силой.

Сам-человек («абиссинец») управляет силой разума и так создает господство иное, подобное господству Воды над горой: ручей, побеждающий Эльбрус.

Нынешнее время: надо меньше выступать ярко, лично. Все личное скрывается, затаивается в мельчайших, недоступных порах жизни. Всякое искреннее выступление — это во вред себе. И неискреннее для меня тоже во вред.

Нынешнее время похоже на мое личное переживание, когда, устраивая себе дом (жена, дети), я покупал столы, стулья, диван и прочую самую скудную обстановку жизни, осуществляя примитивную материализацию себя. В этом состоянии молчания накопляется богатство и личная сила (сюда входит и стремление к ученью, созданию положения (пусть бухгалтера): это как бы предвечное обывательство, мещанство, действующее против Господства Горы (с Планом)). (Тут в этой силе Воды и «натуральное хозяйство, и кустарничество».)

Действительно, все теперь, кажется, совершается в оправдание обывателя. Вспомнилось, как в 19 году я пожаловался Семашке на безобразие расстрела в Ельце, а он меня упрекнул в обывательстве и сказал: «Поймите же, что совершается большое дело». Гитлер тоже оправдывается большим: «большая война». И какая-то мораль, общая фашистам и большевикам: «При большом малое теряет смысл и право на бытие». Так вот и рождается «абиссинец». Но вот теперь, когда «большое» изжилось и от него остались пустые слова, абиссинец появляется как единственная реальность без всякого смысла, но никак уже не бессмысленная.

27 Сентября. И так только туманами и росами освежается по утрам земля: все гаже сушь, только теперь прохладно с легкими морозцами. Единственно только дачникам хорошо, и они, единственные, говорят: «Хорошая погода».

Ультиматум Гитлера Чехословакии к 1-му октября.

174

И вот вопрос: когда Большое дело встречает на пути своем Малое дело, то «Большое» говорит таким свое «поди прочь», как будто бы тем самым, что оно Большое, создается и нравственная норма, обязательная для «Малого» дела. Так вот если бы один художник писал Христа, другой не менее талантливо резал брошку из кости, так вот Иванов почему-то… нет! в искусстве художника, — все художники равные, независимо от темы, и различаются лишь величиной таланта: великий может заниматься брошками, малые — Христом.

Не в этом дело, не в морали, а в стихии: большое накатывает на себя много, к нему все пристает, и оно, так наращиваясь, все малое поджимает под себя, и так создается безоговорочная сила большого дела.

Некто, возражая «абиссинцу», сказал: «“Я” — это не аргумент». Или: «Совершается большое дело, и ваше “Я” не аргумент».

— Душевно прошу вас.

— «Душевно» — не аргумент в большом.

(Из прошлого: Я хотел послать Яше детскую книжку заказной бандеролью и написал на шмуцтитульной странице: «Милому Яше». Строго придерживаясь запрета вкладывать личные письма в заказные бандероли, нельзя было на книжке ничего писать. Но я подумал, что такая мелочь, как «Милому Яше», не дойдет до сознания чиновника. Старик, однако, 40 лет выслужил на почте и был великим законником. Он не принял бандероли и сказал: «Почтовый закон — это большое дело, закон строгий, а вы пишете: “милому”».)

28 Сентября. Почему это, если милиционер спрашивает, не встречался ли где-нибудь тот, кого он ловит, хочется помочь ему и навести на след беглеца. Если же беглец встретится и спросит, не видели ли где-нибудь по пути милицио- Нера, который за ним гонится, то хочется ему тоже помочь. На этих чувствах нейтрального человека, скажем, читателя, и основаны романы: это во власти автора направить сам талант читателя к своему герою, все равно, будет героем милиционер или преступник.

Наметил написать книгу для юношества «Этажи_леса>> и Мазай.

29 Сентября. Вклинился вопрос, как заноза в тело, и ничего другого не впускает в душу: быть войне из-за Чехии, или помирятся все, чехи с утратой, демократы с Гитлером. То или другое, но мы опять помчались к нищете, и скоро опять единственной работой души у обывателя будут поиски средств существования. Это чувствуют все, и все чем-нибудь запасаются. А я, когда делается плохо, начинаю заниматься фотографией.

Тот не страшен, кто живет своими чувствами и согласным с ними умом: это и есть человек, каким все мы должны быть. А страшен, кто обошел свои природные страсти холодным умом и огонь души своей запер в стены рассудка.

Александров, Ярославская железная дорога, ул. Революции, 63, Аптека № 35. Чуванов Михаил Иванович (встретил по пути в Москву), (букинист: заказать ему достать издания русских классиков).

30 Сентября, Москва. «Большое» дело — это мужское дело (охота как средство добывания пищи, общественность, политика, трактор, ярмарка и вообще вся широкая, «большая» жизнь вне семьи). «Малое дело» — это все женское, drei. К + иногда понимание, помощь душевная мужу в его чисто мужском «большом» деле. Гитлер сейчас — это как бы мировой penis, направленный в сторону мировой старой девы, демократии.

Движение рода человеческого совершается при содействии разума (машины, техники) почти так же, как расселение растений при содействии ветра. (Крылатое семя дожидается ветра, чтобы ему подняться и улететь в далекую сторону и там начать собой новый лес.) Так в человеческом роде женщина дожидается какой-то силы, которая перенесет ее в страну чудес, где она никогда не бывала. И эта желанная сила является, и так семя человеческое разносится по земле, широко и далеко уходит в неведомые века. Но есть у всего живого, и особенно у человека, другая жизнь, не

176

в ширину, а в глубину, и это совершается личным путем, не Мужчина и Женщина, а душа человека…

Знаменка, дом 13, кв. 38. Во дворе, левое парадное,

3-й этаж, О. В. Перовская.

Лошадь боится автомобиля, а хозяину очень трудно ее приучить не бояться, но это считается малым делом — приучить отдельную лошадь отдельному хозяину. Большим же делом считается приучить лошадь вообще, районную, областную, всесоюзную, к автомобилю. В малом деле хозяин имеет дело непосредственно с лошадью, в большом — сам он лошадь может вовсе не видеть, а распоряжаться, сидя на месте, людьми, приучающими лошадь к автомобилю. Некоторые говорят, что малое дело труднее большого, другие наоборот. Все зависит от того, кто к чему способен: один любит делать, другой повелевать.

1 Октября. Появление Зеркалки и роль фото в истории.

Беседа с Перовской.

2 Октября. Получение пая. Появление Цветкова и заказ ему работы (и заплатил 1500 руб.).

Президиум: «охватчики», нападать, а не только «пауперизм».

Кружки (не все в кружках, можно и почитать одному).

Опыт и теория: опыт дал, а идеи, конечно, важны идеи: необыкновенная роль идей.

3 Октября. Так что вчера в президиуме Юдин докладывал о книге по истории партии, сказал о «великой полезности идеи» — «хотя, конечно, бытие определяет сознание».

4 Октября. В Москве утром, собираюсь в Загорск. Продолжаю думать о «большом» и «малом». «Большое дело» — это способность действовать как машина, но как в машине сидит некто, по слову которого машина движется, так и «большое дело», по секрету говоря, повинуется «малому

Возможно, и Ницше в Сверхчеловеке (тоже «большое дело») впал в эту ошибку и кончил Христом («малое дело»).

Управляет жизнью не тот, кто ей пользуется, а тот, для кого она сама по себе бесполезна.

Время революции, когда «на глазок» угадывали внутреннего человека, «физиогномия», и как страшно то время, когда узнавать это будут по радио: тогда будут соединены власть и равенство: и человек будет один, и всё будет как один человек.

Величайшее, единственное и последнее средство борьбы с насилием и господством — это молчание. И если будет открыто средство видеть мысли, то этим будет вырвано последнее средство борьбы с господством, хотя тем самым и господство прекратится: все личное будет побеждено.

5 Октября. По плану (наше время), по случаю (капиталисты).

Жизнь по случаю: жить и наживать, нажива. По плану.

Никогда не были противоречия города и деревни так велики: домики — жиры и капуста.

Как скоро время прошло, моей Ладе исполнилось десять лет. И перечисляя быстро собачьи годы на людские свои: мы с ней ровесники, стары. И оба годами состарились: Ладе, по-моему, не более 7 лет. Оба мы старички, но и она не сдается, и я в ус не дую.

Ужас войны выносимее, чем та мерзость, посредством которой избегают войны.

Воинствующая демократия:

— Избегая войны, миролюбцы передают меч в руки воинствующей демократии.

В солнечный день сейчас на опушке елового леса собрались молодые осинки, как будто им стало холодно среди снега и они вышли на минутку погреться на солнце.

Осенью, в то время когда раздевается лес, открываются многие секреты лесной жизни. Грибы и ягоды, эта единственная связь между потребителем природы, дачником.

178

и производителем хлеба, мяса и жира, в нынешнем году [рушилась]: ни грибов, ни ягод, ни орехов в лесу не было.

речка пересохла, но мостики из поваленных когда-то водой через речку деревьев остались. И тропинка была на берегу. И на песке у сухой реки были свежие следы птиц и зверей, в которые пошла вода.

Ель хороша только при сильном солнце, а березка мила и под дождиком.

Какая тишина! Куда мы заехали?

6 Октября. Из учебника фотографии: «Белое рядом с черным становится на глаз еще белее, чем оно есть». Так, вероятно, по тому же закону контраста и добро становится сильнее рядом со злом, и красота, и мое писание рядом с бездарными…

Возможно, я взялся за эту работу «Дом», чтобы уклониться от Падуна, но если это правда и по-настоящему мне надо Падун писать, то «Дом» не выйдет, и само дело вернет меня к Падуну.

В этом-то и есть талант: в чувстве и уверенности, что все делается не как тебе только Хочется, а как Надо. И что если ты и уклонишься со своим Хочется в сторону, то рано или поздно Надо вернет тебя на верный путь.

Друзья, так почему же вы живете как заключенные и обреченные, разве победа не в ваших руках? Только захотите, и все будет по-вашему. Если же вы не можете хотеть, то не перекидывайте вашу слабость на всех.

Нельзя ли вместо фабулы или, вернее, фабулой же сделать приключения в поисках материала для рассказа о Зуйке.

Итак, фашист — это «враг», занятый культурой случая (провидение посылает случай: вера, надежда, любовь). И большевик, у которого все по плану.

Случай не вышел — это судьба, план не выполнен — враг.

Так что «враг» выходит от Плана.

И вся новая

Скачать:TXTPDF

дать ему единый образ, например, Вода в борьбе с Горой.) И второй образ: Гора, господство части (pars pro toto *) = ratio = цивилизатор = коммунист = капиталист, власть, «сила»,