Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

хочется.

И вот тоже Яловецкий.

23 Июня. Пасмурно, моросит теплый дождь.

Приступаю к «Северу».

Вспоминается разговор с Емельяновым: я ему говорил о своем счастье, что нет в нем ничего в настоящем и все в будущем, мое счастье как весной света: облака летние, а на земле снег и мороз. Но летние облака — это будущее, и в этом будущем содержится наше счастье.

Эту идею в «Север»: «Настоящее — это потребительская ценность жизни, а будущее — это производственная. Наш канал весь в будущем, и ценность жизни для нас — ценность производства».

Христианство и церковь находятся между собой в том же отношении, как коммунизм и государство.

Павловна (как крестьянка) целиком отдавалась хозяйству (так и мать моя), и так она работала для детей своих, обеспечивая им будущее, но самих детей она почти не видела. Теперь дети выросли и ушли. Она завела себе утку, курицу и гуся и этим игрушечным хозяйством (ни для чего!) подавляет всю мою жизнь. Вывод: планы, будущее, производственная ценность и вся работа для этого обязывают к вйдению Лица Всего-человека.

Человек был похож на быка, грузный, упрямый и в то же время чувствительный и такой необразованный, что когда

336

надо было сказать о быке семментальской породы, выговаривал: сентиментальный бык.

Ул. Циолковская, дом Циолковских.

24 Июня. Дождь окладной, теплый. Пчелки рады отдохнуть хоть денек.

Вчера был Горский, пророк воскрешения отцов. До того маньак, что в «Медном всаднике» видит воплощение идей Федорова: Евгений чего-то добивается, — чего? найти невесту. И находит ее домик, но домик пуст. Ему остается воскресить ее… Значит, Пушкин федоровец.

Если с утра до ночи годами, десятками лет думать об одном и том же, — сколько же можно набрать аргументов! И как и чем оборониться от них обыкновенному смертному? Все кажется смертному, что по рассуждению пророк прав. Единственное, что остается смертному, это требовать чуда: пусть воскресит.

Пророк — это неудачник, преодолевающий физику своей неудачи физикой своего желания: до того сгущает желание, что оно действует как физическая сила, и в этом-то и есть чудо.

Было чудо сотворения Гамлета, — это чудо естественное. А то будто бы бывает чудо, и тем оно «чудо», что рождается неестественно.

Как я ждал тогда чуда! но все-таки, несмотря ни на что, она умерла. О, я силился и после смерти ее воскресить всю жизнь, и Марья Моревна воскресла, но не для меня. За нее мне дали славу.

Собрать, расширить «Лисичкин хлеб» в книгу «Дети». Детство.

Увлекательность техники, занимательность: все забывается, все что-то для людей выходит, а перед людьми дурак Дураком.

337

24 Июня. Дождь и холод после жары. Письмо от Разумника, что на свободе и «реабилитирован». Слух о смерти Мандельштама.

25 Июня. Холод, к вечеру возвратилось солнце, и лето засверкало в росе.

Привез с вокзала Галину с новорожденной Еленой.

Горский узнал в моих рассуждениях о лице Всего-человека христианство. Но это ничего не значит, раз в лице Сверхчеловека узнают Христа.

Люди сошлись на цветущем лугу возле прекраснейшей речки и дуются в карты: и не цвети цветы на лугу, они бы не пришли сюда и [не] дулись бы в карты. Они берут от весны то самое, чем она сильна: они делают то, что им хочется.

И когда пройдет весна и упадут семена и птицы петь перестанут, — эти картежники тоже уйдут и будут делать, как все, что Надо. Пусть же будут благословенны все весной, кто совершает то, что ему хочется, еще придет время, когда необходимость заставит делать, что Надо.

26 Июня. Возвратились роскошные дни. Дядя Костя: — И пусть меня сожгут, чтобы я не вонял! — То же Вас. Ив.: — Бога нет! — за счет отрицания определяется индивидуальность, и аналогично в интеллигенции: рационализм есть первая ступень интеллектуального варварства.

Пришли на цветущий луг и дуются в карты, другой услыхал кукушку и ну считать, сколько лет ему еще остается жить, третий прислушался — понял соловья и тут же уснул: соловей заливается, а он-то храпит. Вот тем-то и чудесна весна, что совершается великое Надо, а каждому кажется, будто весной он может наконец-то жить, как ему хочется. Вот-то и дуют в карты, вот и храпят и считают кукушку, и самое, самое чудесное: шепчут друг другу «люблю» влюбленные, и все человечество сливается со всем миром, и каждому влюбленному кажется мир совершенно прекрасным.

На дереве этом все листики были разные и каждый по- своему трепетал. Но зато и крепок же был ствол, соединяющий всех в могучем всеобщем для всех листиков Надо.

Приехал Разумник.

338

27 Июня. Летний дождь и гроза. Рассказы Разумника о русском народе. — Как же это мало сказалось в литературе? — Потому что Россия была кустарная страна и православное христианство укрывало зло. Революция — это в отношении покоя кустарной России было явлением зла.

И вышел из революции Чужой человек, и начался процесс отчуждения.

Каждый уголок земли тогда жил в своеобразии. Революция дала идею обшей жизни (колхоз), и это отвлечение сопровождалось отчуждением.

Курорт и кустари (в Кабарде) = Медному Всаднику.

Абиссиния = Чехия и пр.

При такой неправде и таком отчуждении как же и не появиться окаянству, ответному на сознательное зло (ради будущего добра).

Появился план переустройства всей жизни, и старое, существующее в настоящей жизни, было отвергнуто и убито ради будущего общего блага всех людей…

В этом об-общении (от-влечении) и заключается отчуждение людей и сопровождающее это явление зло.

Курорт и кустари: курорт для неизвестного, безымянного человека…

Поглощение живой индивидуальности Процессом, Большим делом, Цивилизацией и т. п.

То же явление и при наступлении капитала на кустарей, и то же самое при наступлении Социализма: то же расширение и отчуждение людей между собой.

28 Июня. Парило утром. В обед теплый ливень.

Переменяются люди не внезапно от мысли, приходящей

в голову…

«Практический идеализм» (Серая Сова о Канадском правительстве).

«В лесу человек иногда очень скоро превращается или в настоящего человека, или в обезьяну».

Цветут шиповники. Зеленая ряска наглухо сдвинулась и закрыла все отражения в лесной реке.

Есть люди неукротимые, и сломить их невозможно никаким насилием: умрут, а не сдадутся. Серая Сова, как ин-

339

деец, был такой человек и благодаря [ему] и Канадское правительство: практический идеализм.

Или это белым клочком береза через темную елку просвечивала, или белая бабочка села на ель… Нет: не бабочка, не береза, а это белая корова… Потом белое пятнами само двинулось… бабочка! и нет: это белая корова стояла под елью и чистила себя, протирая о ствол .

Мазай: 1) грязь 2) домкрат 3) колесо 4) долить 2 банки аккумулятора].

Машка:

1) Грязь аккумулятора].

2) Крючки

3) Дворники

4) Гудок

5) Карбюратор.

Снимал дятлов, — как трудно! но «хочется», и выходит чудесно, если же «надо»…

29 Июня. После грозы довольно прохладно и ясно. Наганивали гончих. Снимали дятла. Птица погибает, когда у нее повреждено крыло. Но дятел бежит на дерево вверх по стволу и живет на дереве, как мы дома: дятлу дерево и есть дом. Это одна из самых независимых от человека птиц.

Происхождение «Надо».

Людей покоряет не зло, а добро.

Есть люди, которых нельзя покорить никаким насилием, но стоит им сделать добро, — и они на всю жизнь становятся пленниками своего благодетеля. На этом вся природа стоит: покормите получше птицу, зверька, и они становятся ручными.

Так вот и Серая Сова, получив от Канадского правительства возможность осуществить свою идею охраны Бобрового Народа, остается связанным этим добром и тактику своего начальства называет «практическим идеализмом».

Конечно, о себе самом, стремящемся в неведомый край непуганых птиц, он и думает как о непрактическом идеалисте; такой человек и в самом деле как будто ждет к себе экс-

340

плуататора. И тот приходит, умница, делает добро идеалисту и так использует его для общего дела. Так что «практи- чсский идеализм».

Добро вяжет человека больше зла: «я буду век ему верна», — на этом стоит вся любовь женщины, и вся власть происходит от преданности благодарного человека. Отсюда и два лица Бетала: одно — милого товарища, другое — насильника. Человеку жить хочется, помоги ему жить, и он повадится к тебе, будет просить у тебя. И людей таких масса, и ты будешь массой владеть, и она по твоему велению будет уничтожать твоих врагов. Т. е. кто дает пищу («счастье»), тот и властвует, и против этого реальной силы нет. И потому это должно принадлежать не капиталисту, а обществу, — социализм против класса властелинов. Класс пролетариев должен передать власть коммунизму (всем).

Ив. Ив. был служителем культа и верил в Бога, но ему пришлось снять сан, и вместе с тем как бы по чувству долга [он] перестал рассуждать: никакими соблазнами нельзя было выудить критику. Но был однажды случай: мои злые пчелы, плохие ульи, пчелы закусали попа до того, что он закричал: — Стахановская работа! — Я воспользовался этим: — А что это, стахановская? — То, — ответил он ожесточенно, — что похуже, да побольше, числом взять, а не делом, самому выдвинуться, а нас обойти. — И пошел, и пошел.

К происхождению «Надо»: «Хочется» — это Личность, «Надо» — общество.

То же самое «Надо», но разные люди по-разному понимают это Надо, и это свое отдельное понимание общего Надо приходится охранять, и так в борьбе за Надо складывается борьба за свое понимание, за свое достоинство, честь, за себя.

Так и будет Падун: Надо складывается в борьбе капель.

Все будущее стоит на том чаянии, что, может быть, оно станет моим настоящим… Без этой личной, живой связи не может быть будущего.

Весна тем хороша, что кажется, будто чего тебе хочется, то самое и есть благо для всех…

341

Кому интересно знать, как я достигал, чтобы самим собой, а не как мне велят, выйти к общему делу, к тому, что всем Надо? Никому это не интересно, потому что ведь у всякого должен быть свой собственный путь, и мало того, что неинтересно, а может быть, немного и вредно: иного это собьет, и он пойдет к общему делу не своим путем, а моим, значит, ему самому чужим.

30 Июня. Лодку на Торбееве проверяли. А вечером, когда сидели на террасе, ужинали, небо такое было чистое, такое умытое, и на столе васильки и раковые шейки.

1 Июля. На этом и стояла гордость и честь старых революционеров, чтобы остерегаться как можно больше получать от людей имущих что-нибудь даром: они понимали, что это «даром», обязывая, связывает больше насилия.

Еще я думал этой ночью, что сила числа, как у нас это поняли, непобедима, потому что она основана ведь на любви к жизни: соединитесь все, кто хочет есть, пить, учиться, одеваться и достигать счастья.

А то, чем я с малолетства живу, что ношу в себе, вынашиваю всю жизнь, — это что я должен быть самим собой и дать такое, чего еще в мире не было: ко всему,

Скачать:TXTPDF

хочется. И вот тоже Яловецкий. 23 Июня. Пасмурно, моросит теплый дождь. Приступаю к «Северу». Вспоминается разговор с Емельяновым: я ему говорил о своем счастье, что нет в нем ничего в