Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

и у тебя вышла беда, я должен отдать тебе последнюю рубаху. А делегатка требовала от колхозников подчинения закону, — и то ведь правда, и у Денисова правда, сложить бы, но плюса такого, чтобы сложить, не находилось, и Алексей вечно вздорил и даже дрался с делегаткою. До чего дошло, что делегатка стала его ловить, когда он уходил на охоту, и возвращать к гражданским обязанностям. Время такое было, что так это можно было. Пойманный Денисов на другой день раньше вставал и уходил, а на третий делегатка вставала раньше его. В конце концов делегатке пришлось все ночи не спать, а Денисову вовсе не ходить на охоту и колоть дрова для колхоза. Две правды не складывались долго, оагеркнуто: но пришел счастливый день нашей встречи, и я умело рассказал в колхозе о двух правдах, и Алексей стал колхозным охотником с обязательством доставлять колхозу пушнину и мясо.

<Приписка: Начало. L> Но что ни говорите вы, законники, о долге своем переделывать человека на службу общему делу, хорош и тот коммунизм, что был в древнейшие времена у первобытных народов. Это сохранилось до сих пор у многих охотников, но нигде я не встречал такой простоты, как в [Алмазове]. Недалеко от деревни был [овраг], сюда везли лошадей дохлых, и собаки всех охотников собирались сюда и кормились. И если у тебя нет своей собаки, приходи к [оврагу] с ружьем, свистни любую собаку, и она пойдет с тобой, и хозяин слова тебе не скажет, потому что сам, если ему надо, может свистнуть любую собаку. Удача — все выпьют весело, горе у кого — разговорят. Очень мне понравился, конечно, этот их путь к коммунизму: охота. Но я рассказал об этом в колхозе, что вот если бы такой коммунизм да законность. Меня [не поддержали], и Алексей стал охотником колхозным и с делегаткой помирился.

<Загеркнуто: Рассказывал я раз в городе в одном клубе о таком естественном коммунизме, и некоторые, выслушав меня, сплюнули. Они дали понять, что в таком коммунизме нет твоего, а все только мое. — Да, да! — вторили моему. 376 — Да, да! — вторил я сам, выслушивая и собирая в себе воспоминания о Денисове в отношении «мое» и «твое».>

<Приписка: Ш.> Ведь это было лет пятьдесят тому назад. Я дал Алексею 200 руб. с просьбой купить мне собаку. Скоро он мне собаку привел, я попробовал, не годилась. А пока я пробовал, Денисов деньги спустил и сказал мне, что он собаку скоро продаст и тогда деньги мне сам принесет или пришлет.

— Не сумлевайтесь, — сказала его старуха, — если у Алексея и денег не будет, он осенью вам гусями отдаст.

Я ничуть не сомневался, но осенью ждал, ждал, Алексей не пришел ни с деньгами, ни с гусями.

Из этого гусиного места в город шла партия за партией, дешевые гуси были в тот год, много бы мне досталось гусей… Не пришел Алексей, и я не успел… и не был тут…

Лет через десять приехал я сюда на машине по первой пороше русаков погонять. Остановился возле избушки охотника, дал гудок. Старуха его выглянула и узнала меня, руками всплеснула.

Вскоре выходит с двумя гусями в руках и садит их в машину.

— Алексей жив? — спрашиваю.

— Помер! — отвечает старуха.

Помер Алексей в ту самую осень, когда я его ждал, и когда помирал, он старухе сказал: — Ты ему гусями отдай.

Но гусей только что всех угнали в город, остались племенные, и она этих самых племенных принесла.

Тут у нас со старухой борьба началась: я выгоняю гусей из машины, а она их опять и все повторяет: — Покойник мне строго наказывал, ты ему гусями отдай.

На спор наш пришла та самая «делегатка», все такая же, ничего ей не делается. Разобралась в споре и вернула старухе гусей, а та делегатке, как начальству, подчинилась, взяла. Я напомнил ей время, когда она [стерегла] Алексея и не пускала его на охоту.

Перегиб! — сказала она.

И попыталась улыбнуться. Но, тут же заметив, что старуха опять пытается гусей всунуть в машину, строго поджала губу, взяла сама гусей и отнесла их в избу.

377

Весь-человек бессмертен, а человек… «Тьфу! — плюнул он, — все сгорим в крематории». Простой человек глубоко проникнут чувством к «Весь-человек» — это религия. Можно и любить человека, имея в виду «Всего человека».

28 Июля. Разговор с Малишевским. Возвращение в Загорск.

Генеральному] секретарю комсомола товарищу Михайлову.

Детпарк (место). Юннатский зверинец «Школа Животных»…

Самодеятельность и «отдых»

1) Зимнее помещение для животных (8000).

2) Людей. Райком Комсомола не обращает внимания (а ребята с улицы).

Из Райкомов комсомола любители детей и животных.

Шефствует Общество Охраны Природы Зооцентр Секция культуры Моссовет

от случая к случаю, а надо постоянно. Нет бюджета. 260 голов животных.

Помощник. Педагог.

Переключение на массовую работу.

Дать возможность развернуть организационную работу по детпаркам Москвы и вообще по всем организациям детским, напр., пионерские лагеря.

Дрессировка животных воспитывает.

29 Июля. 28-го Перегонка пчел из № 1-го (сильная семья) в № 4, в семью безродную путем перестановки ульев среди дня. В № 4 матки не было, посажена кавказская в клетке. Сегодня подсажены кавказские матки во все ульи, кроме 1-го, в 1-м матки не нашли.

Рыба без воды. Дело Малишевского «Чанг» для интел- лигента-рационалиста (горожанин типа Раскольникова) и для городского беспризорника. Тот и другой лишены чувства природы, того ощущения мира как Целого и «Я» как

378

хозяина Всего. Это тем, кто видит рыбу без воды, птицу в клетке: им дается прямо Свинья (Чанг), кошка, собака, и беспризорник находит себе дом (Чанг).

Звери жалки: Чанг тащит белую крысу за хвост — белую, вялую, попугай без обмена веществ, никчемная львица, [ребята], изъеденные глистами, сам Малишевский вроде Чанга, автомат рассудительный: «Есть и отличники!» (наверно, мало и случайно: суть — беспризорники, припадающие к животному).

Чанг и Чан (Малишевский и Блок). Они достигают сложным путем того, что каждому дается даром и что общественно было дано уже, т. е. как Чанг (конкретно-живая принудительная] жизнь: напр., Бальмонт с мешком картошки и капля на носу).

Человек ищет палки всегда, но…

Малишевский довел трагическое Ratio русского интеллигента (Раскольников, Толстой) до смешного: Чанг — свинья, плодовитое начало.

Гершензон сказал Малишевскому: «Не отдайте себя на съедение свиньям».

Итак, Малишевский с Чангом — это символ приятия интеллигентом материального мира революции.

Приятие мира (в образе свиньи) как литературный эксперимент. Издевательство не то над собой, не то над природой, потому что это не благоговейная тишина, а шумиха, вызов, эксцесс, излом, гримаса.

А что это поднимается в себе навстречу изломам, подобным Чангу? В этом протесте здоровье, отличник, талант, Счастье, Данное и то. что у всех и даром как Суд над мелюзгой, и это естественно, а то неестественно и в то же время почему-то с правом голоса. Кажется, по-естественному надо бы плюнуть, а вот и не плюнешь.

А Бострем, — у него-то семья его в отношении таланта, разве это не Чанг: там и тут приятие мира: да будет воля Твоя. Но там и тут это путь неудачника: ты дай нам картины, ты дай нам стихи.

Ты поэт? давай рукопись.

379

Ты художник — давай картину.

А все другое, в обход своего Я — все от лукавого!

Путь неудачника (беспризорника) и путь счастливого (отличника).

Для счастливого необязательна (и невыполнима) этика неудачника.

Но есть ли Счастливец, не имевший вовсе дела с неудачами?

И если он исходит из Данного, то может ли он говорить о нем тем, кому не дано и кто взамен своего Данного должен сам что-нибудь выдумать?

Беспризорник, никаких Данных нет, и вот кошка, собака, козел как Данное: он рад и этому.

Анализировать «Дать» (напр., козла) детям вместо научной или художественной заманки: ведь это значит создать ему «Данное» (дано без причин, без объяснения).

Не раз уже я рассказывал, что у моей Лады нет родословной, но есть легенда, будто она по отцу внучка знаменитого [Комбиза], черного пойнтера, мать обыкновенный, ничем не замечательный желто-пегий пойнтер. Лада экстерьером своим вышла, наверно, вся в мать: вся она желтопегая, и ничего во внешнем своем облике замечательного она не представляет. Но глаза и чутье вышли у нее в отца, и на светлой ее голове три большие черные точки, далеко заметные, — вот ее все особенности со стороны внешнего мира. Но как раз эти три точки и являются входом в мир внутренний Лады, мир замечательный и неповторимый. О чутье Лады я сейчас не буду рассказывать, скажу только одно, что чутье это при самом быстром, молниеносном ходе Лады всегда по ноге, на всяком ходу она знает все ветра.. Мне, однако, сейчас хочется рассказать и о спортивных качествах Лады, и о ее замечательных черных чисто человеческих глазах. Не раз мне становилось отчего-то совестно, когда Лада пристально мне глядела в глаза: тогда мне казалось, что она глядит во мне всегда на человека, отвечающего Всему-человеку, а я не всегда, напротив, очень редко отвечаю ему. И когда мне становится стыдно, я начинаю вспоминать, что Лада ведь вовсе даже не умеет лаять на че-

380

ловека. И до чего же, — думаю я, — велик этот Весь-чело- век на земле, что создал из дикого зверя такое любящее существо, что…

<Приписка: Начало. От отца, черного пойнтера, у моей желто-пегой Лады остались только три черные точки: черное чутье и два черных глаза. Я же в своем сознании был [именно как] просто порядочный. Считал себя вовсе непорядочным, когда вздумал подарить Ладу Новикову-При- бою... но собаку с такими глазами нельзя никому отдать. Года три-четыре тому назад я с удивлением выслушал рассказ одного вора: он тоже, как и я, испытывал этот стыд от собачьих глаз. Лада. Новиков-Прибой: Черный так Черный... (Я заскучал.) Лада вернулась ко мне. Вот когда сын мой поехал за Ладой в Тарасовку (там дача Алексея Силыча), то ему и рассказали то самое, о чем я сейчас хочу рассказать. Вор какой-то задумал обворовать одну дачу, соседнюю с дачей Новикова, но по ошибке в полумраке рассвета попал к Алексею Силычу и пока выправился, рассвело. — Ничего не сделаешь, — подумал вор, — надо брать, что есть. - И увидел он стол, на столе пишущая машина, под столом собака желто-пегая свернулась калачиком и вот спит, даже похрапывает. А еще возле стола был простой диван дачный, и на нем тоже спал человек под кожаной курткой и тоже храпел. Вор, не спуская глаз с собаки, привел в портативный вид раскрытую машину, уложил в футляр, взял. Собака не слышала. До того все легко вышло, что вору стало от легкого дела скучно и захотелось ему немножко поозорничать: снять кожаную куртку со спящего человека... На

Скачать:TXTPDF

и у тебя вышла беда, я должен отдать тебе последнюю рубаху. А делегатка требовала от колхозников подчинения закону, — и то ведь правда, и у Денисова правда, сложить бы, но