Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

большевикам.

Подозрительно становится, что Гитлер стал слишком много говорить, хвалиться, становится очень похоже на … и уже по этому похожему начинаешь подумывать о том, что слова нечто закрывают.

Да, и у них и у нас есть одно и то же уязвимое место — это именно Личность человека, заменяемая стадностью. Но англичане в этом месте уязвимы еще более: если у нас Личность подменяется стахановцем, то у них капиталистом.

15Ноября. По-прежнему у нас не говорят люди между собой о политике, но она так велика, что вошла внутрь каждого, и каждый про себя является политиком, живет внутри великих событий.

Первоначальная наивная моя прогерманская ориентация повисла в воздухе. Теперь становится ясным, какую опасную игру затеял Гитлер между капитализмом и коммунизмом: ему, конечно, надо сначала победить английский капитализм, а потом и русский коммунизм. Победить до конца капиталистов ему и самому будет невыгодно: в такой действительно мировой катастрофе трудно будет и ему сдоб- ровать. По всей вероятности, если англичанам станет трудно, они помирятся…

473

Дикторы, правильно по-русски говорящие евреи Левитан, Герцык и др., круглые сутки говорят на всю страну и на весь мир, а в газетах у нас, в литературе разве все не дикторы? Совершенная диктатура дикторов.

Моя речь на 20/XI в 11 дня писателям РСФСР.

1) Время (1 час). В любви — мгновенья довольно. Научить любви нельзя. Но можно гигиену трудовую — ухаживать за невестой. Трудом не возьмешь, но можно создать трудовую гигиену, которая приведет рано или поздно. Напр., охота — дробинки. Пить — по глотку.

2) Язык и стиль. Язык создает народ, стиль — это сам человек, это личность, это «Я».

Москва и дикторы. «На сегодня я имею», «пара дней» — живет и отмирает. Народ — к народу за языком, к себе самому за стилем. Наши классики.

3) Народ и природа. Пантеизм.

4) Как я работаю. Субъективно я бескорыстен: Хочется, объект: Надо.

5) Моя «Природа» (интеллигентское бездомье).

6) Писатель и современность.

16 Ноября. Тяжело переживаю вести недобрые, что будто бы наши «писатели» с другими подобными им «артистами» выступали в Польше как мародеры, приобретали «дешево» золотые часы, бостон, коверкот и на приобретенных машинах привозили добро свое в Москву. Вследствие всего такого будто бы цены быстро повысились в множество раз и начались всюду очереди, как у нас. В связи с этим Лебедев- Кумач получил новую кличку как «Лебедев-бостон». Мародерство, конечно, бывает во всякой войне, — не это тяжело, а то, что эти люди стоят во главе интеллигенции и попросту отбивают кусок жизни у порядочных людей. Тут, конечно, есть и русское хамство и глупость, но ужасно, что ведущая роль — еврейская и засилье «дикторов» (диктатура дикторов) нашего времени очень напоминает пережитое так болезненно засилье напостовцев.

Дальше через это прозреваешь, что Сталину и нельзя было обойтись без еврейской интеллигенции, что на «гряз-

474

ное» дело (общественное) русская интеллигенция не годилась. (Аналогия: Аксюша чудесная девушка во всех отношениях, но раны промывать не может: «сердце слабое», боится, — так и русская интеллигенция.) Но это старая русская интеллигенция такая, а что же новая-то, разве не подросла? Наверно, нет, а отсюда: «на “нет” спроса нет».

Действовать как-нибудь с пользой в этой среде невозможно. Надо ждать и работать, представляя себя телеграфистом гибнущего судна.

17Ноября. Начало речи: Счастье — у детей (Паровоз).

Или: Все крупные художники, которых я видел на своем веку, были похожи на детей. Мне это было легко видеть, потому что с первых шагов литературной деятельности у меня открылась замкнутая душа и благодаря этому все эти замкнутые люди тоже отпирали свои души и были как дети. Через это я понял, что сохраненное дитя с его Хочу есть основа таланта, и вот почему мое первое произведение был детский рассказ и сейчас последнее, что я написал, «Лисичкин хлеб».

Хочу и Надо. Я не могу вашего дитя заменить своим… (как не могу любимую кем-нибудь девушку подменить своей). Но я могу преподать вам гигиенические правила для охраны своего дитя, то, что Надо: то Надо, которое уберегло моего младенца.

Так вот и началась моя экспедиция не как всякая экспедиция, не с выработки цели и плана, а с того, что я получил себе дом на колесах. Целью моей был сам дом, такой дом, чтобы он был везде, где захочется быть: дом на колесах. Не сразу пришла в голову мысль ехать в мазаевский край, я думал, что поеду куда-то в любимую мою Дриандию, которую когда-то сам сочинил на досуге с помощью Дриады — лесной богини.

18 Ноября. Совершенно так же, как я стремлюсь быть самим собой и не подражать другому, точно так же я не хочу быть и Пришвиным, который вошел в область культурного потребления. Тот Пришвин является и для меня ценным лишь с потребительской стороны: его слава [дает] мне воз-

475

можности и средства сделать что-нибудь новое, небывалое и в творчестве Пришвина.

Растет необычайно антисемитизм, хотя евреи начинают все лучше и лучше говорить по-русски. Их сила в семье, но в семье же и их слабость. В нашей русской семье пускают дитя на судьбу и долю, в еврейской детей выхоливают с малолетства на чистые профессии. Евреи растут избранными и… Сейчас они управляют всей страной, но не будет же так навсегда. Как они этого не хотят видеть? не могут (и не должны) пускать детей на долю и на судьбу. В этом и есть их трагедия: отрыв от земли…

Это курьез: все детские журналы в руках евреев, все дикторы в Радиоевреи, и русскому туда не пробиться.

Не хочется, но придется их выгонять, а то рано или поздно их выгонит стихия: бить будут. Чудовищно!

Какое дело хорошему человеку до всякой дряни, но ведь нужно же кому-нибудь дрянь копать, и вот при отказе хороших приходят дрянные, копают дрянь и через это получают права и силу такую, что становятся на первое место, а хорошие им подчиняются.

Отрицатель должен иметь при себе наличие того совершенства, во имя которого он делает отрицание. Не имеющий в наличии такого идеала отрицатель — просто ворчун.

20 Ноября. Лекцию свою читал два часа и так устал, что дома до вечера в горле хрипело. Все сошло хорошо, и мне удалось даже ввернуть «диктатуру дикторов».

Вечером из беседы со всезнающим человеком почувствовал, в какой беде наша страна и как закрыт для нас глухо горизонт лучшего.

Первоначальная радость, что мы горе переживаем с Германией и вместе с ней выберемся, теперь сменилась унижением: в лучшем даже случае она будет есть карасей со сметаной, а мы с постным маслом, а скорее всего, вовсе без масла. Говорят, что будто бы Англия с Германией помирятся…

Как это ужасно, жить, ничего не зная. Снилось мне, будто от врагов я залез в какую-то белую скользкую узкую

476

кишку и быстро по ней продвинулся, но потом оказалось, кишка эта впереди была затянута и в ней не было воздуха, а назад и повернуться нельзя и там враг, я тогда начал задыхаться и проснулся. И стал думать о том, что Христос, какой бы он ни был, церковный или духовный, как идея есть лучшее, что выжало из себя человечество на своем бедственном пути. И что в конце, если я возьмусь, то с Христом в кишку меня не загонят.

20 Ноября 1939.

В 11 дня в Клубе писателей моя лекция на курсах писателей РСФСР.

Начало: — Все читали что-нибудь из Пришвина.

Книга и Писатель в производстве и потреблении.

Писатель в производстве:

Потребители:

1) Все, что извне:

а) Формализм

б) Дикторство: без-стильный язык.

Что есть язык и стиль.

1) Бескорыстен

2) Современен

3) Необходимость дружественной атмосферы

4) Атмосфера лит-ры в моем прошлом.

Нынче неблагоприятные условия: РАПП (пригонять литературу к полн[ой] публицистике).

Чтение «Мазая».

Конец: художник и дитя. Хочется и Надо.

21 Ноября. Загорск. Начинает просачиваться немецкая «правда», которая должна рано или поздно вызвать на свет и русскую правду.

«Скачок в интернационал невозможен». — «Только национальным путем можно войти в интернационал».

Петя не приехал. Беспокоимся.

22 Ноября. Глубокая пороша, -1. Весь день с 8 утра и до 5 веч. гонял одну и ту же лисицу возле Черного моста и не убил.

477

Петя опять не приехал. Очень беспокоимся.

Возвращаюсь к тому, что союз с Германией есть настоящий союз. Возможны осложнения всякого рода, но союз этот будет складываться, пока из Германии и России не составится единое целое.

На охоте мелькнула мысль назвать работу свою Домострой.

Философский материализм коммунизма московские евреи перерабатывают в практическое мещанство.

Великий Дом жизни, Великий домострой делается из какой-то материи. Но из этой же материи можно устраивать и домики для отдельных людей. Так получается, что материя-то одна, а употребление из нее может быть сделано очень разное. И мой домострой — это одно, а еврейский — другое.

Ольха такое дерево, что капли дождя на нем делаются желтыми, и в оттепель под деревом на снегу бывает точь-в- точь как если бы ночью сюда приходили лисицы и помочились.

На зуборезном и долбежном станках (Радио).

23 Ноября. …

24 Ноября. Утром в Москву. Вечером договор о лодках (300 р. задаток).

25 Ноября. Появление Пети. Возвращение в Загорск.

Бывает, расставишь вехи, чтобы потом по ним вспомнить путь взлетевшей мечты, и что-нибудь задержит до тех пор, пока не остынет мечта. Какими жалкими, прямо какой-то глупостью кажутся вехи, расставленные по бумаге как по настоящему пути.

С другой стороны, если вовремя пришел к этим вехам, когда еще путь не остыл, и сделал все, что хотел, — то ведь это же чудо случилось, т. е. то, чего не было и о чем думали, что оно невозможно. Итак, я верю в чудеса: они есть.

478

26 Ноября. На горбах, как в гробах (весь день трое, я, Лева, Петя, прогоняли зайца). Рисовал снежные фигурки на вырубке: кулак, указка, дуги краевых берез, лесенки елей

Весь день шел снег.

27 Ноября. Убил лису возле Черного моста.

Веточка еловая, осыпанная снегом, как белым пальцем на тропу указывала: по этой тропе иди, лисица! И тут же ольховая ветка охватила ком снега и этим кулаком грозила: в мою сторону не ходи! Лисица пошла в эту сторону, под кулак, и тут я ее и убил.

28 Ноября. Москва. Писал утром. Вечером в Загорск. И Петя. Метель, в Москве мокро.

29 Ноября. Ночью +5°. Снег осел. Поля как в Апреле: Сорочье царство. Охотились в Териброве. Потеряли собак (а как лисицу-то гнал Трубач!) Вернулись в Загорск с тем, чтобы утром искать собак.

Соболь. В клетке соболь любит остатки пищи заткнуть в ячейку вольеры. Ворона прилетает, садится на вольеру и когда пытается выковырнуть соболиную пищу, соболь снизу хватает ее за ногу. Тогда ворона пытается вытащить ногу, а соболь, упираясь лапами, тащит ногу к себе. Надо видеть милейшую мордочку соболя: он забавляется, как самое чистое невинное дитя. Тем ужасней положение вороны. Кончается тем, что

Скачать:TXTPDF

большевикам. Подозрительно становится, что Гитлер стал слишком много говорить, хвалиться, становится очень похоже на ... и уже по этому похожему начинаешь подумывать о том, что слова нечто закрывают. Да, и