Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

роспуске РАПП. Ср.: «24 Апреля. Постановление ЦК… Наконец-то сломалась эта чека2 мысли и любви, всепроклятая организация мелкоты, пыли человеческой: какой ужас, — организованная пыль! — “Погоди радоваться, она тебе еще покажет!”» (Дневники. 1932-1935. С. 114).

говорить о себе. — Далее следует список:

«Календарьвраг — общее решение без учета сделанного: бюрократизм.

Канал. Пинега. Берендеева Чаща.

Жень-шень и Англия (Керженцев: чужое).

Критика из сравнения.

Зверь Бурундук.

Послать маляру Макарову.

Очерк. Победа газета.

1) Жень-шень — критика — книга Серая Сова.

2) Канал — Сочинения.

3) Зверь Бурундук, выступление в ЦК.

Мещанский вкус — это про город.

Дачный вкусприрода.

Шоферские рассказы.

Кино: Жень-шень.

С. 26. …вскрыть романтигескую природу коммунизма… — Продолжая раздумывать об истоках революции, Пришвин вновь обращается к романтизму с его бунтом личности против государства, к романтическому пониманию революции как творческого преображения жизни; писатель отмечает, что парадоксальным образом в послереволюционные годы «большая правда» — «высокое» и «маленькая правда» — «низкое» (романтизмреализм) поменялись местами: провозглашенная «свобода с ее романтикой» обернулась жесточайшим террором, а о «необходимости с ее реализмом» можно было только мечтать. Ср.: «20 Июля 1931. Маленькая правда… заделывает промахи больших отвлеченных проектов творческой мысли… И часто бывает, что большая правда вступает с маленькой в смертельный бой, называя ее презрительно “мещанством”, а маленькая, в борьбе с большой все более и более зарываясь в землю, мстит за себя нищетой людей, голодом и злобой» (Дневники. 1930-1931. С. 404).

525

С. 26. Отцы и дети. Колобок. Черный араб. Календарь природы. Башмаки. — Имеются в виду очерки «Отцы и дети (Онего-Беломор- ский канал)» (1934), книга «За волшебным колобком» (1908), повесть «Черный араб» (1910), «Календарь природы» (1935) и книга очерков «Башмаки» (1923).

С. 27. …гулял в Корбушинском парке… — Имеется в виду парк на берегу Скитского (Корбушинского) озера (Черниговский скит).

С. 28. ..мысль о невозможности фашистам унигтожить коммунизм и СССР. — Ср. ниже в записи от 18 февраля: «Говорили, конечно, и о войне, не исключая возможности провала фашистов: и что правды, идеи какой-нибудь универсальной у них нет. И что цивилизация со своими газами и машинами, быть может, спасует перед силой сопротивления примитивного человека (японцы — Китай, немцы — мы)».

С. 29. Всемирная катастрофа, как ее воспринимали мы в 1893 году герез Бебеля… — Речь идет о юношеском увлечении Пришвина марксизмом в годы учебы в Рижском политехникуме (1893—1897), участии в революционных кружках, аресте и годичном заключении в Ми- тавской тюрьме. Ср. в автобиографическом романе «Кащеева цепь» (1927) об увлечении марксизмом и переводе книги А. Бебеля «Женщина и социализм» (1879): «До самой ночи <...> Алпатов сидит за столом, сверяет рукописи с подлинником, не сделал ли он какой-нибудь ошибки, так ли передал пророчество Бебеля о мировой катастрофе. Сто раз и больше читал он это место про себя, и потому представление мировой катастрофы стало у него пульсировать с кровью, исчезать и появляться в красном зареве, как было в детстве, когда няня говорила: “Затрубит архангел на горе, загорится край земли с неба”. Только тогда это было как последний жестокий расчет с жизнью, вроде сожжения Содома; теперь же не конец, а начало жизни совершенно иной» (Собр. соч. 2006. Т. 1. С. 258); в «Раннем дневнике» в материалах к задуманному, но так и не осуществленному роману «Начало века» Пришвин вслед за Достоевским связывает проблемы русского религиозного и революционного сознания воедино: «Судьбу нашего мальчика уже предрек Достоевский, он сказал, что, куда бы ни бегал такой мальчик, в конце концов он прибежит ко Христу. Почему так? Верно, потому, что самый исходный пункт его исканий есть утрата родного Бога, на место которого последовательно становятся на испытание все господствующие учения века. <...> Недаром мальчик наш восстал в самом начале на гения, на личность (Христос есть высочайшая данная сознанию личность). Недаром он, будучи марксистом, вначале ожидал всемирной катастрофы. Быть может, это чувство конца и соблазнило его стать марксистом, а чувство конца света им воспринято от русской старухи, когда, указывая мальчику на хвост кометы, она говорила ему. “Вот начинается, скоро загорится земля”» (Ранний дневник. С. 301)-

526

С. 30. …«Синий Лапоть» «Храбрый заяц»… — Ср.: Дневники.

1936-1937. С. 364-366, 438-439.

«Гость», «Лимон», «Мужество»: «Кавказские рассказы». — Рассказ «Лимон» (1937). Рассказы «Гость» и «Мужество» включены в цикл «Кавказские рассказы» (1938); см.: Собр. соч. 1982-1985. Т. 4. С. 364-370.

Марья Моревна откладывается на будущее (лигная жизнь, искусство). — В эти годы Пришвин возвращается к важнейшей для культуры и лично для него теме: любовь и революция. Именно любовь к Варе Измалковой (1902) в жизненной практике Пришвина вытесняет революцию вместе с «женщиной будущего» (Бебель) и парадигмой «я существую не для себя, а для мировой катастрофы». Однако первая любовь будущего писателя осталась неосуществленной и «вместо невесты ему явилась Марья Моревна» (пришвинский вариант Прекрасной Дамы). Знаковый образ русского символизма демонстрировал полную идентичность возведенного на недосягаемую высоту романтического символистского идеала «вечной женственности» и революционного, книжного, столь же абстрактного, далекого от реальности, также романтического образа «женщины будущего». И то и другое осознавалось Пришвиным как дорогое ушедшее прошлое, однако и то и другое остается постоянным неиссякаемым источником его творчества («Идея романтизма: творгескийромантизм»).

С. 31. На моем горизонте Крупская. — Имеется в виду критика Н. К. Крупской рассказа «Стахановец».

Ветер китайского поэта Лу Синь… — Лу Синь (наст, имя Чжоу Шу- жэнь) — китайский писатель, поэт, публицист и переводчик, считается основоположником современной китайской литературы. В 1930-е гг. принимает активное участие в деятельности писательских организаций, в 1931 г. избирается руководителем Лиги левых писателей Китая; его публицистическое наследие очень обширно, и найти область общественной жизни, которой не касался бы Лу Синь, очень сложно; работал над переводом романа А. Фадеева «Разгром», поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

С. 32. Льдина Папанина… — Имеется в виду арктическая экспедиция «Северный полюс-1» (21 мая 1937 — 19 февраля 1938 г.) в составе гидробиолога и врача Петра Ширшова, физика и метеоролога Евгения Федорова, радиста Эрнста Кренкеля и начальника экспедиции Ивана Папанина, 9 месяцев находившаяся на льдине, дрейфующей по Северному Ледовитому океану к Гренландскому морю. 19 февраля 1938 г. их снял с тающей льдины ледокол.

Из книги О. Хаксли «Контрапункт». — Имеется в виду роман-антиутопия Олдоса Хаксли «Контрапункт» (1928).

527

С. 33. Страшные вести об отравлении Горького… — Горький умер 18 июня 1936 г. на даче в Горках под Москвой; слухи о насильственной смерти (отравлении) возникли сразу после его кончины.

…ввяжемся мы в дело Китая или так и будем отсиживаться… — Имеется в виду война между Японией и Китаем (с 1931 г. периодические столкновения, с 1937 по 1945 г. полномасштабная война); после заключения в августе 1937 г. договора о ненападении между СССР и Китаем Советский Союз оказывал Китаю помощь военной техникой, а также участием советских инструкторов и летчиков-добровольцев в боях на стороне китайской армии. После заключения советско-немецкого пакта о ненападении 23 августа 1939 г. помощь резко сократилась, а после советско-японского договора от 13 апреля 1941 г. прекратилась.

С. 34. …стихия умиряется. — Аллюзия на поэму А. С. Пушкина «Медный всадник» (1833): «Да умирится же с тобой / И побежденная стихия».

…со льдины дрейфующей… написанное нам интересно… — По-видимому, имеется в виду книга И. Д. Папанина «Жизнь на льдине» (1938).

С. 35. (У Чувиляевых.) <...> люди есть такие — не заметаешь, а они тоже влияют, да еще как. — Инженер-лесовод Федор Куприянович Чувиляев, елецкий друг Пришвина; его жена Анна Дмитриевна занималась обстановкой кабинета в московской квартире. В последней библиотеке Пришвина в Дунине хранится книга «История Выговской старообрядческой пустыни» (издана по рукописи Ивана Филипова. СПб., 1862) с дарственной надписью: «Дорогой Михаил Михайлович, кто следующий? Желаю Вам быть от меня далеко-далеко в хвосте. В этом порядке неизбежной очереди завещаю сию книгу Вам на память об ушедшем из живой очереди. Федор Чувиляев с Малой Бронной и бренный. 13 нояб. 1940».

С. 36. …так полугились «Родники Берендея»… — Имеется в виду книга «Родники Берендея. Записки фенолога» (1925).

…рассказ «Весна света»… — Имеется в виду один из лучших «московских» (урбанистических) рассказов Пришвина «Весна света» (1938), написанный по дневниковым материалам 1936 г., когда в связи с надеждой на получение квартиры в Москве меняется взгляд Пришвина на город: в рассказе нет оппозиции «городдеревня», «городской пейзажприрода», что так или иначе всегда присутствует в дневнике. Городской пейзаж преломляется в весеннем свете, и внутри его возникает иное пространство волшебной страны Дриандии, в которую, оказывается, рассказчик с самого утра и совершает свое путешествие; причем Дриандия возникает из звука треснувшей под ногой

528

льдины: «др… дра… дря… дри… дриан… и вышла сначала богиня леса и душа дерева Дриада, а за ней Дриандия»; между тем сохраняется топография города: Лаврушинский переулок, улица Горького (Тверская), Малая Бронная, Пионерские (Патриаршие) пруды, но город не противостоит человеку, знаки волшебной страны то и дело проступают в городском пространстве, ничего в нем не нарушая; от детских весенних восторженных криков, так же как и от птичьих криков в лесах, «ветхие одежды с тоской и гриппом вдруг свалились», и обновленный человек на Пионерских прудах, «где большие матовые электрические фонари, как луны, показывались… из-за деревьев», увлекает детей в свою Дриандию, страну вольных сванов, «которые возят друг друга на салазках, у которых всегда весна света, хрустит лед на пруду и царит дружба, и если кто-то уйдет на пруду с головой под лед, его обязательно спасут». Есть в рассказе и знак предвоенного времени и противостояние ему: сваны вооружены на тот случай, если придется спасать свою родину… но это вольные сваны страны, где человека обязательно спасут от беды. См.: Собр. соч. 2006. Т. 3. С. 567-570.

Разгром квартиры Макаровым. — Макаров — маляр.

С. 40. ..луг с центром Москва <...> луг Костромской… — Имеется в виду либо переезд из Загорска в новую квартиру в Москве и работа над романом о строительстве Беломоро-Балтийского канала, либо поездка в Костромскую область и работа над книгой о Серой Сове.

С. 41. «Кровавый пес Ягода» (статья Кольцова). — В течение марта 1938 г. в «Правде» одна за другой появляются статьи М. Кольцова о происходящем на открытом процессе «Правотроцкистского антисоветского блока» по делу обвиняемых соратников Ленина и известных деятелей партии Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Н. Н. Крестинского, X. Г. Раковского, а также бывшего руководителя НКВД Г. Ягоды. Ср.: «Когда встают прохвосты, которых судебный язык корректно называет подсудимыми, когда они встают и начинают, то с прибитым видом кающихся грешников, то с цинической развязностью кающихся негодяев подробно рассказывать о своих чудовищных деяниях, — хочется

Скачать:TXTPDF

роспуске РАПП. Ср.: «24 Апреля. Постановление ЦК... Наконец-то сломалась эта чека2 мысли и любви, всепроклятая организация мелкоты, пыли человеческой: какой ужас, — организованная пыль! - “Погоди радоваться, она тебе еще