Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

462).

Ср.: «Шкловский считает, что сам “тип” Дон-Кихота определяется конструкцией романа, а не наоборот. Сходным образом трактуются “Сентиментальное путешествие” Стерна и “Евгений Онегин” Пушкина. “Материал” “участвует” в конструкции, влияет на нее» (Беляева Н. Русский роман XX века: интертекстуальность как конструктивный принцип // http://www.hqlib.ru/st.php?n=61).

В начале 1938 г. Пришвин читает роман Олдоса Хаксли «Контрапункт» (1928), делает выписки, пишет о впечатлении. Хаксли Пришвину очень интересен. Уже в раннем романе Хаксли «Желтый Кром» (1922) есть все приметы того типа романа, который получил название «интеллектуального» и одним из отцов которого не без основания считается Хаксли. Однако более точным оказывается другое определение — «роман идей», которое использует сам писатель, хорошо знавший сильные и слабые стороны своего дарования. Филип Куорлз, писатель, один из центральных персонажей романа «Контрапункт», взгляды и ощущения которого, безусловно, близки Хаксли, так размышляет о жанре романа: «Роман идей. Характер каждого персонажа должен выясняться, насколько это возможно, из высказываемых им

550

идей. В той мере, в какой теории являются разумным обоснованием чувств, инстинктов и настроений человека, это достижимо. Главный недостаток идейного романа: в нем приходится писать о людях с идеями, то есть об одной сотой процента всего человечества. Поэтому настоящие, прирожденные романисты таких книг не пишут. Но ведь я никогда не считал себя прирожденным романистом. Большой недостаток романа идей — в его искусственности. Это неизбежно: люди, высказывающие точно сформулированные суждения, не совсем реальны…» (http://alltxt.org.ua/read.php?id=1007/&page=4). «Романом идей» в той или иной степени оказывается роман «Осударева дорога», над которым Пришвин в это время работает.

С. 181. Струбцинка — штатив для крепления фотоаппарата.

С. 182. Узнал, гто «князь» и Варя {Трубецкие) исгезли, а Гриша и Татя в концлагере. — Владимир Сергеевич Трубецкой в 1923 г. переехал из Богородицка в Сергиев Посад, где оказалась в 20-е гг. семья его дальнего родственника графа Бобринского. В 1926 г. в Сергиеве поселился Пришвин, они познакомились и подружились. В дневнике писателя появляются записи о «князе» и его семье, а в фотоархиве — несколько замечательных снимков Владимира Сергеевича и его жены, Елизаветы Владимировны. В повести «Журавлиная родина» под именем музыканта Т. Пришвин вывел Трубецкого, который подрабатывал тапером в кинотеатре и игрой в ресторане вечерами. В эти же годы Трубецкой под псевдонимом В. Ветов печатает в журнале «Всемирный следопыт» свои очерки и рассказы. В 1934 г. Владимир Сергеевич и его старшая дочь Варвара были арестованы и на 5 лет высланы в Среднюю Азию (Андижан). Семья уехала из Сергиева (к тому времени переименованного в Загорск) к месту ссылки. В 1937 г. Владимир Сергеевич и Варя были вновь арестованы и расстреляны. Тогда же были арестованы и помещены в лагерь вторая дочь Трубецких Татя (Александра) и сын Гриша, о чем Пришвин, по-видимому, узнал от каких-то общих знакомых.

А как низко Англия пала! — По-видимому, речь идет о Мюнхенском соглашении с Германией.

Г[орский] пытался Горького представить как угеника Федорова… — Ср.: «…нравственный смысл и социальная направленность философии “общего дела” Н. Федорова. Фантазерство и утопичность <...> связаны именно с его реализмом, с его материализмом. Его дерзновенные проекты направлены именно на этот материальный, эмпирический мир и пытаются его преобразовать, им управлять» {Бердяев Н. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н. Ф. Федорова) // http:// www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1915_186.html). Ср. также: Га- гева А., Богарова И. М. Горький и мир философских идей Н. Ф. Федоро-

551

ва (переписка с А. К. Горским и Н. А. Сетницким) // М. Горький и его корреспонденты. М.: ИМЛИ РАН, 2006.

С. 182. («Чаю воскресения мертвых»). — Символ веры.

С. 183. Творгество Дома есть творгество бессмертия. — Ср.: Личное дело. С. 433—442.

…встают в моей памяти как шалуны… — Предводителя одной из петербургских хлыстовских сект П. М. Легкобытова с Д. С. Мережковским познакомил в 1909 г. Пришвин. Ср.: «2 Декабря 1909. [Петербург]. На улице я спрашиваю Легкобытова: — Кто Мережковский? — Он… я чувствую в нем дух, равный себе, его лицо, его все поведение, но он шалун. Фантазия… И гордость… Нужно умалиться до нас… Нужна простота и искренность… А он шалун… И потом, отсутствие сознания, что мы будем судимы, т. е. ведут себя как боги, — они боги. Между тем, если бы они бросились в народ, то поняли бы, что тут в нем все: и археология, и история, все, что от зачатия века было, есть в народе. — Что же такое народ? Есть ли из-за чего туда бросаться? — Народ — это земля. <...> Все, чем мы живем: сказочки и проч. искусство — все сказочки, пустяки; мы — шалуны. Особенно мне чуден кажется Ремизов, отвергающий народ и потихоньку роющийся в Дале в погоне за народными словами. Учитель (Легкобытов) бежит за конкой и исчезает во тьме. А в голове черные мысли, и на сердце камень: все в землю вернется, в народ. Все мелко, мало… Я чувствую в этом человеке спокойную силу, в которой, как в зеркале, все шалуны…» (Ранний дневник. С. 229—230).

С. 185. Наголо романа о богоискателе Горенине… — Имеется в виду роман (или повесть) под названием «Начало века. Из эпохи кающейся интеллигенции», которую Пришвин задумал в 1909—1910 гг., но так и не написал. Ранний дневник (1905—1913) явно рассматривался писателем как материал для задуманного произведения, по крайней мере материалы двух папок под названием «Начало века» и «Богоискательство» свидетельствуют, что речь идет о религиозно-философских взглядах сектантов и символистов; в раннем дневнике обнаруживается план будущего произведения, множество черновых набросков, вариантов записей, портреты десятков известных и неизвестных участников напряженного духовного поиска — персонажи романа и даже их предполагаемые имена; однако замысел так и не был осуществлен. Актуальность сектантской психологии «богоискательства» в современной культурной ситуации была для писателя очевидной. Ср.: «История секты Легкобытова есть не что иное, как выражение скрытой мистической сущности марксизма <...> получается не земля просто, но земля обетованная <...> государство будущего вместо обыкновенного государства». После 1917 г. Пришвин постоянно возвращается к «на-

552

чалу века» и рассматривает революцию, социализм в русле развития религиозного (сектантского) сознания в России. Ср.: «Рев. движение (интеллигенции) в России несомненно отразило в себе характерные черты народного расколо-сектантского движения… В интеллигенции сложились такие же секты, из которых каждая имела претензию на универсальную истину. Победившая всех их секта большевиков до сих пор борется за универсальность (интернационал) и на наших глазах постепенно омирщается…» (Дневники. 1928-1929. С. 507). Ср.: Хлыст. С. 454-486.

С. 187. Рябой и Хромой. — Этот совершенно не типичный для Пришвина текст вписан в контекст времени, которое вызывает из человека злобное, низменное (смерть) и подавляет достойное, нравственное (радость жизни): на самом деле, «не в ноге дело, а в душе», в чувстве ненависти и злости, которая переносится на всех вокруг, в том, что исчезла «радость жизни, для которой <...> родился и которой <...> жил». Два безымянных человека, убийца и жертва, зеркально отражают друг друга, как будто это один человек — или все как одинжертва и убийца, и впереди дурная бесконечность, убийца и жертва: злость, месть, смерть. Нет, не случайно рассказ так и остался ненаписанным. Все же Пришвин — такой человек и такой писатель, который и на пустом месте найдет позитивную мотивацию, уверенный в том, что для «личности всегда есть выход…» преодолеет любой ценой, справится и не поплывет по течению своего страшного времени («Был человек, и его от нас “взяли”, как тигры в джунглях, бывает, возьмут человека: взяли без объяснения причины, и мы не знаем, где он. Завтра, быть может, и меня возьмут, если не эти, так те, кто всех живущих рано или поздно возьмет»).

С. 189. …детям нужно неправильное. — Ср.: «Был старик… Он потихоньку от гувернанток и маменек давал нам заряжать ружья, делал невозможные нелепицы в деле воспитания… И вот теперь все воспитатели забыты, а старика люблю. Значит, все воспитатели неправильно воспитывали, а старик правильно. Вспоминается, как с ним дрозда стреляли из заржавленного ружья…» (Ранний дневник. С. 80—86).

С. 190. …Берендей для того и существует… — В 1925 г. Пришвин живет в Переславле-Залесском, где пишет книгу «Родники Берендея», которая позднее стала первой частью книги «Календарь природы». Ср.: «…путь <...> через Москву, по железной дороге до станции Берендеево. Какие удивительные есть имена, и как они на меня действуют: дворец (Ботик Петра Первого, в котором Пришвину предстоит жить. — Я. Г.) мне явился сказочным дворцом Берендеева царства, и пошло и пошло в душе берендить. “Ну, Берендей, — сказал я себе, — думать тебе больше нечего»» (Собр. соч. 1982—1986. Т. 3. С. 173).

553

С. 193. …разглядывая вывеску комигеского театра…— Имеется в виду старейший хабаровский театр «Краевой театр музыкальной комедии» (основан в 1926 г.), который вначале назывался «Комический театр».

С. 195. Детские рассказы.

Весна света —

Копыто

Миша —

Дятлы —

Хлеб Гость

Мужество

Димон

Синий лапоть

Стахановец Пиковая Дама (Какие права?)

ПтицаПисатель.

Рассказ о следах зайца — в газете (переделать)

Зверь-кормилец — Дружные ребята.

Шоферские рассказы.

Лада.

— Следует список рассказов и журналов: Огонек.

Пионер.

Дружные ребята Дружные ребята.

Молодая гвардия.

Мурзилка.

Пионер.

Мурзилка.

Дружные ребята.

С. 196. …еще в Иване-Ослянигке… — Имеется в виду повесть Пришвина «Иван-Осляничек. (Из сказаний у Семибратского кургана)» (1912), в которой амбивалентность мира — ключ к жизненной трагедии: большое дело (мужское) — малое дело (женское), языческий мир с водяными и лешими — православный мир с преподобными старцами; родоначальник, благоверный древний князь Юрий — последний князь, у которого нет наследника; ожидание конца света — появление наследника, откладывающее этот конец; однако младенец-наследник — не подлинный продолжатель рода, он взят со стороны княгиней и крещен в честь Ивана-Осляничека, «снимающего обиды человеческие»; князь же, введенный в заблуждение, нарекает его именем древнего князя; ситуация не проявляется, но младенец, соединивший две ипостаси (род и личность, большое дело и малое дело), получивший два имени, вносит в мир надежду на «снятие обид человеческих». См.: Цвет и крест. С. 233—273.

С. 198. …хотя и состоит на службе у старухи. — Аллюзия на «Сказку о рыбаке и рыбке» (1833) А. С. Пушкина.

С. 201. …для вскрытия герез 5000 лет… — По-видимому, речь идет о том, что 23 сентября 1938 г. во время Всемирной ярмарки в Нью- Йорке была заложена капсула времени, которую должны вскрыть через 5000 лет после закладки — в 6938-м. Кроме всего прочего, туда по-

554

местили женскую шляпку, мужскую курительную трубку и 1100 микрофильмов.

С. 204. …в Загорске тысяги людей делают игрушку. — Начало игрушечного резного промысла в Сергиевом Посаде (в 1930-1991 гг. Загорск) относится к первым десятилетиям XVI в. А к концу XIX в. этот город уже стал столицей игрушечного промысла России. В Сергиевом Посаде и слободах вокруг

Скачать:TXTPDF

462). Ср.: «Шкловский считает, что сам “тип” Дон-Кихота определяется конструкцией романа, а не наоборот. Сходным образом трактуются “Сентиментальное путешествие” Стерна и “Евгений Онегин” Пушкина. “Материал” “участвует” в конструкции, влияет на