Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

него к этому времени занимались игрушечным промыслом целых 5550 дворов.

Мишку сделать из Загорских игрушек… — В 1930 г. в дневнике появляются новые для Пришвина мотивы: он фотографирует в лесу игрушку — плюшевого Мишку, задумывая новую книгу, в которой, судя по дневниковым записям, через игру живого с искусственным происходит снятие серьезности мира, попытка переосмысления реальности; возникает оппозиция вечного и временного, личности и машины, игры и реального мира. Пришвин чувствует в этом культурный потенциал, но… тогда человек на его глазах превращался в игрушку — ничего, кроме нескольких дневниковых вариантов начала будущей книги, написать ему не удается («6 Февраля 1930. <...> Я, когда думаю теперь о кулаках, о титанической силе их жизненного гения, то большевик представляется мне не больше, как мой “Мишка” с пружинкой сознания в голове»: Дневники. 1930—1931. С. 34). Тем не менее проблема визуализации текста остается для писателя актуальной: у него появляются «фото-книги» — переплетение текста с фотографией. Записи в дневнике также часто сопровождаются серией снимков, что нельзя рассматривать как простую иллюстрацию к тексту; это параллельный творческий процесс, который, в любом случае, представляет собой интересный опыт создания словесно-визуального текста. В 1938 г. он возвращается к этой идее.

С. 209. …встрегали героинь…— Речь идет о летчицах Осипенко, Гризодубовой, Расковой, которые в течение 1938 г. поставили ряд мировых рекордов высоты и дальности перелетов, 24—25 сентября 1938 г. совершили беспосадочный перелет Москва—Дальний Восток на самолете АНТ-37.

С. 218. …ни в сон, ни в zox… — зд.: ни во что не верит; ср.: «Не веровать ни в чох, ни в сон, ни в птичий грай» (из былины о Василии Буслаеве).

С. 223. …поближе к лесам. — См. коммент. к с. 42 (Поближе к лесам, подальше от редакций).

С. 225. …книга «Большое гнездо»… — Речь идет о книге «Домик в Загорске».

555

С. 230. …в книге Бюхера: «Работа и Ритм»… — Книга немецкого экономиста Карла Бюхера «Работа и ритм» (1896), с которой Пришвин познакомился, будучи студентом Лейпцигского университета, произвела на него сильное впечатление: исследуя производительный процесс и технологию труда у диких народов, Бюхер пришел к тому выводу, что на первых ступенях своего развития работа, музыка и поэзия были органически связаны между собой, причем доминирующим и обусловливающим элементом являлась работа.

Далее запись: «1926—1938 годы.

Очеркизм = экспансия = редакция без леса = “очеркизм” = беготня. И мне надо на месте быть (дом).

38 — Кострома, 37 — Териброво, 36 — Кавказ, 35 — Пинега, Канал, Дальний Восток, Переславище, Александровка, 26 — Переезд.

Рапп и колхоз. Психология Сундукова: Купец как планета. И это же в Лапине, в интеллигенции: стоять на своем: нет сказки: я сам. Политические планы сменяются: был НЭП, стали колхозы, проходят одна за другой пятилетки. Но есть же внутри всего этого нечто настоящее, вокруг чего движутся все перемены. Может быть, это “Я”?

Как собак отравили.

А у фотографа Полякова грач всю улицу помирил.

Держаться в рассказе “лесов”.

Колокола, Пятилетки, Колхозы, Рост городов, Ученье, Рапп, Женьшень, Петин Алтай — 29-30—31, Варя, Павловна (Круг)».

С. 234. ..я бил дупелей. — Первые строки стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (1870).

С. 235. Ни в «Записках из подполья» у Достоевского, ни у Тургенева «Дневник лишнего геловека»… — Повесть Ф. М. Достоевского издана в 1864 г., а повесть И. С. Тургенева — в 1849 г. Считается, что первым «лишнего человека» (термин А. И. Герцена) в русской литературе показал А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума»; вслед за Чацким идут Онегин, Печорин, Бельтов, Базаров, Обломов. «Лишнего человека» русской литературы в перспективе можно было бы представить ушедшим в революцию или, напротив, в глубину обывательской частной жизни, или же жизнь героя кончалась ранней смертью. Развивая традиционную и важнейшую тему русской литературы, Пришвин, во-первых, признает «лишнего человека» лучшим, «конденсатором» радости жизни и любви к ней, а во-вторых, обнаруживает третий возможный путь спасения «лишнего человека» — путь превращения лишнего в личность («…в “Жень-шене” оправдание лишнего человека сделано <...> в творчестве я перестал быть лишним <...> писательство и есть выход и оправдание лишнего человека»).

…«клейкие листики» Ивана Карамазова. — Ср.: «Пусть я не верю в порядок вещей, но дороги мне клейкие, распускающиеся весной ли-

556

сточки, дорого голубое небо… Клейкие весенние листочки, голубое небо люблю я, вот что! Тут не ум, не логика, тут нутром, тут чревом любишь, первые свои молодые силы любишь…» (Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Книга пятая «PRO I CONTRA»).

«Три встреги» Тургенева… — Повесть была написана в 1851 г.

С. 236. …обработать наголо «Большого гнезда» как самостоятельную «Сказку о покупке дома в Загорске». — Ср.: «Сказка о покупке дома в Загорске (Из книги «Большое гнездо») // Октябрь. 1939. № 3. С. 69-82.

«Зимы ждала, ждала природа». — Аллюзия на роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).

С. 237. Чкалов погиб… — Валерий Павлович Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. при испытании нового самолета ИЛ-180.

..люди проходят куда-то совсем «без права переписки»… — Формулировка, которая существовала для сообщения родственникам расстрелянных заключенных; практика сообщения родственникам расстрелянных формулы «10 лет без права переписки» юридически была закреплена 11 мая 1939 г. в указе НКВД СССР №00515 «О выдаче справок о местонахождении арестованных и осужденных»; осенью 1945 г. приказ был скорректирован — заявителям стали сообщать о смерти их родственников в местах лишения свободы.

С. 238. …послал к Ангару властным взглядом». — Стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» (1828), в котором властьноситель ненависти к человеку и смерти, возникает в связи с обсуждением личности вождя, который узурпирует власть. Анчарсимвол не только безграничной власти, несущей смерть, но столь же безграничной рабской покорности, от смерти, кстати сказать, по Пушкину, не спасающей, становится лейтмотивом дневника 1936 г.

..я сказал, помню, с удовольствием: «Неужели и до него дошло?» — Ср.: «В тот год стали падать его враги. Те, кто травил Булгакова, начиная с появления в печати самых первых его строк <...> и Елена Сергеевна с удовлетворением отмечала в дневнике это своеобразное “- торжество справедливости”. <...> 1937. 21 апреля. Слухи о том, что с Киршоном и Афиногеновым что-то неладно. Говорят, что арестован Авербах. Неужели пришла судьба и для них? 23 апреля. Да, пришло возмездие. В газетах очень дурно о Киршоне и об Афиногенове» (Варламов А. Михаил Булгаков. М.: Молодая гвардия, 2008. С. 709).

..я все вспоминал, как в Лорелее… — Лорелей — скала в узкой части Рейна, о которую часто разбивались лодки; получила название от имени одной из Дев Рейна которые прекрасным пением заставляли

557

мореплавателя забыть обо всем и заманивали их на скалы. Ср. строфу из стихотворения Г. Гейне: «Пловца на лодочке малой / Дикой тоской полонит; / Забывая подводные скалы, / Он только наверх глядит» (пер. А. Блока).

С. 239. Прогитал «Историю одной вражды» (Достоевского с Тургеневым)… — Имеется в виду книга: Никольский Ю. А. Тургенев и Достоевский (История одной вражды). София: Российско-болгарское книгоиздательство, 1921.

С. 243. Достоевский ненавидел «цивилизацию» и противопоставлял ей русскую совесть народа… — Запись связана с чтением книги Ю. А. Никольского, в которой помещено письмо Достоевского к поэту А. Н. Майкову о свидании с Тургеневым в Бадене, закончившемся ссорой, причиной которой была резко негативная оценка Достоевским романа Тургенева «Дым» и обвинение Тургенева в германофильстве и ненависти к России. Ср.: Назиров Р. Г. Вражда как сотрудничество // Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сб. статей. Уфа: РИОБаш- ГУ, 2005. С. 169—188; http://www.nevmenandr.net/scientia/nazirov- vrazhda.php.

С. 244. …посоветовал купить телескоп. — Далее список:

Рассказы:

Кайзер Копыто Тургеневу Своя машинка

1) Портрет

2) Портрет Червячок Весна света Пчела

Муравьиный большак Лисица Фацелия Пешеход Фацелия Лимон Миша

Синий лапоть Лада

С. 246. «Хоть денек, да мой!» — Далее ряд записей 1938 года с числами, но без месяца.

1) Пушкину — Фацелия

2) Чехову — Цриша

3) Горькому — Песня или суд журавлей.

4) Некрасову — Охотник

5) Тургеневу — Цапля

6) Л. Толстому — Алексей Денисов

558

25 — 1938 год. Покупка «Лейки». Магазин Петровка, 15. Перечитал по пути в Москву «Мазай» и решил взяться за «Падун».

Думал о барышне «выходной», и она нашла оправдание в деловом письме, подобном английскому. И может быть, такая служба стандарту (моде) и плану есть тоже путь в природу (?)

Итак, служба плану высокого качества ценнее, чем борьба за невысокую индивидуальность (?)

Индивидуальность есть средство сохранять своего ребенка (Хочется).

«Хочется» — это крик ребенка, и он должен быть, этот крик, для того, чтобы сложилась личность. Но личность состоит не только из этого ребячьего хотения, а + План (стандарт, мода, быть «как все» и т. п.).

Итак, «Хочется» — есть путь будущей индивидуальности, а «Надо» — это требование «быть как все»…

26. Борьба за Индивидуальность и за План (Хочется и Надо) = 1-й этапизобретение термометра физиком Реомюром. 2-й — когда физик Реомюр сам стал термометром (жизнь пошла с реомюром), а механик Форд стал еще при жизни своей автомобилем. И каждый человек в меру своего таланта прибавляет: человекпроизводитель.

Свое личное «Хочется» и есть ребенок, сохраненный взрослым, и жизнь человека есть борьба за свое «Хочется» (быть самим собой) с «Так Надо» (быть как все). И так вся жизнь есть движение по кругу: центростремительная силастремление быть как все, и центробежная — стремление быть самим собой.

И каждый бы должен, начиная жизнь свою, знать, что раз уже непременно придется рано или поздно жить как Надо, то надо успеть войти в это Надо со своим Хочется, и тогда на этот период борьбы свое Хочется превращается в Надо.

Приходила Пельсон от «Литературной газеты» и соблазняла начать культурный отдел в газете и так написать, чтобы вслед за мной все начали писать. Это предложение является выражением потребности «выйти из положения», в котором всякая индивидуальность враждебно противопоставлена другой и таким образом для личности в обществе создан плен. Мне предложено вывести личность из плена — вот так штука! И соблазн, чистый соблазн. Сколько ни думай об этом, все будет хуже и хуже, и если сделаешь, то плохо будет в обе стороны (при удаче и неудаче). Но я, не думая, бессознательно, когда час придет, могу это сделать. Но я не могу сказать, когда этот час придет, я не могу ничего и не должен ничего обещать.

Исламов — К.0.43.46. (Заведующий фотомагазином, Петровка, 15).

Происхождение моего пантеизма от женщины: женщина строит «дом», а если дома нет и есть женщина, то она способна устроить весь мир как дом.

559

27. Читал «Довольно» Тургенева и осталось то же, что от исповеди Разумника. Неприятное чувство происходит от

Скачать:TXTPDF

него к этому времени занимались игрушечным промыслом целых 5550 дворов. Мишку сделать из Загорских игрушек... — В 1930 г. в дневнике появляются новые для Пришвина мотивы: он фотографирует в лесу