Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

того, что оба они к великим трагическим проблемам, выдвинутым временем, подходят с личной мерой.

И еще баловство: вот хорошо человеку, и он балуется, и это баловство свое личное ставит против Надо.

Ампир. Люди умирают и оставляют после в беспорядке разбросанное жилище, церкви, усадьбы.

…и быть благодарным за счастье жить и говорить: «Довольно!»

Люди жили, умирали и оставляли после себя в беспорядке разбросанные жилища, между которыми новые люди, размножаясь более и более, вынуждены были строить новые. Так и образовался этот живописный хаос старой Москвы. Особняк (тополя, фабрики).

…Как будто Ложь называлась правдой, потребовала для себя всеобщего признания, чтобы люди, умножаясь до последней крайности, взлелеяли в себе идеалы огненной Правды, которую они забыли давно. И даже самому дьяволу было разрешено присвоить себе атрибуты Бога, чтобы люди стосковались по Истинному и чаяли Его пришествия (роман «Искатель»). — Все так, — отвечает другой, — но я не понимаю Вашего «чтобы». В этих стихийных катастрофах вовсе нет этих «чтобы» (целей), а все просто выходит из сложившихся обстоятельств. Так выйдет и Правда, и Бог, и свобода, и право, если обстоятельство сложится для этого выгодно.

По существу, это предложение ничем не отличается от, — если бы мне предложили взять на себя миссию Горького в советское время. После его опыта едва ли у кого-нибудь явится для этого достаточного безрассудства. Я ответил, что обдумаю месяц и потом скажу. Но именно вот, что тут обдумывать-то и нельзя, как нельзя долго обдумывать девушке предложение выйти замуж: при размышлении она всегда придет к выводу, что замуж выходить невыгодно. Выходят всегда с достаточным количеством безрассудности. И Горький в своем советском выступлении только тем и ценен, что выступал безрассудно, с детской верой в лучшее.

28. С особенным чувством радости прочитал в «Правде» о том, что случилось возле Посьета. Голодный до смерти получил кусок черного хлеба впервые, не знает солнечную природу этого хлеба и святость человеческого труда. Так и русский, исстрадавшийся по своей родине, утративший самый смысл этого понятия, наконец-то получает «кусок» родины этой, как голодныйкусок хлеба. — Хотя я пожилой человек, но я хочу мира даже не для моего личного спокойствия: я хочу, чтобы успеть передать в грядущее замечательный, как мне кажется, опыт моей жизни. Но если завтра война — все мое душевное богатство исчезнет, и мое существование потеряет смысл: у меня нет больше

560

сил пережить эту войну. И вот узнаю, что наши взяли, все затраты оправданы, враг отступил, и мы опять можем жить и приводить в связь с жизнью всего мира наши личные, наши русские переживания. Победа пришла как кусок хлеба умирающему человеку. И таких много нас, погибающих, потому что не я один, а все рады, и везде говорят: Хорошо!

Родина? Это пейзаж! — сказал Андрей Белый.

— Как и где можно записаться в партию эсеров?

— Ищут Бога и все силы своего лукавства тратят на то, как бы увильнуть от обязанностей, связанных с этим именем. Точно так же им и родина (Шалдин!).

29. Экклезиаст под конец жизни строже определяет свои обязанности к Богу, и в этом свете божественного идеала пережитая им жизнь кажется суетой. Но как только в той же самой книге этот царь возвращается к жизни самой по себе, он рекомендует есть, пить и веселиться как можно больше. Едва ли такое состояние души можно назвать «пессимизмом» в нашем смысле слова, между тем «суета сует!» Экклезиаста издавна всеми принимается как выражение крайнего отчаяния.

Платок старухе.

Собачьи дела (Бьянка)

Кино бобры.

Достать бумаги писчей.

Организовать поездку на бобры

Эйхнеру об энциклопедии

Кино: Толмачеву

Костюмтурист

Военное общество

Турист

Катынский.

Капитуляция вчера вечером и сборы утром.

Вопрос о числе при награде писателей.

Кто клюет комара?

Цветет земляника давно У дятлов дети (желна)

Ключ Ксюшин и перелом: когда «Надо» исключает «Хочется» — тогда бежит из этого интеллигент.

Состязаться с собственностью общественной, «священной». Вот еще теперь и урожай поддержит. В массах что-то происходит, что-то переменяется под огромным давлением.

Заключенные думали, что это люди давили на них, большевики, но не были люди, это была тяжесть истории, или какой-то кухни ог-

561

ромной, или лаборатории, где под тяжестью многих атмосфер у кулака, у бродяжника, у квалифицированного инженера расплавлялись их костлявые души, чтобы являлось сознание общего дела и священной общественной собственности. Труднее всего было тем, кто мечтательно принял и признал эту сварку как свободный договор и о массах людей судил по себе самому, воспитанному, образованному и доброжелательному. Он считал такой принудительный социализм чем-то вроде принудительной милостыни… На самом же деле, он тоже должен быть сварен, и на это обречен, и должен был перейти в массу безликим. Но у него оставалось пятнышко неоскорбленной души, небольшой родник творчества, великодушие.

Солнечные жаркие дни, прохладные вечерние зори лимонно-желтого цвета. Огород, как дремлющий лес, и в нем дикие утята свистят. Животные едят, чтобы множиться, и чем больше они множатся, тем больше им надо думать о добывании пищи. Человек тоже думает так много о средствах к жизни, потому что множится, думает, и вот химия, физика… Но философия, религия, поэзия бесполезны, потому что выходят за пределы зоологии и возникают из личности.

Радио связало пустыни и тем покончило с прелестью дали (услыхал в лесу проверку времени).

Звание «советский герой» относится больше к самолету, чем к летчику.

Никогда в истории человечества Левиафан не достигал такой мощи, как в СССР.

Христос — это личность, и раз это именно личность, то вопросы размножения…

…с индустриализацией и ростом городов.

Яловецкий ловил рыбу — развели карпов и запрет.

Старый князь: видел Николая I и комсомолка.

Испытание на людей: мой кабинет некоторых восхищает, а некоторые вовсе не замечают.

«Чужого мне не надо, но за свою трудовую копейку — горло перегрызу».

Не так живи, как мир велит. А живи, как хочется. Мир и дальше будет жить. А ты уж не воротишься.

Еврей крещеный и Аксюша.

— А что? Он же крещеный, мы же ведь сами евреями были.

— Что ты, как?

562

— А до того, как Христа-то распяли? Мы же его распинали, значит, и евреи.

Две богородицы: Дева и Мать.

После обеда поехали с Петей в Загорск (Снег пошел).

С. 250. …литературная негистъ и моральная мразь. — Имя М. Кольцова было для Пришвина напрямую связано с властью и потому абсолютно чуждо ему с какой бы то ни было точки зрения. Ср.: «9Марта 1938. “Кровавый пес Ягода” (статья Кольцова). Смотрю вместе с медведями, тюленями, моржами на человеческую льдину: колется, гибнет, еще колется… Цена власти: не удалось Ягоде, а если бы удалось? Вот почему каждого властелина надо спросить: а где твой “сам-человек”?»

Жировка — нагонка собак на охоте.

С. 251. ВКП(б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков).

С. 252. …поднимать Игоря Святославига и Александра Невского на благо народа… — В преддверии войны так или иначе актуализируется задача сплочения народа, в частности вокруг тем и образов русской истории: известно, что опера А. П. Бородина «Князь Игорь» была одной из любимых опер Сталина, а также, что 9 мая 1937 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) по предложению Сталина рассматривался вопрос о заказе С. Эйзенштейну (в соавторстве с П. Павленко) фильма об Александре Невском; это всё, кроме прагматичных задач, которые решала власть, само по себе способствовало появлению русской национальной идентичности внутри, казалось бы, замкнутой, жесткой идеологической конструкции,

С. 253. Происхождение РАППа: было это и в «Круге», напр., Ворон- ский о «Русской мысли»… — Имеется в виду Российская ассоциация пролетарских писателей (1925—1932), внедряющая в жизнь и сознание художников новые каноны искусства (политизированность, классовая чистота литературы и пр.); теоретическим органом РАППа был журнал «На посту»; издательство «Круг» (1922—1929), созданное руководителем литературной группировки писателей-попутчиков «Перевал» А. К. Воронским, а также « Русская мысль» (в Москве в 1880— 1918 гг., затем в Праге и Париже до 1927 г.), один из лучших ежемесячных литературно-политических журналов России.

Кисловский («СССР на стройке»). — Речь идет о журнале «СССР на стройке» (редакция в Ср. Кисловском переулке) — пропагандистский журнал, который по инициативе М. Горького издавался в Москве с 1930 до 1941 и в 1949 гг. на четырех языках (русском, английском,

563

немецком и французском). Журнал большого формата (A3) печатался на бумаге высокого качества с использованием новейших технологий тех лет; ситуация запрета конструктивизма привела фотохудожников к фотомонтажу как к альтернативному способу самовыражения, давшего к тому же возможность не только активно участвовать в формировании нового художественного направления, но и через журнал распространять результаты своих экспериментов по всему миру. Применение монтажа являлось отличным способом подведения фактов под идеологическую основу: клей и ножницы в сочетании со стилистикой авангарда позволяли преобразить любую картину, превратив тем самым реальность в утопию. Достижение этих целей, конечно же, требовало высочайшего качества исполнения, а потому к созданию «СССР на стройке» были привлечены лучшие из лучших фотографов и художников того времени. В настоящее время журнал считается одним из самых инновационных графических проектов XX в.

В одном из номеров журнала (1935. Окт. № 10) посвященном пушно-меховому хозяйству СССР, помещено восемь рассказов Пришвина, среди которых «Архары», «Первый глухарь», «Зайцы», «Орел» и др., а также целый ряд фотографий работы Пришвина с авторскими подписями. См.: http://trendsetter.ru./art/ussr_in_construction.

С. 254. …«Советский Писатель»… — В процессе подготовки к Первому Всесоюзному съезду писателей в 1933 г. на базе издательства «Федерация» (в которое в 1929 г. вошло издательство «Круг») было организовано издательство оргкомитета Союза советских писателей «Советская литература». В следующем, 1934 г. к нему добавили два кооперативных издательства («Московское товарищество писателей», ленинградское «Издательство писателей») и образовали издательство «Советский писатель». Издательство выпускало главным образом новинки советских авторов и принадлежало к верхнему уровню книгоиздательской системы СССР.

…документы на Ефима Придворова. — Демьян Бедныйпсевдоним Ефима Алексеевича Придворова.

жизнь в Арденских лесах (Шекспир: «Как вам угодно»), как в Дау- рии <...> мое писательство и есть строительство Даурии… — Арден, Арденский лес — место действия в средневековых рыцарских легендах; по-видимому, имеется в виду комедия В. Шекспира «Как вам это понравится» (1599—1600), в которой основные сцены проходят в чудесном пасторальном лесу; Даурия (Даурская земля) — название части территории Забайкалья и до XVII в. западной части Приамурья, данное русскими по имени народности (дауры), некогда населявшей эти места; в 1931 г. Пришвин совершает поездку на Дальний Восток, привозит оттуда путевой дневник и отснятые пленки; дальневосточные очерки вошли в книгу «Золотой рог». В предисловии к журнальной публикации очерков Пришвин отмечает: «В первой части ее будет

564

повесть “Жень-шень”, то есть сотворенная мною легенда, а вторая — “Золотой рог”, та фотографическая действительность, на основе которой я создал свою легенду»; «На первом месте <...> читатель имеет повестьКорень жизни”, или созданную “Даурию”, а

Скачать:TXTPDF

того, что оба они к великим трагическим проблемам, выдвинутым временем, подходят с личной мерой. И еще баловство: вот хорошо человеку, и он балуется, и это баловство свое личное ставит против