Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

на <...> втором “Гибель Даурии”, а все остальные рассказы и очерки являются этюдами, по которым написана повестьКорень жизни”»; «Зачем это было сделано автором? Очевидно, он большое значение придает той волевой стороне художника, которая позволяет ему самому грубому факту сознательно создавать художественную атмосферу, которая как бы поднимает этот обыкновенный факт на воздух, и он, крылатый, управляемый, летит». Ср.: Собр. соч. 1982—1986. Т. 4. С. 723—734; Золотой рог. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934; Дневники. 1930— 1931. С. 383-561.

…понял слезы Горького в Дмитрове… — Возможно, имеется в виду приезд Горького в Дмитров в августе 1933 г. на слет ударников Бело- морстроя. Ср.: «Начальник Дмитлага, старший майор государственной безопасности товарищ С. Г. Фирин (настоящая фамилия Пупко), высказался в центральной прессе: “Самая примечательная черта стройки: канал создается руками бывших воров, бандитов, вредителей, бывших врагов социалистического общества, которые через ударный творческий труд на трассе превращаются в сознательных бойцов за наш канал — прекрасное детище второй пятилетки. <...> Нередки случаи, когда лагерники, окончившие срок, остаются на канале, потому что им тяжело расставаться с любимой стройкой. Мы счастливы участвовать в деле, инициатором и вдохновителем которого является наш Великий Сталин”» (http://www.dmitrov.Su/articles/all/6/697/).

…В детской литературе после разгрома ЦК комсомола… — Вероятно, имеется в виду история с ленинградским Детгизом. Корней Иванович Чуковский записывает в дневнике уже 21 февраля 1936 г. следующее: «Вчера нагрянул на меня Цыпин. Очень сладко и любовно предложил мне выбросить из программы несколько моих книжек. “Нельзя. Нельзя. По настоянию ЦК”. <...> Цыпин рассказал, что решено ликвидировать ленинградскую редакцию, и очень скоро: сюда назначается некий Светлов, редактор газеты в Иваново-Вознесенске, который прибудет сюда через несколько дней, он должен с течением времени отстранить Маршака от редакционной работы» (Чуковский К. Дневник (1930—1969). М.: Современный писатель, 1994. С. 136— 137). Маршака сняли в 1937 г.

С. 255. Чмут — баламут, нечистая сила; запанел — зазнался, загордился.

С. 257. …и мы разошлись навсегда. — Речь идет о Варе Измалковой, встреча и расставание с которой произошли в Париже в 1902 г.

565

С. 258. …ходили на княжеские места. — Видимо, имеются в виду места, где они охотились вместе с В. С. Трубецким, которого Пришвин часто называет в дневнике «князем».

С. 259. …с законом об опаздывании… — В 1939 г., после войны с Финляндией, СССР начал работу по укреплению обороноспособности страны. Были приняты чрезвычайные меры к увеличению промышленного производства и в первую очередь наращиванию выпуска вооружения. Резко возросли бюджетные ассигнования на оборону. Ужесточились меры к нарушителям трудовой дисциплины. Вместо 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем и 7-часового рабочего дня были введены 7-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день. Запрещался самовольный уход рабочих и служащих с предприятий. Вводилась уголовная ответственность за опоздание на работу и прогулы.

С. 266. Тургенев-то ведь ненавидел Чернышевского и Добролюбова, для него они были наш РАПП. — Суть разрыва И. С. Тургенева с «Современником» заключалась в противостоянии представителей русского либерального движения 1840-х гг. (А. И. Герцен, Тургенев др.) и революционеров-демократов 1860-х гг. Ср.: «27 июля 1860 г. Тургенев встретился в Лондоне с Герценом. Разговор между старыми приятелями шел в основном о том направлении, которое определилось в последние годы в журнале “Современник”, о нетерпимом отношении Чернышевского и Добролюбова к людям сороковых годов, к русскому либеральному движению. Тургенев посвятил в подробности своего разрыва с “Современником”, Герцен делился впечатлениями от встречи с Чернышевским летом прошлого года: — Я разделяю ваше возмущение, — говорил Герцен. — Это люди, которые тоном своим могут довести ангела до драки и святого до проклятия. <...> — Да, Вы правы, — перебил Тургенев, — именно сухость и догматизм более всего в них отпугивает меня. К чему это литературное робеспьерство, это пренебрежение к художественности, к красоте, это недоверие к искусству» (Ьир:/^ууу.егНЬ.сот/Юрий_ЛебедевДургенев).

С. 269. «слово плоть бысть»… — Ин 1:14.

С. 270. …называется тот геловеком хорошим, кто не посвящает себя какой-нибудь «идее», напр., общего дела… — Скрытая полемика с идеей «общего дела» Н. Ф. Федорова, о котором в Дневнике Пришвина в разные годы есть целый ряд противоположных по смыслу записей («У Федорова в учении “Общего дела” ничего нет больше, чем в Евангелии»). Ср.: «Основным моральным и религиозным мотивом Федорова была невозможность примириться с вечной гибелью и адскими муками хотя бы единого существа на земле. Непримиримую вражду к смерти временной и смерти вечной Федоров сделал делом

566

своей жизни. Воскресить для вечной жизни всякое существо, скошенное смертью во времени, — вот великая идея, которой Федоров был целиком захвачен. Всеобщее спасение и воскресение зависит не только от Бога, но и от человека, от его собственной активности. Братское соединение людей для общего дела, активная регуляция природы человеком предотвратит страшный суд и гибель, приведет ко всеобщему воскресению и вечной жизни» (Бердяев Н. Религия воскрешения. («Философия общего дела» Н. Ф. Федорова)//http:// www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1915_186.html).

С. 271. …полугивший «ордер» степенью ниже… — ордер — зд.: от лат. ordo — ряд, порядок.

С. 272. …радение возле головы Маркса на Сенной площади в Ельце). — Ср.: «3 Января 1921. Саженную головищу Маркса из гипса — настоящее “Идолище поганое” — воздвигали на высокие подмостки. Сережка Львов, каторжанин, страшилище, обезьяна, выстраивал красноармейцев, а Иван Горшков, бывший лакей княжеский, потрясая кулаками, говорил речь: “Сметем, раздавим!” Музыка после каждого “сметем” играла “Марсельезу”. У Маркса часто болела голова, чудилось ли ему в то время что-нибудь в этом роде?»; «Представляю себе коммуну как большой парадный чисто отполированный квадратный стол; в будни он пуст, в праздники на нем ставят гипсовый бюст Маркса, заседают, говорят речи, играют “Марсельезу”. Спев и поговорив, все расходятся. Зато под столом пьют самогон и поют “Ваньку Ключника”. В состав подстольного общества входит прежняя служебная мелкота и, главным образом, прежняя полиция, жандармерия, поповичи, недоучившиеся гимназисты, все то общество, которое, бывало, от скуки выходит глазеть на станцию проходящий поезд, все “вторые скрипки”, описанные Чеховым» (Дневники. 1920—1922. С. 126).

С. 273. «Клара Милиг» — неупадогная вещь…— Последняя повесть И. С. Тургенева о любви «Клара Милич» (1882).

С. 277. …«Необыкновенные рассказы про обыкновенных животных»… — Имеется в виду книга (1939) О. В. Перовской, писательницы, чья автобиографическая книга рассказов «Ребята и зверята» (1925) была очень популярна.

С. 278. …здесь занимались хмелем, как описано и у Некрасова… — Ср.: «Летом ее убирая красиво, / Исстари хмель в ней родится на диво» (Некрасов Н. А. Дедушка Мазай и зайцы (1870)).

С. 280. Показался Н. Н. Володин… — Семья Володиных — елецкие знакомые Пришвиных.

567

С. 280. …из Назарета и не могло выйти нигего особенного. — Назарет, место рождения Иисуса Христа, стоял в стороне от больших исторических дорог и в евангельскую эпоху считался захолустным селением; видимо, потому и возникла поговорка: «Может ли быть что доброе из Назарета?»

…о встреге с моей настоящей родиной… — Пришвин не был на родине в Ельце и Хрущеве с 1918 г. После революции он с семьей уезжает из Петербурга в Хрущева, где на небольшом участке земли, полученном в наследство от матери, выстроен дом — неподалеку от большого дома его детства. К этому дому на протяжении всей жизни он постоянно возвращался в мыслях и снах. Дом был связан с матерью, самым близким для Пришвина человеком, с кузинами, оказавшими очень большое влияние на формирование его личности, с образом рано умершего отца, с хрущевским крестьянином Гуськом, дружившим с мальчиком, а деревья хрущевского сада вспоминались ему, как «святые». Это был целый мир детства, хранивший истоки его личности. В этом же 1918 г. крестьяне вынудили Пришвина навсегда покинуть Хрущево. Ср.: «6 Октября 1918. Вчера в мое отсутствие (ездил хлопотать, чтобы не выгнали) — пришла “выдворительная”. Старый дом, на который смотрим мы теперь только издали, похож на разрытую могилу моей матери: черви кишат в нем народа… <...> Мы смотрим с Колей (брат Пришвина. — Я. Г.) из-за кустов на дом наш, не смея и думать, чтобы к нему подойти»; «8 Октября. — Иди в город, скорей лесом, возьми узелок, иди… ребятишек не тронут, а сам уходи… — Меня провожал Василий и голос зайца, а я сам, как заяц, нет-нет и присяду и оглянусь на Хрущево: быть может, последний раз вижу. Так шесть раз оно показывалось и скрывалось. <...> Мы дорогу обходим, потому что стыдно и страшно встретиться с людьми <...> и я клянусь себе, сжимая горстку родной земли, что найду себе свободную родину»; «28 Октября. Прошло всего 18 дней с того дня, когда я с узелком в руке оставил Хрущево, а кажется, год прошел. И у всех так время проходит, наполненное бессмысленной галиматьей продовольственных забот, в общем скоро, а как оглянешься — в месяц год пережит»; «24 Октября 1919. Так вот и закончился праздник двухлетия большевистской революции: год тому назад меня изгнали из Хрущева, два года назад из литературы — всё гнали, гнали, есть чем помянуть!» (Дневники. 1918-1919. С. 252-256, 425).

…она мне на ходу передала письмо к матери незапегатанное… — Речь идет о «парижской» встрече с Варей Измалковой в 1902 г.

С. 283. Лисигкин хлеб. — Один из самых известных детских рассказов Пришвина (1939), который в данном случае дал название книги. Далее состав:

568

1. Лисичкин хлеб.

2. Стахановец, j ч 3. Пчела.

I 4. Муравьиный большак.

5. Воробьи.

. 6. Как я научил собак горох есть.

Желтая круча.

1. Желтая круча.

2. Медведь.

3. Басни Крылова.

4. ДонКихот.

5. Мужество.

6. Гость.

Синий Лапоть.

Русак

Копыто

Беляк

Лисица

Мишка

Лада

Пиковая Дама

С. 284. Визит Аллы Макаровой. — Знакомство Пришвина с Аллой Макаровой состоялось в связи с ее работой над переводом книги Серой Совы «Саджо и ее бобры», что по времени совпало с работой Пришвина над биографией канадского писателя. Ср.: Макарова А. Большое сердце // Личное дело. С. 260—267.

С. 285. …одной из самых волшебных юношеских книг Майн Рида «Всадник без головы». — В 1885 г., будучи гимназистом Елецкой гимназии, Миша Пришвин, начитавшись Майн Рида (его любимым романом был «Всадник без головы»), с тремя друзьями-гимназистами совершил побег «в страну непуганых птиц». В летописи своей жизни (1918) он отмечает: «Побег в “Америку”», хотя иногда в дневнике называет его «побегом в Азию». Ср.: «Конечно, тут книга виновата, что- то вычитанное… Прочитав книгу, мальчики бегут в неведомую страну, взрослые мальчики из народа начинают странствовать, искать невидимый град» (О двух крайностях // Собр. соч. 1982—1986. С. 781; см. также: Кащеева цепь // Собр. соч. 2006. Т. 1. С. 95-111). Ср.: «16 Мая 1932. Вот поколение моих времен было воспитано на следопытах, героях американских романов — “индейцах». Мы

Скачать:TXTPDF

на втором “Гибель Даурии”, а все остальные рассказы и очерки являются этюдами, по которым написана повесть “Корень жизни”»; «Зачем это было сделано автором? Очевидно, он большое значение придает той волевой