Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

из-за них бежали в Америку» (Дневники. 1932—1935. С. 132).

С. 286. ..я стал ругать Михалкова за «Три товарища». — Стихотворение написано в 1937 г. Ср. ниже: «…стихотворчество, закрепляясь

569

в метре, при большом мастерстве перебивает естественный органический ритм народной речи; что борьба с этим должна быть не личной, с Маршаком или Багрицким, а вообще с формализмом. И ясна становилась задача современного русского писателя: писателю классическому “внутреннему” русскому нужно овладеть внешней формой и не потерять силы своего внутреннего творчества, и не впасть в пошлость. В такой борьбе за национальную литературу исчезает борьба с “одесситом”, потому что “одессит” со своим формализмом является достойным тружеником в творчестве. Так что нам, коренным русским, надо не сетовать на засорение русского языка “одесситами”, а учиться у них формальному подходу к вещам, с тем чтобы в эти мехи влить свое вино»; «А “впасть в пошлость” — это значит сохранять старую форму, причем принципиально, в борьбе — а не творчески»; «моя борьба: материализм в жизни, формализм в литературе. В то же время понятно, почему не хотят и меня совсем заклевать: им хочется от внутреннего метода взять его духовность, идеализм, героизм»; «Форма питается одновременно и силой необходимости, и силой свободы. Гений может создавать форму одной свободой, исходящей из внутреннего порыва. Все другие “работают над формой”, исходя из чувства необходимости».

С. 286. …геловек из подполья. — Аллюзия на повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья» (1864).

С. 287. Таган — высокая складная железная тренога для готовки.

С. 289. …скажем, спиритуализма… — Спиритуализм (фр. spiritua- lisme, от лат. spiritualis — духовный; spiritus — душа, дух) — объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от нее. В философии характеризует самые разнообразные учения древности и нового времени, утверждающие в противоположность материализму субстанциальность духовного начала.

С. 292. …снег выпал только в Марте. — Перифраз пушкинской строки «Снег выпал только в январе» (Пушкин А. С. Евгений Онегин (гл. V)).

Купил Rolleiflex… — Торговая марка компании «Rollei», под ко- торой в 1929 г. начался выпуск двухобъективной зеркальной камеры 6×6 «Rolleiflex»; минимальное расстояние наводки на резкость снизилось до одного метра, что открывало новые возможности для съемки.

С. 293. …«египетская» (по Розанову) жизнь (священная)… — см. выше коммент. к с. 100 (От этих мологниц взял Розанов свой Египет..).

570

С. 294. Рассказ «Раки». — Сюжет будущего рассказа «О чем шепчутся раки» (1941).

С. 296. …XVIII съезд посвящен выработке правил управления страной. — На XVIII съезде ВКП(б) в 1939 г. была сформулирована задача: завершить строительство социализма и переходить к созиданию коммунистического общества.

С. 301. Волков <...> нагинается охота к накоплению. — Речь идет об автобиографических записках талдомского купца Д. И. Волкова под названием «Книга для записывания семейных дел и исторических, общих событий, дневников и проч. Дмитрия Ивановича Волкова», которые попали в руки Пришвина в 1922 г., когда он жил в деревнях Талдомского района, изучал башмачный промысел и работал над книгой очерков «Башмаки» (1925) об известных талдомских кустарях- башмачниках. Личность Волкова и его записки произвели на писателя сильное впечатление, и спустя много лет Волков стал одних из героев романа Пришвина «Осударева дорога» (гл. «Сказка о вечном рубле»).

Погему нет злодеев (Передонов). — Имеется в виду Ардальон Борисович Передонов — герой романа Ф. Сологуба «Мелкий бес» (1902, опубл. 1905).

С. 304. …сесть самим на трон правды: я — бог! — Ср.: «28 Января 1909. Мелькнула такая мысль: как близко хлыстовство к тому, что проповедуют теперь декаденты: все царства Легкобытова, Мережковского, Иванова, Рябова… И процесс одинаковый: Я — Бог» (Ранний дневник. С. 203).

…(в белом венгике из роз). — «В белом венчике из роз / Впереди — Исус Христос» — заключительные слова из поэмы Александра Блока «Двенадцать» (1918).

…(«Константинополь будет наш»)… — Ср.: «Константинополь рано ли, поздно ли должен быть наш» (Достоевский Ф. М. Дневник писателя, 1876, июнь, гл. II, ч. IV//Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1981. Т. 23. С. 48). Ср.: «31 Октября 1917. Мы отбросили, с нашей точки зрения, несущественное в большевиках-солдатах, что они будто бы изменники, что они утомились и хотят мира, что они разбаловались в Петербурге и всякое другое, мы взяли только существенное, что эти солдаты — простые, малограмотные крестьяне, выросшие под влиянием церкви, воспитанные на идее необходимости подавить личное начало ради чего-то высшего. В конце концов, это те униженные и оскорбленные, которым Достоевский давал утешеньице: “Терпите, Константинополь будет наш, и се буде, буде!” Конечно, тут не в слове дело: мало кто знает из них, что такое Константинополь и на что он нам нужен, важно то — это слово создает моральное состояние,

571

сознание какой-то общей правды, за которую в ближайшие наши годы умерли сотни тысяч людей. Так что будем называть этот город Константинополь хотя бы “Китеж, невидимый град”. Не важно то, что, как, кто говорит про себя, верую или не верую, ходит молиться в церковь или не ходит, важно, как живет, и не важно, что скверно живет; ну, его осудят, а все-таки в этой же плоскости миром осудят, скажут: “Искариот — изменник града, этого самого невидимого града Китежа”. Вот что значит: мы — православные. А с другой стороны: мы — товарищи. Опять не я, а мы, потому что все эти люди, бабушка русской революции Вера Фигнер, шли аскетическим путем, отказываясь от себя лично во имя государства будущего» (Дневники. 1914— 1917. С. 529-530).

С. 308. Все молгалины. — Имя персонажа комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1825-1828) Молчалина стало нарицательным уже в самом тексте («Молчалины блаженствуют на свете»).

С. 311. …гувство, когда отделишься и останешься один (Фуругельм на этом). — Имеется в виду остров Фуругельм, на котором Пришвин был во время поездки на Дальний Восток. Ср. «24 Августа 1931. …когда вспоминаешь Фуругельм, то кажется, был в какой-то другой, тропической стране» (Дневники. 1930-1931. С. 423).

С. 313. …мой рассказ о доме на колесах… — Имеется в виду «дом на колесах», оборудованный в кузове машины, на которой Пришвин и поехал под Кострому. Ср.: Неодетая весна //Собр. соч. 1956-1957. Т. 3. С. 301-369.

Сверх-геловек и Род Розанова… — Сверхчеловек (нем. Ьbermensch) — ключевое понятие философии Ф. Ницше из книги «Так говорил Заратустра» (1883-1885), восходящее к обозначению Фауста в одноименной трагедии Гете (ч. I, сцена 1). Идеал сверхчеловека, основанный на «самолюбии» (Selbstsucht), «воле к мощи» (der Wille zur Macht) и заменяющий «умершего Бога», выразил гуманистическое самоутверждение человека в его пределе, ведущее к преодолению человека: «Человек есть нечто такое, что должно превзойти» (Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1997. Т. 2. С. 8). Ветхозаветный культ рода («книга “отчеств”»), ставший для Розанова источником онтологического мифотворчества пола, семьи, он противопоставлял безбытийности, антиродовой направленности Христа. См. коммент. к дневниковой записи от 25 октября 1930 г. (Дневники. 1930—1931. С. 668-669). Коммент. А. Медведева.

С. 316. …легге верблюду пройти герез игольное ушко… — Мф 19: 24.

…(герой: Пятница). — Герой романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, описанные им самим» (1719).

572

С. 321. Бленда — светозащитная установка на объективы для борьбы с бликами и засветкой при съемке в сложных условиях освещения.

С. 322. …пистолет по системе Коровина. — Первый советский полуавтоматический «гражданский» пистолет, разработанный Сергеем Коровиным на Тульском оружейном заводе в 1922 г. и усовершенствованный к 1926 г.; с 1926 по 1935 г. было выпущено несколько тысяч «Коровиных».

С. 325. Узнал, гто умер Петров-Водкин… — С художником К. С. Петровым-Водкиным Пришвин познакомился в январе 1914 г. в Петербурге и в течение 1914—1917 гг. довольно коротко общался. Ср.: «15 Февраля 1914. Есть предчувствие близкого конца войны, но уверены, что мы победим. Как будто все постарели. Но я не думаю, что духом упали. Один большой художник (речь идет о Петрове-Вод- кине. — Я. Г.) уверял меня, что никогда ему так хорошо не работалось: живет верой в будущую лучшую жизнь, и это дает новые силы в работе»; «26 Февраля 1917. Позвонился к Петрову-Водкину: ничего не знает, рисует акварельные красоты, очень удивился»; 1 Марта. Я стал за угол дома <...> повсюду была стрельба совершенно так же, как на передовых позициях. Телефон еще действовал, я позвонил к художнику, что дойти до него не мог»; 3 Марта. …в два часа ночи будит телефон. Петров-Водкин: всем завтра прийти на организацию министерства Изящных Искусств»; «3 Апреля. Петров-Водкин ходит в восторге от народа, от солдат, и, когда его в тревоге спросишь, что же дальше будет, он говорит: “Буржуазная республика!” и поправляется: “Капиталистическая”. Все, что он принимает от Горького, это ему радостно, и городок науки, и храмы искусства, и что народ учиться будет, жить хорошо — все это прекрасно, все это буржуазная республика»; «8 Ноября. На сегодня, слава Богу, я освобожден от дежурства у ворот с винтовкой, из которой не умею стрелять, и могу вечером записать о дне прошедшем. Ничего яркого: всеобщая забастовка против большевиков. Даже сосед мой, художник, перестал писать картину. Он писал и во время войны, и во время революции, днем при свете масляными красками, вечером при электричестве акварелью, при открытой форточке, через которую слышались выстрелы. Он был моим утешителем. Теперь сказал: — Не могу» (Дневники. 1914—1917. С. 144, 370, 372,377, 396, 536. См. также: Вернисаж // Собр. соч. 1982-1986. Т. 2. С. 627-629).

С. 327. …кажется, не люди, а водопад. — В романе «Осударева дорога», над которым Пришвин в это время работает, водаосновной мифологический символ, живая стихия, организующая и отражающая жизнь, таящая в себе образ мира. Так, водопад Падун таит образ Всего-человека, «шагающего все вперед и вперед». Ср.: «Гул такой, что и земля даже чуть-чуть как будто колышется. Тысячи струек бьются

573

друг с другом, столбами взвиваются вверх, и падают, и сливаются. Вся река упала, разбитая на брызги в борьбе, и опять все сливается, и весь водопад единым гулом гудит. Так и весь разбитый падающий человек соберется и будет идти все вперед и вперед» (Собр. соч. 2006. Т. 3. С. 277).

С. 327. Весъ-геловек переливается во всем своем разнообразии. — Весь-человек (иногда — всечеловек) Пришвина, по-видимому, восходит к слову «всечеловек», которое Ф. М. Достоевский употребил в знаменитой речи о Пушкине (6 июня 1880 г.). Ср.: «24 июня 1937. …вот выступает Германия за кровь, за народность, вот выступает СССР за принцип всечеловека».

Скачать:TXTPDF

из-за них бежали в Америку» (Дневники. 1932—1935. С. 132). С. 286. ..я стал ругать Михалкова за «Три товарища». — Стихотворение написано в 1937 г. Ср. ниже: «...стихотворчество, закрепляясь 569 в