Скачать:TXTPDF
Дневники 1938-1939 гг.

Однако если Достоевский имеет в виду задачу русского человека принять в себя «всеевропейское и всемирное», соединиться с ним и стать «всечеловеком», то у Пришвина это скорее человек как таковой во всей полноте «всечеловеческого соборного Я», предельным идеальным образом которого оказывается Христос («На свою жизнь я смотрю как на жизнь Всего-человека в личном моем отражении»: http://www.emory.edu/INTELNET/darlO.html).

С. 328. …может быть, она так умна… — Имеется в виду Клавдия Борисовна Сурикова, сотрудница Литературного музея, которую Бонч-Бруевич прислал к Пришвину для работы по разборке архива и подготовке его к передаче в Литературный музей.

С. 330. …непонятно говорить о понятных вещах. — Эта запись, а также ряд подобных являются черновыми вариантами будущего романа «Осударева дорога»:

С каждым из нас бывает, что наедине с собой, разбираясь мыслью в чем-нибудь, мы с кем-то беседуем и так выясняем себе смысл пережитого. У меня эти беседы бывают, будто я, мальчик, дожил до себя, каким я есть теперь, и маленький «Я» спрашивает, а большой, как будто обрадованный вопросом, отвечает. Вот он, мальчик мой, спрашивает:

— Что это Весь-человек, можно ли его видеть, или он тоже невидимый, как старый Бог?

Можно, — отвечаю я, — слышишь? кукушка в лесу: да, это просто кукушка, или вон заяц перебежал дорогу. Это было всегда: кукушка, заяц, волк, лиса. Но так нельзя на человека смотреть: на человека смотрят как на временного, показался человек, пожил и такой никогда не вернется. Он один такой, единственный, а не как заяц. Какое иногда страшное лицо покажется, но не тужи: оно исчезнет и не повторится. И смотришь ты на людей как на брызги, и так надо смотреть: пробуждает участие даже к самодовольным. Но бывает, увидишь лицо такое прекрасное, что забудешь о временном, тебе кажется, будто это уже не пройдет. Тогда знай, что это Весь-человек собрался на мгновенье и тебе показался: он такой.

574

— Показался… а можно ли его собрать?

— Вот, милый, в том-то и дело и вся суть: надо нам учиться уметь собирать человека. Какая наша большая богатая земля: ее цари собирали, покоряли народы войной. Нам же надо собирать человека, как землю собирали цари.

Строят, мелькая, как брызги падуна: мелькнуло лицо, и нет его. И видишь его, и все ведут себя всерьез, будто это все не на минуту. Это Клавдия в кожаной куртке сидит у телефона: розовые, синие и желтые пятнышки на лице сменяются, и все лица на глазах переменяются и проходят. Успей же войти, сказать что-то доброе, связать себя, а то ведь не останется ничего. Хочется остановить и что-то сделать из этого вечное.

— Что это, отец, было ли с тобой, все бы отдал, чтобы только войти к ней, и ей было бы хорошо, и себе, но почему-то страшно: она дело делает.

Ничего, войди.

И он спрашивает:

— Это Весь-человек

С. 334. Бетал (Саид). — В 1936 г. Пришвин по совету Н. И. Бухарина отправляется в Кабардино-Балкарию, где знакомится с Беталом Калмыковым. В 1939 г. Пришвин обращается к дневнику поездки (14 Марта — 19 Июня 1936 г.) и выписывает из дневника десятки записей (иногда отмечая номер страницы) для повести о Бетале, личность которого произвела на него сильное, хотя и сложное впечатление; к этому моменту Бетал Калмыков был уже арестован (в 1938 г.), о чем Пришвин не мог не знатьОдин из главных планов работы: показатьвнутренний разрыв счастливой и зажиточной жизни и разрешить выход»). Подготовительные материалы к повести большей частью представляют собой выписки из дневника поездки (Дневники. 1936—1937. С. 42—282), поэтому мы их опустили, оставив некоторые, наиболее существенные, для примера; частично текст в рукописном подлиннике отсутствует — он вписан в машинописную копию, по-видимому, М. М. Пришвиным, что требует дополнительного рассмотрения.

«Лошадь оборвалась. Оставался сидеть, заметил кустик, схватился и уцелел. А лошадь разбилась.

Лицо Саида ребенка, широкие детские щеки, детская улыбка, в ребенке спайка возможной жесткости и готовности на дружбу. Охота, война и революция сошлись в нем в единстве, и к этому создание (строительство) Кабарды.

Кровные группировки, объединенные универсальной идеей братства народов.

Бетал до всего доходит сам.

Р. — Жестокий человек, он все с тобой может сделать.

Я. — Ну, что ты, разве что за вину посадит?

575

Р. — И расстреляет. Трепещем! Сколько и кого только не расспросишь, в каком он духе, перед тем как войти к нему в кабинет, а чего не передумаешь в ожидании. А на охоте самый лучший твой товарищ и друг. Как это можно соединить? И до чего же он тонко понимает струну человека и как больно может играть на ней. Он чувствует мгновенно при одном взгляде струну каждого человека, и тут же успевает использовать, а ты и не знаешь. — Думаешь, он вас не учел? Да взвесил же при первом взгляде. — Ну, что ты, у меня нет струны. — У каждого есть своя струна. — Нет, у меня флейта, как рассказано у Гамлета. — А кто это Гамлет? — Принц Датский.

Изображение охоты, как дружбы Бетала. Анализ: в игре — человек есть друг, в деле — Кабарда и нет человека.

Что-то разделяет меня с Беталом, как будто я должен что-то скрывать от него, и через это неловкость, я догадался: что это я читал Шекспира и знаю Гамлета.

Россия для Бетала, как Петру Европа.

Один тип обывателя, думая о Бетале, говорит: «Герой и герой, нам-то что: мы не герои». Другой тип обожает Бетала и всегда думает о себе: «Я не Бетал!» А этот поймет и поднимает тост: «За бедняка».

«Я» — это все, что мог бы сказать Евгений Медному Всаднику.

философия спорта: умный от спорта глупеет, как поглупел доктор Фауст, когда влюбился в Маргариту и связался с Мефистофелем, но простак от спорта умнеет, как поумнел кузнец Вакула, когда сел на черта и поехал добывать башмачки для возлюбленной).

Л. Толстой в отношении к жене однажды вспомнил о кнуте. (Кто не вспоминал!) И вот жена-враг ловит эти моменты и в этом воплощает его всего: что вот он такой и есть настоящий, а все остальное лишь для людей, т. е. обман. Все писание, вся работа для людей есть обман, а вот он настоящий. Павловна тоже не раз мне на это указывала, на эту ложь.

Вначале, когда много сил, так радостно давать, служить, но мало- помалу ты раздаешь, ты беднеешь, и тут они, разбалованные тобой, бьют тебя, погоняют, как старую клячу. Тогда появляется чувство к высшему (у Толстого христианство, у Бострема призвание). И вот на это высшее все домашние набрасываются.

В теории достижения личного счастья через трудный путь создания счастья другим есть одна неприятность, что дуракам счастье достигается даром, и, значит, когда вы после мучительной трудной жизни наконец-то достигли первого рода счастливых людей, то увидите, что вокруг вас, счастливого, сидят счастливые дураки, пришедшие сюда без всяких усилий.

576

Счастье — это, может быть, свет какой-нибудь отдаленнейшей звезды или излучения ближайшего к ним неоткрытого вещества — все равно, отдаленнейшей от нас звезды или ближайшего к нам вещества, лучи которого проникают в нас в следующий момент после величайшего напряжения при достижении цели, в тот второй момент, когда стало чуть-чуть легче и явилась уверенность, что цель скоро непременно будет достигнута.

Философия. Борьба, ненависть к интеллигенции у революционеров (напр., у Маши Бог.) понять и признать как законное явление. С другой стороны, тоже надо точно так же понять интеллигенцию…

Это спор войны и мира. Слова действуют, пока не сорвалась война. А когда война спущена, слова (интеллигенция) — пусты.

Мир как личное творчество, война как сила народа. Против силы народа как против режима. Всякое (и народное) творчество возможно лишь через личность.

Строитель государственныйорганизатор силы народной.

Творец мира, личность есть организатор народного счастья и смысла жизни, он заботится о настоящем, а из него выходит будущее, тогда как «строитель» заботится только о будущем.

Из людей, подобных Беталу, понятия не имеют о личности человека: ее они понимают или как ненавистную интеллигенцию, или [как] беззаконие. Их представления о личности не выходят за пределы стахановца.

У Свободы, конечно, есть тоже нечто вроде кишок и, чтобы стать свободным, непременно эти кишки надо тоже набить и заставить работать.

Философия. Потребители жизни природы берут из нее только ритм для своего счастья и устраиваются прочно жить, как будто смерти им никогда и не будет. А для того и устроено ритмическое возвращение, чтобы сделанное кем-нибудь ценное в продвижении вернулось к людям как достижение, как счастье. По этому кругу устроить и расхождение героя с Беталом и схождение: Б. как творец имени счастья, а Я продвигаюсь: Я как личность, обращенная к открытию нового (Богу), Бетал как тоже личность (творческая), обращенная к людям. Получив свое счастье личное, Я вдруг понимаю Бетала как творца счастья.

Хозяин (род) и художник (личность), и к этому сводится вся борьба моих героев.

Усилие свойство личности. Искусство свойство личности. Реальность искусства есть то же, что реальность идеи бессмертия.

Счастье в удовольствии быть самим собой, делать свое дело, а «Хозяин» берет людей сегодняшнего дня, почему не накопляется внутренний человек, интеллигенция.

577

Ближе к природе, ближе к себе.

Сталинское — государственное, а троцкизм не государственен, и потому я пришел…

Какая же это теперь таится в нашем народе сила желания жить самому…

В плане была одна мелочь, которая распадалась на множество мелочей: и чем больше в них принимаешь участие, тем их делалось больше, и весь план исчезал в мелочах. Надо было усилие, чтобы забыть о них, но оно не приходило…»

С. 337. …Марья Моревна воскресла, но не для меня. — Имеется в виду персонаж автобиографического романа М. М. Пришвина «Кащеева цепь» (1927).

С. 338. Письмо от Разумника, гто на свободе и «реабилитирован». — Об освобождении в июне 1939 г. после двухгодичного тюремного заключения с документом о прекращении дела ввиду отсутствия состава преступления см.: Иванов-Разумник Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки. С. 93—97.

Слух о смерти Мандельштама. — О. Э. Мандельштам умер в лагере под Владивостоком 27 декабря 1938 г. Пришвин встречался с Мандельштамом дважды: в 1923 г. (об этом см.: Дневники. 1923—1925. С. 22—23, а также очерк «Сопка Майра»: Цвет и крест. С. 535—539) и в 1937 г. Об этой встрече в дневнике Пришвина осталась короткая пронзительная запись: «16 Октября. Встретился Мандельштам с женой (конечно) и сказал, что не обижается <приписка: и не на кого обижаться: сами обидчики обижены>» (Дневники. 1936-1937. С. 771).

С. 341. …«я буду век ему верна»… — Аллюзия на роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

С. 345. …да будет воля Твоя! — Слова из третьего

Скачать:TXTPDF

Однако если Достоевский имеет в виду задачу русского человека принять в себя «всеевропейское и всемирное», соединиться с ним и стать «всечеловеком», то у Пришвина это скорее человек как таковой во