Скачать:PDFTXT
Дневники. 1940-1941 гг.

из-за угла. На место убитых сели преступники. И как только сели, превратились в чиновников.>

Каин был земледелец, Авель пастух: Каин, как более прогрессивный (земледелец), должен был убить Авеля.

А Исав, зверолов, отдавая первенство умственному домашнему Иакову, поев похлебки, даже и не почувствовал какого-либо лишения. Очень напоминает время, когда агитаторы-коммунисты натравили мужиков на помещиков и как мужики, разорив помещиков, сами остались не при чем и заревели: -Омманили, омманили нас!

История с продажей первенства есть 3-й грех человека: 1) Разделение полов (в раю). 2) Убийство Авеля. 3) Обман (продажа первенства).

А в существе своем капитал разве не есть продажа природного своего таланта и труда, своего первенства. Социалист похож на Исава, требующего возвращения своего первенства.

695

22 Ноября. <Зачеркнуто: Так же как погода держится в равновесии между зимою и осенью на тонком снегу, так и строй жизни нашей между большевиками и немцами. По вечерам Ляля стирает (могла бы и поднанять на стирку) и меня в это время пробует заставить читать ей Библию, Ветхий Завет. Мы вместе что-нибудь открываем. Вчера заметили, что индивидуальности мужчин там очень ярко очерчены, а женщин нет, более или менее интересны только блудницы. Женщина в нашем смысле появляется лишь в Новом Завете. Еще интересно, что, читая Библию во время войны, поневоле начинаешь по-иному смотреть и на Ветхий Завет, и оттуда на современность. Это теперь самое подходящее время, и так представляется, будто немцы повторяют дело Израиля, избранного народа.>

Когда Ляля похвалила пьяному Конюхову его девочку: — Какая хорошенькая! — он вдруг отверг это резким жестом, как разрубил. — Урод, — сказал он, — виду никакого нет и не может быть, у нее золотуха. Вы содрогнулись бы этому виду. И что мне вид? разве видами живет человек? Не нужно мне виду, не хочу я виду…

Все это предисловие было для того, чтобы открыть нам не «вид», а сущность. Но так, в каком-то плане вся революция бьет против «вида».

<Зачеркнуто: Ляля про себя потихоньку допускает, что все наше церковно-народное православие, может быть, и вовсе даже не христианство. Вообще у нее на месте как берега стоят только Христос и Церковь, во всем остальном религиозная мысль не только свободна, а и должна быть свободной.>

Итак, если теперь в мире царствует ужас, то это оттого только, что нет Слова, чтобы назвать своим именем и рассеять мрак светом. Но почему же Слово не может родиться? Потому что Бог поручил Слово человеку, а человек, весь-человек распят и молчит.

23 Ноября. Ни газет, ни радио, и не хочется спрашивать у тех, кто слышал по радио или читал газеты: все одна и та же

696

песня о том, что на всех фронтах бои. Изредка бухают бомбы в стороне Талдома, Загорска, Калинина — и все! Мы предполагаем, что немцы устраиваются на занятых местах, закрепляются.

Вчера мы поставили вопрос — кем бы Ляля была в Ветхом Завете, Саррой или блудницей. Дело в том, что насколько интересны в Библии мужчины, настолько же однолики все женщины, все Сарры. Женщины особенные в то время попадали в категорию блудниц. От наших женщин достойные библейские женщины отличались полным бесправием в отношении выбора себе мужа: в то время дочерей отдавали замуж. Всех же, кто сам выбирал себе мужа, считали блудницами. А Ляля не только выбирала, а прямо искала, пробовала жить, бросала, снова искала, когда же нашла, то оказалась Саррою в отношении найденного лица. И пусть у нее дремали эти способности библейской достойной женщины, все равно, если бы это и было известно, она бы в то время была блудницей, потому что она в поисках своих верила в существование личности, отвечающей ее духу. Напротив, Сарра, лишенная выбора, была определена исключительно на восприятие мужского безликого семени и свою мечту, свою веру, надежду, любовь относила к будущему младенцу — Мессии, т. е. личности.

И, конечно, все в праве выбора, т. е. главное — это он, с которым ей жить, а не тот, кого она родит. Отсюда все самоопределение женщины, самоволие.

Читая Библию, отмечать всех блудниц.

В Бытии дочь Иакова Дина была соблазнена начальником одного племени. Начальник любил Дину, и она его любила. Ему предложили обрезаться самому и всему племени. Когда же те обрезались, то во время болезни за Дину все племя было перерезано. Так родовая любовь боролась с любовью свободного выбора. Это же показано и у Шекспира в «Ромео».

Варвара Александровна жила с мужем библейски честно и в то же время глядела на все свое потомство иногда как бы со стороны и очень издалека. — Как будто все это и ваше и не

697

ваше, — сказал я ей, — а настоящее ваше остается при вас. — Это правда, — ответила она. И покраснела. После я узнал от нее же тайну всей ее жизни, что Федора Петровича, с которым она так достойно всю жизнь провела, она никогда не любила. А моя мать, разве не такая? И взять любую самую почтенную христианку, она не может быть окончательно поглощена рождением детей, разве только попадьи, похожие этим на евреек. У попов и евреев вполне сохранился Ветхий Завет.

Право выбора мужа (свободы) определило право выбора профессии и тем самым [привело к] полному освобождению женщины от мужа.

Социализм (большевики) снова ставят личность, притом одинаково мужскую и женскую, перед государственной необходимостью, как в древнее время женщина была поставлена перед необходимостью рода. Вот почему моя «Фацелия» не пришлась по вкусу ЦК: потому что она содержит в себе декларацию прав личности.

<Зачеркнуто: Ляля жила на Оби три года176, и у нее не осталось от природы никакого хорошего воспоминания: - Знаю, что и хорошее было, особенно закаты, но не до этого было. -Она принимает природу как прекрасную пустыню, как храм, как место исполнения завета человека с Богом. Поэтому не до закатов, если сам человек находится в Концлагере. Моя же «природа» состоит в деле созидания храма, я в природе не молюсь, а только, имея это в виду как цель мою сокровенную, непременно что-нибудь делаю. Если у Ляли чувство природы выражается в «да святится Имя Твое», то мое в «да будет воля Твоя», включая в понятие «Воля» и познание.>

<Зачеркнуто: Нет существа более цинично-прожорливого, как зверь Левиафан: просто хищный зверь пожирает самое большее - это теплое кровавое мясо живого существа, а Левиафан жрет самую душу. Вот, кажется, на что святее была война женщин за право выбора себе мужа по своему желанию, и это привело ее к необходимости выбора самостоятельной 698 профессии. И тут она опять через Левиафана попадает в плен, может быть, худший, чем родовая необходимость. Стоит только поглядеть на водительницу трамвая и вспомнить борьбу за право выбора, чтобы покачать головой.>

Я — не пророк и не могу, и не смею устанавливать свет на пути людей, но у меня есть желания, и я должен, и чувствую право свое высказывать свои желания в том смысле, что пусть люди живут так-то и что так надо им, но я выскажу, как мне хочется, чтобы люди жили.

Военный человек поехал в Москву и обещался привезти наши вещи из квартиры, а возможно, и Александра Николаевича.

24 Ноября. За две тысячи лет идея христианства перестала быть переживанием, но необходимым условием жизни всякого порядочного человека, условием порядочности в обществе. В этом смысле мир действительно спасен, вовсе даже нет теперь необходимости веровать в Бога, в Христа. Даже и вовсе некрещеный юноша, воспитываясь в семье, проходя школу, непременно усваивает христианские аксиомы как условия быта порядочного человека. Немцы особенно поспособствовали разумному усвоению и применению в обществе христианской морали. Даже и самая трудная заповедь «люби врагов своих» так проста теперь для выполнения: для этого надо выключить из врагов своих врагов Божиих, которых надо ненавидеть, после этого выключения (порядочный человек ведь служит же какому-то богу) останутся свои собственные личные враги, с которыми порядочный человек просто должен обходиться так, будто он их любит. Весь особенный труд в наше время стать истинным христианином и состоит в том, чтобы отстоять Христа истинного от использования его людьми порядочными во всех отношениях.

<На полях: Смутный набросок темы о порядочном человеке, который чувствует себя спасенным>

После паники московской речь Сталина, преданная общественному пищеварению, наконец, усвоилась в организм душевный, как легенда о порядочном господине с великолепными

699

подарками и розами. Каждая матушка, бывало, мечтала о таком господине для своей дочки. Эта легенда основана, конечно, в первую очередь для неверующих на вере в случай, для верующих это чудо. Но и вера и неверие в этом смысле исходят из внутренней пустоты, в которую целиком, как данное, не зависящее от внутреннего человека, входит мир внешний. Да и был такой случай в Турции, одна русская девица встретила сына американского миллиардера, и он увез ее в Америку. А разве и Дехтеревы матушка с дочкой в лице Франса не стали жертвой этой легенды о порядочном господине с великолепными подарками и розами? Так вот теперь и у нас в народе после задержки наступления немцев и речи Сталина. Перед этим ждали немцев, но с некоторым страхом каждого оказаться перед судом народа — господина и освободителя. Как бы там ни было <нрзб.> это ожидание, но это превращение врага в друга каждому представлялось в некотором смысле нравственным делом. Теперь же, после немецкой заминки в наступлении распространилась легенда о близком конце войны с победой Америки. Говорят, будто бы Америка, победив, все нам даст, все починит разрушенное, все построит вновь и что за это большевики распустят колхозы, дадут свободу торговли и религии (так и передали о свободе этой, рядом религию и торговлю). Вместе с этим из легенды предыдущей о немце как устроителе русского государства выпала всякая нравственная ответственность, и будущее представляется как легенда о порядочном господине с великолепными подарками и розами. <На полях: Политические настроения – размазано>

Был у нас в гостях политрук нашей военной части. Говорил то, что ему полагается: что «Москву не отдадим ни в коем случае» . — Значит, вещи можно оставить там? Или сюда перевезти? -Лучше перевезти: бомба все-таки может попасть. Но Москву не отдадим. — Пожалуй, правда, перевезу, а то какая это Москва без вещей. (Ляля толкает под коленку.)

Навестил Павел Иванович Логинов.

Опять с удивлением вспомнили, как вдруг после Московской паники все кругом перестали верить в немцев как избавителей.

700

Причина, вероятно, та, что действительно у них стало мало сил.

25 Ноября. Дела: С N. о машине для перевозки вещей в глушь. Обманув N.. спрятать машину у

Скачать:PDFTXT

из-за угла. На место убитых сели преступники. И как только сели, превратились в чиновников.> Каин был земледелец, Авель пастух: Каин, как более прогрессивный (земледелец), должен был убить Авеля. А Исав,