Скачать:PDFTXT
Дневники. 1940-1941 гг.

не слышит, скажи, родной

428

А то было, я же сам писал в «Русских ведомостях»78, как десятирожный зверь убьет царя хоботом. Так жили мы тогда с открытыми сердцами, и что из этого вышло?

Ай-я-яй! Вчера Лева позвонил и грубо разговаривал с Лялей. Ее затрясло, а когда я справился с собой, успокоился, и она успокоилась. Это навело меня на большие размышления о поведении в отношении друга: ради него именно и надо уметь побеждать страхи всякие и дурные привычки <зачеркнуто: и эта работа должна идти в оправдание любви. (Над этим всерьез начать работу, сделать главным делом.) >

Вот взять свое «ай-я-яй!», как я привык вслух восклицать при всяких неожиданных пустяках. Посажу кляксу и «ай-я-яй!» — а она это даже спящая услышит, вздрогнет, крикнет: «что, что?» будто разбойники пришли или пожар. Вот с этого и надо начать самовоспитание, отвыкать от «ай-я-яй» и освобождать постепенно [ее] от страха.

Сколько жизней таких было, муж весь в деле, а женщина молится в помощь ему, и он ее молитву ни во что ставит, а она в деле его ничего не понимает. Много таких жизней прошло незаметно, но вот прошла жизнь. Микитов и его жена. Говорили о mania religiosa Лидии Ивановны <приписка: (Федин утверждает) >, а Ляля повернула вопрос: а если она-то вполне нормально религиозна, они же, ее судьи, муж и К. А. (Федин), ничего не понимают, как не понимал, напр., Чехов на Сахалине…

Вспомнился целый ряд «блудниц» в таком освещении, что блудница-то и делается блудницей в напрасных поисках… поглощение своей личности родом. Впрочем, такое оправдание блудницы содержится и в Евангелии. Вспомнил, думая о Ляле, целый ряд блудниц от Екатерины II до Марии Магдалины и всех оправдал: все они, отвергаемые родом, ищут, блуждая, утверждения своей личности, и не все, но иные находят.

<Зачеркнуто: Роман:> Оправдание блудницы.

Невропатолог Ляле сказал: — Наш брат вас не удовлетворял, и вы создали себе в оправдание свою философию, и благодаря этому жизнь у вас до крайности осложнилась.

429

«Наш брат» — это надо понимать, как мужчины с родовой потребностью. А «философия» Ляли в том, что она противопоставила этому безликому стремлению свою личность. Что же тут нового? Трагедия эта переплетена в одном томе: Ветхий и Новый Завет.

19 Апреля. Вспоминали, как в прежнее время весь народ готовился в этот день к празднику и мы тогда не понимали духовного богатства своего и требовали отделения церкви от государства. И вот теперь церковь отделилась: она борется за себя своими средствами, силами, тогда была церковь поповская, теперь церковь духовная. А мы опять недовольны и вспоминаем блаженное время, когда с колокольни Ивана Великого в Светлую ночь раздавался первый благовест и потом за ним все сорок сороков праздновали Светлое Христово Воскресение.

Ляля рассказывала, что в 12-летнем возрасте она чище и лучше понимала Евангелие, чем теперь, умудренная опытом и философией, и даже пример привела: прежде она понимала, не думая, а прямо по евангельскому свету о том, что надо любить врагов. Теперь она того света уже не чувствует, а в рассуждении сбивается. Сравнивая себя в тот же период времени, я вспоминаю себя остолопом, и мне теперь думается, что, может быть, так и должно быть, что Христос без рассуждения, а прямо как Данное может быть воспринят только от девушки. Недаром и Богоматерь-то почитается как венец Божьего создания.

А откуда же и возьмешь эту любовь и эту Мысль, как не от чистого сердца.

<Зачеркнуто: Лялин Христос - это чисто женский образ, он рождается в сердце девушки. И если он (N)* принимал его не прямо, как она, а через любовь к ней, то это правильно, иначе и быть не могло.>

И если N через нее понял и принял Христа как реальность, то это не только правильно, а можно и так поставить вопрос: есть ли и еще другой какой-нибудь путь.

* Имеется в виду Олег Поль (иеромонах Онисим).

430

Вчера у Ляли вырвалось: а есть ли эти «чудеса», как о них написано? (Ее манера внезапных сомнений, действенных, революционно-созидательных <приписка: на ходу: какое-то обнажение самого провода движущейся от сердца мысли: мысль [вдруг] вырвалась из колыбели и спрашивает: почему?>. Ее сомнения как балласт, который сбрасывается, чтобы аэростат мог выше лететь.)

Диалектический момент. Эта ее манера внезапных сомнений, мелькающих на ходу диалектической мысли: она совершенно бесстрашна в таких сомнениях, и если на пути движения Мысли сам Бог станет преградой, мне думается, она и самого Бога смахнет. Меня в ней это восхищает, и эта ее царственная свобода именно и привела меня к Богу.

Лина — это святая современная, и пустыня ее современная. <Приписка: Чудо. Кто эта Лина? спросить Лялю> В прежней пустыне была борьба с чертями. Теперь на месте чертей — люди такие. И раз уж черти явились в образе людей, то, конечно, и «чудеса» осовременились.

<Зачеркнуто: Намечаю дать характеристику современного чуда.>

И так все переиначилось: и уход в пустыню как уход на службу, и вместо звезд — окна домов с электрическим светом <зачеркнуто: (и чудо в дворнике, снимающем фартук перед причастием, и т. п.). И, может быть, прежняя природа пустынь, с луной, звездами и водами - теперь значит как соблазн. Так что подвиг Лины надо представить без всяких традиционных, выкраденных поэтами для себя образов природы> И когда из этого получится городская, выхолощенная, гоголевски беспощадная пустыня, то вот тут-то в этой дьявольской желатине и выявить чудо <зачеркнуто: переделка этой желатины в благотворную среду. Или это невозможно? Чехову это было невозможно, потому что если смотреть со стороны, Лина физически разрушается: Чехов описал бы процесс разрушения>

<Зачеркнуто: Оправдание Ляли79 начать с ее бесспорного падения, в котором и ставится вопрос о ее оправдании.>

Он вел ее к отречению, она же в этом увидела гнушение браком… Оправдание ее в том, что гнушение браком вышло

341

из поэтической гордости <зачеркнуто: и даже прямо из поэзии>, она же, отдаваясь грубому влечению, именно и принимала тем самым на себя грех, т. е. то самое, чем все мы больны, она хотела пострадать, хотела быть как все. приписка: Но не могла и падала дальше, блуждая в поисках. И ею, как блудницей, соблазнялись.> Она, как падший ангел <зачеркнуто: искала Бога в людях, приняла образ блудницы, и ею соблазнялись, и она в поисках обратного пути к духу должна была соблазнять людей и бросать их, пока не найдется >.

Их поняли как секту гнушения браком, но это неправда: они не гнушались, но шли по пути святости. И если бы она не пала, то умерла бы с ним, как святая. И пусть бы она не выдержала и пала, то, если бы он остался в живых, с нею падшей стал бы жить, как с женой, и этот брак его стал бы как путь, обходящий гору, или какое-то иное препятствие, но привел бы его все равно к святости.

С его стороны был просто недосмотр, с ее — уступчивость и, пусть, падение: она не разбилась в этом падении и, может быть, хромая, но опять бы пошла в гору, как идет теперь со мною и надеется еще попасть со мной в те же горы, на те же пути.

20 Апреля. Воскресенье (Пасха).

Скорое воспитание. Солнечный день, влажно задымленный. Мы с Лялей гуляли в Нескучном саду и любовались на детей под ружьем. Те же свистуны, голубятники и хулиганы, взятые под ружье, становятся прекрасными детьми. Секрет в том, что военная игра есть такая же игра, как и уличная, только взятая всерьез: тут тягость труда игрой побеждается, и дети, играя, становятся взрослыми. Возможно, что именно только на этом военном пути и возможно перевоспитать, исправить распущенный ленью и поблажками русский народ, и притом в скорейшее время.

И ты, свободолюбивый гражданин русский, не о свободе мечтай и не свободой соблазняй других, а силой стремления к этой желанной свободе создай ей охрану и помни, что до

432

сих пор еще мы не вышли из закона: si vis pacem para bellum*. (Командующий ребятишками генерал и 4 гренадера 8-летних, как один из них учит трех в зеленых шлемах.)

Вот немцы чему учат нас, и они могут быть побеждены, если только найдена будет более совершенная сила охраны свободы. Эта война, как река, движется в берегах: моральные берега этой войны создаются из немецких трупов. Ох, и возопили бы «разумники»! NB. А это и есть вопрос наш: симпатию к немцам нельзя высказывать:

1) потому что самые темные русские ждут немцев как освободителей от большевиков, 2) [потому] что некоторые исходят прямо от Нилуса, 3) почти никто не понимает движения русских к внутреннему немцу, т. е. самим быть, как немцы, и этой силой закрепить свободу.

Зрелище нынешней Франции есть живой пример незащищенной от разврата свободы.

<Приписка: 6 Марта 43 г. см. ТАСС, где сказано по поводу Польши об уроке войны: славяне против немцев.>

21 Апреля. Отправил письмо (Сталину), которое писалось 5 дней. Я должен был его написать и сделал это до того хорошо, что при неудаче (замолчании) буду не я виноват, а, значит, будет такая моя судьба. И я до того уже и прекратил думать о хорошем исходе, что завел вновь переговоры с Лит. музеем о продаже архива.

22 Апреля. БЗачеркнуто: Надо и Хочется — это Ветхий Завет и Новый: все Хочется, вся свобода вышли из Нового Завета, -а блудницы и актрисы [из Ветхого].>

* si vis pacem para bellum (лат.) — если хочешь мира, готовься к войне. Источник: римский военный историк и теоретик Вегеций Флавий Ренат (кон. IV — нач. V в.), «Краткое наставление в военном деле», 3, Пролог: Qui desiderat pacem, praeparet bellum. «Кто желает мира, пусть готовится к войне». Подобная мысль ранее высказывалась Цицероном (106-43 гг. до н. э.) («Филиппики», VII, 6,19: Si pace frui volumus bellum gerendum est. «Если мы хотим пользоваться миром, приходится воевать»), авторство же приписывается римскому историку Корнелию Непоту (94-24 гг. до н. э.) («Эпаминонд», V, 4: Paritur pax bello. «Мир создается войной»).

433

Определилось: 3 Мая в 9.20 веч. выезжаем с Лялей в Весьегонск. Значит, времени от 23 до 2/V = 10 дней. Дела:

1) Соловейчик: командировка в Весьегонск. Сделано.

2) Катынский: ружье.

3) Путевка в Малеевку.

Вечером Скалдин <приписка: антропософ-мистик, как и Разумник> читал свой роман80 <зачеркнуто: и доказал возможность писать и не печататься. Это литература>

<Зачеркнуто: ...и вдруг если звонок и меня спрашивают: - Ну, скажи, что хочешь, и помогу: что надо для твоего ума? - Мне нужно что? об этом я написал: нужно, чтобы издавали меня

Скачать:PDFTXT

не слышит, скажи, родной... 428 А то было, я же сам писал в «Русских ведомостях»78, как десятирожный зверь убьет царя хоботом. Так жили мы тогда с открытыми сердцами, и что