Скачать:TXTPDF
Дневники 1944-1945 гг.

чем-то подобном бывшим настроениям канадских индейцев. Но как-то не верится в совершенную чистоту и оригинальность русского миросозерцания. Тут в самом истоке разноводье и разноветрие.

Что из этого рассказа о Падуне выйдет? Что бы там ни вышло – это будет посильным ответом на вопрос о возможности мира («да умирится же»).

18 Августа. Вчера после обеда собрались было тучи и до вечера у солнца с ними борьба. К вечеру солнце перемогло, и утро пришло, как во все эти дни, безоблачное и прекрасное.

Есть такая черта между «я» и Богом, когда я смиренно уступаю себя и говорю: – Дальше я ничего не знаю и не могу думать. Это значит, дальше я не думаю, не творю своего Бога, а верю, что Он сам начинает думать о мне. Тогда я, как ребенок, смотрю на детский образок Боженьки, шепчу детскую молитву. И вот тут-то я бываю православным человеком, хранящим единство Божьего образа во всех возрастах. (Это ответ на Миллера, излагающего учение Веданты с разделением образа Божия, согласно разным возрастам человека.)

Кто сейчас не участвует в этой борьбе двух богов: хранимого в душах наших сокровенного Господа нашего Иисуса Христа, единой Личности всего человека, с массой внешне соединенных между собой единиц человечества!

На одной стороне цельбессмертие небесное, откуда нет и возврата на землю. Религия смерти и радости небесной, вечной, и религия жизни, ее священного мгновения. Уязвимость первого начала в том, что оно образуется само

591

по себе и само из себя и воздействует, в лучшем случае, на каждого верующего, оставляя всех других в стороне.

Другой же бог обращается к этим всем, оставленным Богом, и, соединяя радость жизни на земле в бессмертном мгновении, призывает их всех соединяться друг с другом для достижения на земле блаженства в мгновении («остановись, мгновенье»).

Это второе миропонимание не обязательно эгоистично, напротив: в любви своей к другу тут человек может свое достижение радости передавать другому и вообще «умереть» ему даже и «не важно». Не только не эгоистично такое миропонимание, но возможно, что идеальное и невозможное в достижении священное мгновение в практическом моральном плане явится, как жертва собою за други своя, т. е. высшее выражение любви.

Склонен думать, что обе религии, как земля и небо, как рождение и смерть, как здесь и там являются проявлением одной и той же ритмической сущности, как прилив (жизнь) и отлив (смерть).

19 Августа. (Преображение.)

Хорошие дни держатся. Начинает падать грушовка. Доктора разрешили ходить. Не решаюсь натиском пробить «Падун» (Боюсь, что неусвоенный фактический материал будет мешать). Решаю конспектировать ход работы по каналу.

Продолжение вчерашнего: если бы мы в молодости Знали то, к чему мы приходим в старости, то мы бы с места не сдвинулись, повторяя «суета сует». Вот источник возмущения во всем мире против попов.

Для папы в семье всегда есть кабинет, куда он всегда может уходить и делать свое тайное дело. Папа приходит в детскую поиграть, в столовую поесть вместе с семьей, но что делается у папы в кабинете – для детей остается тайной. Об этом узнают дети, когда будут большими.

592

Так реальность невидимого и доступного лишь совершенным и немногим личностям Брамы там на небе приходит в столкновение с теми, кто реальностью считает священное мгновение жизни (здесь на земле): например: геройский прыжок ласточкой вниз головой с высоты 10 тысяч метров. Что же делать, сказать ему: – Не прыгай, сынок! Смешно и тоже будет неискренно и противно, если пастор благословит: – Прыгни, сынок! А между тем чудо такого соединения и есть наша моральная цель: чтобы священное мгновение жизни стало бессмертным, для этого нужно, чтобы старец благословил прыжок.

Построить мир человеческий без принципа собственности и в этом смысле перековать человека – вот утопический порыв при постройке канала, соответствующий в ином плане усилию остановить прекрасное мгновение жизни.

Суеверие (что это?). У простолюдина это есть форма необходимого ему доверия. Этим естественным доверием масс пользуются разного рода организаторы власти («властелины»). Большевики эту готовность доверия облекли в форму знания («хочу все знать»), противопоставленного суеверию.

Это «знание» марксизма-ленинизма основано на том же доверии только к большевикам и недоверии ко всему иному, объявленному не знанием, а суеверием, идеологически-классовой надстройкой и т. п. Организатор власти (см. великий инквизитор) втайне относится к этому знанию, как к суеверию, но суеверию полезному для утверждения власти.

Высшим источником этой власти является не «я», а «ты» (пролетарий), для кого я властвую, т. е. служу, отдаю свою жизнь. В такой религии ближнего все душевное глубочайшее сокровище, в том числе и сам Брама (бог), приносится в жертву ему, т. е. в нашем случае пролетарию (этим же путем дикарь превращает чурочку в идол, в бога).

Спрашивается, чем же отличается от этого умирания во власти для спасения друга своего (пролетария)

593

распятие Христа на кресте (тоже умирает Сам, спасая ближнего).

Мне нужно иметь в виду, что когда будет закончена моя работа, направленная против собственности, собственность снова водворится у нас, как водворилась религия, плата за почтовые марки, погоны и т. п. Это раз, а второе, надо иметь в виду, что эта собственность будет в ином значении и форме, так же, например, осуществление военной власти иное, если офицер и солдатлюди двух разных классов, или же они сознают себя, как два Мишки в одном огороде.

Неправильные святые: например, революционеры из «Воскресенья». Пусть и Анна будет неправильной святой.

Ляля до того исстрадалась в борьбе за радость священного жизненного мгновения, что самой земле объявила войну за него, и когда ей встречается в жизни что-нибудь прекрасное, она видит в нем свидетельство жизни небесной.

Монахиня Map. Алекс., стремясь к единству со Христом, деятельно работала в обществе, и так, будучи самой целомудренной девственницей, обрела в образе своем что-то мужское. И дева незаметно для всех скрылась в мужском облике. Так черты мужские в женщине свидетельствуют о наличии самой целомудренной девственницы (изображая Анну, надо иметь в виду этот образ).

Зеленый шум. Сегодня днем был ветер и маленький дождь. Когда у нас в Пушкине ветер, тогда только наступает тишина. Тогда шум деревьев заглушает громкоговоритель и свист паровозов, гудки электрички и перекрики соседей. Тогда зеленый шум приходит волнением, и чувствуешь себя в совершенной тишине, как бывает только на берегу моря под шум ритмически проходящих и уходящих волн: счастливо здравствуйте, счастливо прощайте!

594

20 Августа. Ночью был небольшой теплый дождик, утро облачное медленно раскрывалось, как будто человек, крепко заспавшийся, медленно пробуждается и лениво встает. Да, конечно, не нужно очень-то отдаваться мечте о девственной природе и тишине деревенской и каких-то лесах, куда можно уходить в себя, как индусские пустынники. Во всяких жизненных условиях человек, усиливаясь в себе, может выискивать тишину, достаточную для своей молитвы. Если же явится возможность жить в лесу, то это само собой явится, как дар…

Читал Миллера о религии Веданты, о современной разделенности субъекта и объекта, подлежащего и сказуемого. Нельзя, например, сказать в этом смысле «я толстею», потому что «я» (Брама) не может толстеть. Миллер, излагая Веданту, совершает обычный грех для нашей европейской философии: он философствует о религии, т. е. стремится измерить своей интеллектуальной веревочкой более крупный предмет, чем сама веревочка. Как утомительны стали для нас эти непрестанные попытки. Бойся философии! Стремись во всякое время и на всяком месте эту стремящуюся вырваться из оков своих мысль вправить в дело образования и выражения своей собственной личности, так, если ты поэт, то заставь свою философию войти внутрь поэзии, если ты сапожник, то пусть философия сделает твой труд для тебя легким и приятным. И если ты не поэт, не сапожник, а просто человек живой, то пусть философия приблизит тебя к священному мгновению и уверит тебя в том, чтобы его остановить, или напротив, пусть философия уведет тебя к чувству вечного и заставит тебя прижать руку к сердцу в смирении и радости. Так заключи свою философию и заставь ее вертеть колесо твоей личности.

21 Августа. Вчера после обеда переходил дождик, за ночь раздождило, и утро вышло моросисто-серое. Был старый доктор М.Г. Артемьев (отец врача М.В. Касатовой). Утвердил блестящее состояние моего здоровья для 72 лет.

595

Приходила Варв. Г. Гадалина звать в поездку за грибами («не прозевать бы опят»).

Жулька очень растет – 3 1/2 месяца, много играет с Норкой и пристает к коту. Умный Васька сегодня, укрываясь от Жульки, нашел себе место внутри куста крыжовника и там растянулся. Жулька открыла его и бросилась, но, встреченная колючками, остановилась и – нечего делать! Принялась орать. Она не лаяла, как собака, а хрипела, задыхалась, давилась и только изредка вылаивала по-собачьи, точно так же, как молодые петушки стараются кричать по-петушиному. На безобразный крик Жульки прибежала Норка, сунулась в кусты, укололась и забрехала на кота по-настоящему, по-собачьему. Сам же Василий Иванович лежал в растяжку, не обращая никакого внимания, и только самый кончик хвостика чуть шевелился, выдавая его тайное удовлетворение достигнутым положением.

Радуйтесь, мои дорогие, радуйтесь, если можете, здесь на земле, но я свою долю земной радости не истратил – что делать! Такая судьба. Я сохранил ее, и она вместе со мной соединится с вечностью.

Когда является пожар, одни люди спрашивают, кто виноват, а другие отвечают уверенно, свои! То же, если происходит большая покража в общественном магазине, тоже «свои». В русском народе, можно сказать, при всяких несчастьях виновника ищут среди своих. И если при покраже лошадей непременно ищут цыган, то это только подчеркивает, что, пожалуй, «свои» являются действительными в большинстве случаев виновниками несчастий.

Начинаю опасаться, что голодные редакторы слишком обрадовались «Кладовой солнца», что волна эта уже спала и премия не достанется мне. Это будет очередная горькая пилюля, которую я получаю за каждую вещь. Но меня будет утешать сознание того, что я ловко воспользовался первыми похвалами и успел гонорарами выбрать не меньше, как всю первую премию.

596

Завтра 22-го поездка к Пете за грибами. Взять с собой: 1) Термос с чаем и сахаром. 2) Дневник. 3) Портфель с книгой «Канал». 4) Топор. 5) Лопату. 5) Документы. 6) Деньги, перо, карандаш. 7) Теплую куртку. 8) Чулок надеть и захватить шерстянку. 9) Яблоки и конфеты для Сережи. 10) Папиросы.

У меня есть свой участок, и я его возделываю, насколько хватает моих сил. Разные бывают участки – это все равно, важно, что я работаю сам на своем участке. Но есть другие породы существ, работающих на чужом участке под надзором властного хозяина. И есть третья порода тех, кто властвует, организуя рабов. Все эти три породы существ действовали во все тысячи и

Скачать:TXTPDF

чем-то подобном бывшим настроениям канадских индейцев. Но как-то не верится в совершенную чистоту и оригинальность русского миросозерцания. Тут в самом истоке разноводье и разноветрие. Что из этого рассказа о Падуне