истории «рассудок» и утверждал, что исторический процесс следует изучать методами естественных наук и статистики. Популярность Бокля в 60-70-х годах XIX в. у русской либеральной и народнической интеллигенции в значительной мере объяснялась резкими выпадами его против рабства и деспотизма.
…ударил колокол Крестопоклонной недели, – По церковному календарю – четвертая неделя Великого поста перед Пасхой.
…трудное время набега генерала Мамонтова на Елец… – Во время гражданской войны в 1919 г. белогвардейский генерал К. К. Мамонтов (1869–1920), командовавший конным корпусом в Вооруженных силах Юга России, совершил рейд по тылам советских войск Южного фронта. Ворвавшиеся в Елец мамонтовцы хотели без суда расстрелять Пришвина, и только чудом он остался жив. См. об этом в кн.: В. Пришвина. Наш дом, изд. 2. М., «Молодая гвардия», 1980, с. 19.
Есть малый словарь Павленкова. – Речь идет об однотомном «Энциклопедическом словаре» прогрессивного издателя Ф. Ф. Павленкова (1839–1900). Словарь был напечатан в 1899 г. в Петербурге и до 1913 г. выдержал пять изданий.
…кричат «под табак»… – Табак – деревянный набалдашник на упорном шесте, которым отталкиваются ото дна. Возглас «под табак» означает, что шест достиг дна.
Маргарит-книга – древнерусский сборник поучении, составленный преимущественно из проповедей константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста (347–407).
…раскинулась степь, но совсем не такая, как у Кольцова… – Имеется в виду стихотворение А. В. Кольцова «Русская песня» («Светит солнышко, да осенью…»; 1840).
Дрепер (Д.-У Дрепер; 1811–1882) – американский естествоиспытатель и историк культуры, создатель биологической теории исторического прогресса, автор труда «История умственного развития Европы»; Г. Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог: в труде «Система синтетической философии» (1862–1896) развивал вульгарно-механистические взгляды на природу.
…роман «Что делать?» таинственного автора… – Речь идет о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», впервые опубликованном в журнале «Современник» за 1863 г. После расправы самодержавия с Н. Г. Чернышевским имя его запрещалось упоминать в печати. Перепечатать роман «Что делать?» стало возможным лишь в Полном собрании сочинений Н. Г. Чернышевского, вышедшем в революционные 1905–1906 гг.
«Знамения времени». – Имеется в виду роман в двух частях писателя Д. Л. Мордовцева (1830–1905), напечатанный в 1869 г. и запрещенный царской цензурой (был переиздан лишь в 1900 г.). Роман отразил настроения умеренного народничества.
…Ренан «Жизнь Христа»…– Книга французского историка и философа Э. Ренана (1823–1892) «Жизнь Иисуса» (1863) подверглась цензурным гонениям.
Кеннан – американский журналист и путешественник Джордж Кеннан (1845–1924). В 1886 г. изучал положение заключенных в русских тюрьмах и ссылке. Собранные материалы изложил в своей книге «Сибирь и ссылка» (русский перевод – в 1890 г.), запрещенной царской цензурой (см.: Е. И. Меламед. Джордж Кеннан против царизма. М., «Книга», 1981.).
…запрещенная «Крейцерова соната» Толстого… – Повесть Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» в России впервые, с сокращениями по цензурным причинам, была напечатана в т. XIII «Сочинений» Л. Н. Толстого (М., 1891). Полный текст повести с 1890 г. публиковался за рубежом (издательства М. К. Элпидина в Женеве, книжного магазина Б. Бэра в Берлине и др.).
…скоро в Сибирь поедет путешествовать наследник, и с этим будет связана закладка железнодорожного пути через всю Сибирь. – В 1891 г. будущий царь Николай II, возвращаясь через Сибирь из путешествия по Дальнему Востоку, присутствовал во Владивостоке при начале работ по сооружению Великого Сибирского пути. Строительство Сибирской железной дороги протяженностью свыше 7400 километров было завершено в 1905 г.
…первым идет Алпатов в гимназии… – В 1890 г. Пришвин был принят в четвертый класс Александровского реального училища в Тюмени. В архиве писателя сохранилось его экзаменационное сочинение, датированное 6 июня 1890 г.:
«„Гулявши много смолоду – умрешь под старость с голоду“.
Это было давно, очень давно, тогда меня и на свете не было, а если и был, то очень маленький.
Тогда было еще у помещиков крепостное право. По этому праву помещики могли распоряжаться над людьми, им подчиненными, как им было угодно: могли их бить, покупать, продавать, словом, судьба бедных крестьян была в руках их владельцев.
В это время жила в глуши Орловской губернии одна помещица; она была очень богата: имела до пятисот душ крестьян, а земли – и пересчитать трудно. Она жила скромно, лишних денег не тратила, а богатство ее все прибавлялось да прибавлялось. Муж ее умер лет пять тому назад; долго плакала бедная вдова, и не знаю, что с ней бы было, если бы не маленький сын Андрюша, в котором она и души не чаяла. Но сын не оправдал надежду матери: то отколотит крестьянского мальчика, то мучит дворовых собак и кошек. Но мать не наказывала мальчика, очень любила она его!
Начал мальчик подрастать, надо было его учить грамоте. Позвала мать дьячка, что так громко да умильно апостола по воскресеньям читает… Начал дьячок его обучать; учил, потел, но научить ничему не мог – боль но мальчик-то непослушен: иной раз прямо линейкой и отколотит.
Но вырос мальчик, возмужал, из маленького Андрюши сделался уже Андрей Иванович. Стал он от матери потихоньку деньги воровать да, видно, пропивать. Заметила это мать, хотела побранить его, да ничего не вышло из этого, сын так ее отрезал, что мать в другой раз и подступаться-то боялась.
Но вот мать начала болеть: грубость сына еще больше усилила болезнь, и скоро она умерла. Похоронил ее Андрей да после похорон так напился, что на другой день едва вспомнил, что похоронил мать, а как вспомнил, так призадумался. Не над смертью матери он задумался – ничуть ему не жалко было ее, – а думал он о том, как будет заниматься хозяйством?
На другой день пошел он на поле, а сам овса от пшеницы отличить не может. Стали мужики над ним смеяться, а он их пороть, да так изрядно, что одного или двух до смерти запорол. Но понял он, что плохой он хозяин, много лучше знает толк в пьянстве да распутстве. Вечером созвал он соседей да устроил с ними пирушку. На пирушке его уговорили ехать в город жить, а в имении поставить управляющего. Понравилось это Андрею, поехал он в город и стал жить по-иному.
Каждый день вечера устраивал, жил в роскошной квартире и ездил в карете на прекрасных лошадях. А друзья-приятели не дремлют, а тянут у него денежки да тянут. Наконец денег с имения стало ему не хватать на подобное житие. Занял он, сначала немного, потом еще и еще. Написал он управляющему собрать двойной оброк, выпутался кое-как из долгов, а крестьян разорил.
Тут Андрей начал опять деньги занимать, да так, что и двойной оброк не помог. Пошло все имение с молотка, да и то не хватило на долги, – и посадили Андрея в тюрьму.
Говорят, что выпустили его через несколько месяцев, но дальше перестал и народ расспрашивать о нем, сам понял, что с ним сделалось.
Много ходит по улице полуодетых людей, так называемых студентов золотой орды, которые пьяным голосом орут: „Когда я был Аркадским принцем“ и т. д. Это все по большей части Андреи, и их участь самая плачевная: все они, напившись в кабаке, умирают на улице, кто говорит – с голоду, а бог знает, может, и с холоду».
На сочинении пометы: «Такой слог в ученической работе не уместен. В году в семестровых работах ничего подобного не встречалось в работах Пришвина». «Содержание неприличное для ученика; написано грамотно» («Вопросы архивоведения», 1965, № 3, с. 95–96).
Он занимался статистикой по книге Николая-она… – Псевдоним экономиста, народника, переводчика «Капитала» К. Маркса Н. Ф. Даниельсона (1844–1918). По-видимому, речь идет о его книге «Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства» (1893), служившей главным экономическим обоснованием либерального народничества.
…нужно прочитать книгу Сеченова «Рефлексы головного мозга». – Книга основоположника русской физиологии И. М. Сеченова (1829–1905) дала обоснование рефлекторной природы сознательной и бессознательной деятельности. Первым изданием вышла в 1869 г.
Для говенья Марии Ивановне пришлось уехать в Шамордину пустынь. – Имеется в виду женский монастырь в селе Шамордпно, расположенном неподалеку от Оптиной Пустыни.
Акциз – в царской России косвенный налог на предметы потребления (табак, соль, спиртные напитки и др.), производимые внутри страны, и на однородные предметы, вывозимые из-за границы. Взиманием налога ведали губернские и областные акцизные управления, непосредственно подчиненные министерству финансов.
…нового романа Потапенки «На действительной службе»? – Имеется в виду получившая широкую известность повесть И. Н. Потапенко (1856–1929), впервые опубликованная в 1890 г. в «Вестнике Европы»; пропагандировала либерально-народническую теорию «малых дел», культурническую работу интеллигенции в деревне.
…я смотрю на тот портрет, где он пашет… – Речь идет о картине И. Е. Репина «Л. Н. Толстой на пашне» (1878).
…все сочувствуют царю в его недоверии к Германии… – Заключенный в 1882 г. между Германией, Австро-Венгрией и Италией военный Тройственный союз затрагивал интересы России. Отношения между Россией и Германией еще более ухудшились после вступления в 1888 г. на престол Вильгельма II и отставки в 1890 г. рейхсканцлера О. Бисмарка, считавшего войну Германии с Россией гибельной. Для противодействия Германии Александр III искал сближения с Францией. В 1893 г. им был одобрен проект секретной франко-русской конвенции о совместных действиях в случае нападения Германии на Францию или Россию.
Назывался художником, всю Россию обошел… – Речь идет о родственнике Пришвина М. Н. Горшкове. См. рассказ «Загадка» (наст, изд., т. 5).
Соломон – в 965–968 гг. до н. э. царь Израильско-Иудейского царства (см. коммент. к с. 121).
…читая социологию… Максима Ковалевского… – Основные труды по социологии М. В. Ковалевского (1851–1916) – «Современные социологи» (1905) и «Социология» (в 2-х томах; 1910). В данном случае, возможно, имеется в виду работа Ковалевского «Экономический строй России» (1899).
…искусство не расплывалось бы в одно удовольствие, а служило бы, как у Шиллера, высоким целям. – По-видимому, речь идет о статье Ф. Шиллера «Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение» (1784). «Театр, – пишет он, – есть учреждение, где удовольствие сочетается с поучением, спокойствие с возбуждением, забава с образованием…» (Фридрих Шиллер. Сочинения, т. 6. М., Гослитиздат, 1957, с. 24).
…братья, похожие на братьев Иосифа… – В Библии рассказывается о молодом пастухе Иосифе, проданном его братьями купцам, направлявшимся в Египет. Своему отцу Иакову братья показали одежды Иосифа, измазанные кровью козла, и сказали, что Иосиф якобы был растерзан хищным зверем (Книга Бытия, 37, 28–32).
Духов день – по православному календарю, праздник, отмечающийся на следующий день после Троицы, то есть в пятьдесят первый день после Пасхи.
…монах… стал Парисом, старец с веткой в руке – Приамом. – В древнегреческой мифологии Парис – сын царя Трои Приама.
…в «Илиаде» бой описывается… – Речь идет об описании в «Илиаде» Гомера (кн. 23) кулачного боя между Эпеем