скалы ударом жезла… – По библейскому сказанию, во время скитаний евреев по безводной пустыне в поисках «земли обетованной» Моисей ударом жезла «извел воду» из скалы (Книга Чисел, 20, 8-11).
…что жезл Аарона расцвел… – По библейскому сказанию, Моисей, исполняя волю бога, просил начальников племен принести в святилище свои жезлы из сухого дерева, на которых были написаны их имена. К ним был добавлен жезл с именем Аарона, старшего брата Моисея, и только его жезл «расцвел» – на нем появились почки, цвет. Это был знак избранничества Аарона богом (там же, 17, 1–8).
…египетский Апис… – священный бык у древних египтян, почитавшийся как «живое подобие» бога Пта в Мемфисе.
Цвингер – дворцовый ансамбль в Дрездене (1711–1722), художественный музей.
…вспомнил… сказку-поэму о юноше Нолли и какой-то девушке… – Имеется в виду сказка Кота Мурлыки (псевдоним писателя Н. П. Вагнера; 1829–1907) «Мина и Нолли», вошедшая в его книгу: «Сказки», изд. 2-е. СПб., 1881.
…в яловочных… сапогах… – В сапогах из коровьей шкуры.
…бессмертную славу грека, уничтожившего храм Дианы… – Имеется в виду житель древнегреческого города Эфеса Герострат, поджегший в 356 г. до н. э. храм Дианы, чтобы прославиться.
Какой-то итальянец… украл из Лувра «Джиоконду»… – «Джиоконда» – картина Леонардо да Винчи, написана им в 1503–1506 гг. С 1871 г. хранилась в Лувре. Была похищена из музея 8(21) августа 1911 г., обнаружена в декабре 1913 г. во Флоренции и возвращена в Лувр.
…тихонько напевает «Лорелею»… – Лорелея, в немецком фольклоре, сказочная дева-сирена, обитающая в водах Рейна и заманивающая своим пением плывущих по реке на подводные скалы. Здесь имеется в виду стихотворение Г. Гейне «Лорелея», ставшее народной песней.
…к профессору Рейну… – Вильгельм Рейн (1847–1929) – автор трудов по методике и практике преподавания в школах для народа.
…летописец Нестор… – Нестор (XI – начало XII вв.) монах Киево-Печерского монастыря, которому приписывается первая редакция «Повести временных лет».
…не знал ни Риля, ни Зиммеля… – Речь идет о немецких философах-неокантианцах А. Риле (1844–1924) и Г. Знммеле (1858–1941).
…понятия не имел о гносеологи и… – Гносеология – теория познания, раздел философии.
…послушать… Лампрехта… – Имеется в виду немецкий историк, автор многотомной «Истории Германии» Карл Лампрехт (1856–1915).
…«Prolegomena» Канта и «Этика» Спинозы. – «Пролегомены» – предварительное изучение. Речь идет о труде И. Канта «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» (1783), в которой, признавая существование вещей вне нас, И. Кант утверждает, что человек может судить об этих вещах лишь по тем представлениям, которые возникают у нас в результате воздействия вещей на наши органы чувств. Главный труд голландского философа-материалиста Б. Спинозы (1632–1677) «Этика» был закончен в 1675 г. и в 1677 г. опубликован в его «Посмертных сочинениях», запрещенных за «кощунственные и безбожные учения».
Kirche, Kinder, Kuche – в переводе: церковь, дети, кухня. Выражение, определяющее круг обязанностей немецкой женщины. В таком значении стало крылатым.
Так говорил Заратустра – название известного произведения Ф. Ницше (1844–1900), написанного в 1883–1884 гг. В России отрывки из этой книги впервые были напечатаны в 1898 г.
…он подвигает к себе книгу «По ту сторону добра и зла»… – Одно из основных сочинений Ницше (1886).
Бурш (нем. «парень») – в Германии студент старших курсов университета, принадлежащий к студенческой корпорации.
…на… заседании буршенгерихта… – Буршенгерихт – суд чести студентов-корпорантов.
…не со всяким вильдером… – Вильдер (от нем. «дикарь») – презрительное прозвище студентов-иностранцев.
…на шлегерах. – Шлегер – род оружия для фехтования, предназначенного для нанесения рубящего удара.
…в… турухтаньих… боях… – Турухтан – птица из семейства бекасовых, обитает на болотистых равнинах Северной Европы.
«Высоко в небе ясном…» – «Марш Буденного». Музыка Д. Я. Покрасса, слова А. д’Актиля (1920).
…расставляют по всему столу зейдели. – Зейдель (нем.) – пивная кружка.
…разные филистры… – Филистр (нем.) – член корпорации, закончивший курс учения.
…на коммершах своей юности… – Коммерш (нем.) – студенческая пирушка.
Ендова – здесь: котловина, овраг.
Микарэм – у католиков четверг на третьей неделе Великого поста.
…начиная от Гераклита… – Древнегреческий философ-диалектик (конец VI – начало V в. до н. э.).
…кончает Сорбонну… – Сорбонна – второе название Парижского университета, получило распространение с XVII в. (по имени духовника короля Людовика IX Р. де Сорбона).
…чтобы сказать о мире всего мира всем – всем! – Речь идет о первом документе Советской власти – Декрете о мире, написанном В. И. Лениным и принятом II Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г.
…приклеивает синдетиконом. – Синдетикон – жидкий рыбий клей.
Замарьяжитъ – залучить поклонника.
…крендель булочной, описанный Блоком… – Имеется в виду стихотворение А. Блока «Незнакомка» («Чуть золотится крендель булочной…»; 1906).
…профессора Кайгородова… – Речь идет о профессоре Петербургского Лесного института, орнитологе и ботанике, Д. Н. Кайгородове (1846–1924).
…когда безумный Евгений грозил: «Ужо тебе!» – Из поэмы А. С. Пушкина «Медный Всадник» (1833).
…похоронили на литературных мостках. – Место погребения общественных деятелей, ученых, писателей, мастеров искусств. Расположено в северной части Волкова кладбища в Петербурге (Ленинграде).
Осечище (обл.) – участок леса, вырубленного и сожженного на месте под пашню.
…шунял ее… – Шунять (местн.) – журить, увещевать.
…пошел к лядам… – Ляда (местн.) – пустошь, покинутая и заросшая лесом земля.
…Грибоедов чудесно сказал: «Пишу, как живу, и живу, как пишу». – Неточная цитата из письма А. С. Грибоедова П. А. Катенину от 1827 г. У А. С. Грибоедова: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно». См.: А. С. Грибоедов. Сочинения. М.–Л., Гослитиздат, 1959, с. 558.
…гораздо легче раскрываться самому в своих грехах, как делал Руссо… – Речь идет об «Исповеди» (1766–1778) французского писателя Жан-Жака Руссо (1712–1778). Отстаивая ценность душевной жизни, автор порой вступает в спор с самим собою, не скрывая отрицательных черт своего характера.
…страдание, на которое шел человек за человека, начиная с Каляева. – За убийство 4 февраля 1905 г. в Москве генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича член боевой организации партии эсеров И. П. Каляев (1877–1905) был приговорен к смертной казни через повешение.
…от самого разбойника Чуркина. – Имеется в виду лубочный роман Н. И. Пастухова (1822–1911) «Разбойник Чуркин. Народное сказание „Старого знакомого“» (1883–1884).
…уничтожить на виноградниках филлоксеру… – Филлоксера – вид тли, поражающей корни виноградной лозы.
В. А. Старосельский (1860–1916) – участник революционного движения, в 1905–1906 гг. исполнял обязанности губернатора Кутаисской губернии. С 1907 г. – большевик. Видный специалист по виноградарству.
…как вы ее описываете в «Детстве»… жажда чистоты воплощается в бабушке. – В воспоминаниях о М. Горьком «Любимая земля» Пришвин писал: «…Я в его бабушке, главной героине его „Детства“, узнавал черты матери-родины с такой силой, какой не дает даже воспоминание о любимой моей покойной матери» (сб.: «М. Горький в воспоминаниях современников». М., Гослитиздат, 1955, с. 355).
А. Смит (1723–1790) – шотландский экономист и философ; Риль Алоиз (1844–1924) – немецкий философ-неокантианец.
…черствый Рикардо… – По-видимому, имеется в виду труд английского буржуазного экономиста Давида Рикардо (1772–1823) «Начала политической экономии» (1816), на который неоднократно ссылается К. Маркс в «Капитале».
…Марксова Золотая куколка, в которую превращаются все товары… – Образное сравнение из работы К. Маркса «К критике политической экономии» (1859), гл. 2 – «Деньги, или простое обращение» (см.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 13, изд. 2-е. М., Госполитиздат, 1959, с. 75).
…известный потом Трусевич… – Речь идет о сенаторе А. И. Трусевиче, бывшем товарище прокурора Петербургской судебной палаты, в 1906–1910 гг. директоре департамента полиции и с начала 1917 г. члене Государственного совета.
…позвонил к профессору Мержеевскому. – Врач-психиатр И. П. Мержеевский (1838–1908), в 1877–1893 гг. профессор и директор клиники душевных болезней.
…редактор журнала «Новый мир». – Речь идет о критике В. П. Полонском (1886–1932), редактировавшем «Новый мир» в 1926–1931 гг.
Мирская чаша*
Впервые (в сокращении, без X главы) – журнал «Север», 1979, № 8.
Весной 1917 года Пришвин, унаследовавший после смерти матери небольшой хутор, уехал на родину под Елец с целью применить на практике свои знания ученого-агронома. Несколько позже он перебирается с семьей на родину жены, в Смоленскую губернию, в деревню Следово под Дорогобужем. Пришвин преподает в сельской школе, организует в селе Алексине, бывшем имении И. С. Барышникова, музей усадебного быта, работает на сельскохозяйственной станции, основанной еще до революции известным ученым-почвоведом А. Н. Энгельгардтом.
Повесть «Мирская чаша» была начата Пришвиным 15 апреля и закончена 29 июня 1922 года. В том же году в газете «Московский понедельник» (№ 14, 14 сентября) была напечатана глава из повести «Чан», а в газете «Новости» (№ 1, 9 октября) главы «Музей усадебного быта» и (в сокращении и без заглавия) «Раб обезьяний».
Имеющая подзаголовок «19-й год XX в.» автобиографическая повесть Пришвина отразила настроение писателя, его размышления над судьбой родины в первые годы советской власти. На страницах «Мирской чаши» сохранено много примет того неповторимого времени, переданных через восприятие их автобиографическим героем повести интеллигентом-демократом Алпатовым.
В первое время, поселившись в глухой провинции, в деревне, отрезанной снежными заносами от ближайшего города, Пришвин заносит в дневник, с которым никогда не расставался, свои наблюдения над жизнью крестьян, по существу еще далеких от понимания смысла победы Великой Октябрьской социалистической революции, но приветствовавших ниспровержение старой, угнетавшей их власти. Оказавшись в самой гуще народной жизни, герой «Мирской чаши» Алпатов стремится связать свои гуманистические убеждения с реальным «делом» строительства новой жизни. Однако окрашенный в евангельские, христианские тона гуманизм самого Алпатова явно усложняет и драматизирует совершающийся в нем самом процесс перехода на позиции гуманизма социалистической революции. Нужно отметить, что переезд Пришвина в 1917 году из Петербурга в глухую провинцию объяснялся не только конкретными обстоятельствами жизни писателя. Главным было стремление Пришвина в переломную историческую эпоху связать свою жизнь и судьбу с жизнью народа, проникнуться «народным сознанием» и в нем найти для себя опору. Причем носителем этого подлинного «народного сознания» для Пришвина был не пролетариат, а многомиллионное русское крестьянство. 26 мая 1920 года Пришвин записывает в дневник: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы, и новые души, возвращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете» («Контекст 1974. Литературно-теоретические исследования». М., «Наука», 1975, с. 323). Повесть «Мирская чаша» и должна была стать ответом Пришвина-художника на поставленную им же самим творческую задачу.
Замысел «Мирской чаши» относится к осени 1921 года, когда Пришвин задумывает написать книгу в форме дневника, в который были бы «вкраплены» художественные произведения. И декабря 1921 года Пришвин, продолжая размышлять над будущей своей книгой, пишет, что хотел бы изобразить в ней себя самого в «образе хранителя Музея усадебного быта, помещенного в пяти уцелевших от разгрома комнатах большого Алексннского