т. IV
Впервые – под заглавием «Старый год» в журнале «Заветы», 1913, № 1. Печатается по изданию: Собр. соч. 1929–1931, т. IV.
…со священной миквой… – Миква – у верующих евреев – бассейн для ритуального купания.
Впервые – под заглавием «Невидимый класс» в журнале «Заветы», 1913, № 2. Печатается по изданию: Собр. соч. 1929–1931, т. IV.
Кому этот памятник поставлен? – Имеется в виду монумент Петру I работы французского скульптора М. Фальконе, открытый в Петербурге на Сенатской площади в 1782 г.
Вот Александру III… – Памятник Александру III работы П. П. Трубецкого был установлен в Петербурге перед Николаевским (Московским) вокзалом в 1909 г. Царь изображен Трубецким в круглой шапке городового, восседающим на грузном коне. Памятник был воспринят демократической общественностью как ядовитая сатира на самодержавие и получил наименование «пугало».
Потычка. – Здесь в значении «спотыкнуться», «допустить осечку».
…дал нам земских начальников. – По закону 1889 г. назначаемые и смещаемые министром внутренних дел земские начальники из дворян контролировали деятельность органов крестьянского общественного управления, а также являлись для крестьян первой судебной инстанцией. Стр. 579. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… – Псалтырь, 1, 1.
И путь нечестивых погибнет!.. – Там же, 1, 6.
Каноны. – В данном случае особая группа песнопений, прославляющих того или иного святого или события из Евангелия. Исполняются во время утреннего богослужения.
…плодитесь и множитесь… – С этими словами, по Библии, бог обратился к рыбам и птицам, сотворенным им (Книга Бытия, 1, 22).
…блажени нищие… – Слова Христа, обращенные к ученикам (Евангелие от Матфея, 5, 3).
Астраль*
Впервые – в журнале «Заветы», 1914, № 4. Печатается по этому изданию.
Получившее широкую известность дело «Охтенской богородицы» началось слушанием в III отделении Петербургского окружного суда 7 марта 1914 года. Места на скамье подсудимых заняли: крестьянка деревни Царево, Московской губернии, Д. В. Смирнова, в прошлом содержательница чайного трактира, а позже богатая домовладелица, основательница религиозной сектантской общины, искавшей «живого бога»; крестьянин деревни Недолгое, Орловской губернии, плотник по профессии, Денис Шеметов и сын Смирновой Петр, учившийся в четырехклассном училище и готовившийся к званию частного поверенного. Д. Шеметов и П. Смирнов относились к ближайшему окружению Д. В. Смирновой, были ее апостолами. Члены секты поклонялись Д. В. Смирновой как воплощенной «богородице», Д. Шеметов почитался как «апостол Петр», а Петр Смирнов выступал под именем библейского «царя Соломона». Всем подсудимым было предъявлено обвинение в совращении в 1900–1912 годах ряда лиц православного вероисповедания в «изуверную» секту и вымогательстве денег. Д. Смирнова, кроме того, обвинялась в поношении святынь и хуле на православную церковь. Формально судебный процесс был возбужден мужем «Охтенской богородицы» Абрамом Смирновым, обвинившим ее в «плотском сожительстве» с Д. Шеметовым, находившимся полностью на содержании Д. Смирновой и двенадцать лет служившим у нее управляющим домами. Однако действительными инициаторами суда над Д. Смирновой, Д. Шеметовым и П. Смирновым были церковные власти. 17 марта 1914 года подсудимые были признаны виновными но первым двум пунктам обвинения. Д. Смирнова и Д. Шеметов были приговорены к лишению всех прав состояния и ссылке в Сибирь, а П. Смирнов к восьми месяцам арестантского отделения.
Но я знал ее лично… – В 1908 г., став членом Религиозно-философского общества в Петербурге, М. М. Пришвин знакомится с писателем-символистом Д. С. Мережковским, его женой поэтессой 3. Н. Гиппиус и публицистом Д. Ф. Философовым, проповедовавшими обновленное христианство и принадлежавшими к религиозно-философскому направлению в среде русской интеллигенции, получившему название богоискательства. Однако скоро М. М. Пришвин разочаровывается в богоискательстве.
7 октября 1908 г. после знакомства с Д. С. Мережковским и 3. Н. Гиппиус он записывает в дневник: «Мне кажется, у них много надуманности… Я не чувствую пути к этим идеям». 21 октября 1908 г. М. М. Пришвин продолжает в дневнике: «Вера мужика мне недоступна. Вера Мережковского тоже <…> По-мужицки верить нельзя. По Мережковскому тоже нельзя. По-своему? Но я не религиозный человек. Мне хочется самому жить, творить не бога, а свою собственную нескладную жизнь. Это моя первая святая обязанность. Я не религиозный человек» [ЦГАЛИ). Богоискатели проявляли особый интерес к секте «духовных христиан» (хлысты, скопцы, духоборы и др.), веривших в воплощение «святого духа» в живых людей.
8 дневнике М. М. Пришвина сохранилась интересная запись о посещении им и другими участниками религиозно-философских собраний Д. В. Смирновой. Запись эта, по-видимому, сделана в начале января 1909 г.
«У Охтенской богородицы. Это вторая Гиппиус по уму.
– Как с вами говорить, – спросила она, – по букве или по духу?
Я сказал, что в букву не верю, а по духу мне непонятно. Условились говорить смешанно, частью по букве, частью по духу. Говорили про мир видимый и невидимый, „астральный“.
– Вы близкий, – сказала она мне комплимент.
Богородица слегка нарумянена и напудрена, может быть поэтому и напоминает Гиппиус. Нет, вот еще что: те же холодные глаза.
А рост! А груди! У богородицы два собственных дома. Премудрость свою она получила не от человека, нет – она так родилась. Больше всего меня в ней поразило ясное разграничение науки и астрального мира <…> Тут было кое-что сказано, чему могли бы многие „ученые“ поучиться. Потом хороша эта самородная интеллигентность.
Говорят, ей кланяются в ноги, но сама она себя богородицей не считает (а может быть, врет?). Я показал на икону.
– Этому вы не придавайте значения, – ответила она мне.
Интересно, что калитку в заборе не видно. Открывают, спрашивая пароль.
Хорошо она мне рассказала про то, что, где бы она ни начинала говорить, везде замолкают и просят больше не ходить. Очень умная, одинокая и сильная личность нарисовалась в моем воображении. Именно „личность“, о чем я так много думаю теперь» (ЦГАЛИ).
…естественным продолжением поездки на Светлое озеро… – В 1940 г., вспоминая этот период своей биографии, М. М. Пришвин писал в наброске для третьей книги романа «Кащеева цепь»: «Новые люди, выросшие в годы революции, не поверят, скажут, что я сочиняю. Но я сам тогда, приехав на родину из Германии, ходил в Невидимый град <…> Меня поразило тогда в России как чудо, что в наше промышленное время люди жили в России, как жила Европа в средневековые ремесленные годы. Я был влюблен тогда в эти души, устремленные в Невидимый град Китеж <…> Смутно я чувствовал тогда какую-то ужасную неправду жизни и радовался, как ребенок, людям, идущим с пудовыми книгами в Невидимый град. Себя самого я в то время искал, мало понимая…» (ЦГАЛИ).
…каким-нибудь немолякой… – Немоляки – один из толков течения в старообрядчестве, получившего название беспоповства. Враждебно относясь к официальной церкви, немоляки отвергали молитву, считая, что в мире, где воцарился антихрист, духовное спасение человека зависит только от милости божьей.
…к внешнему миру «кесареву»… – «Отдавайте кесарево кесарю, а божие богу» (Евангелие от Матфея, 22, 21).
…Розанов чистоту хлыстовства возводит в принцип… – Речь идет о книге В. Розанова «Апокалипсическая секта (хлысты, скопцы)», СПб., 1914.
…по закону Мальтуса… – Т.-Р. Мальтус (1766–1834) – английский экономист, основатель антинаучной теории, согласно которой соответствие численности населения уровню развития производительных сил должно поддерживаться истребительными войнами, голодом и другими бедствиями.
Иоанн Кронштадтский (И. И. Сергеев; 1829–1908) – протоиерей Андреевского собора в Кронштадте.
Ионниты – религиозная секта, основанная почитателями Иоанна Кронштадтского в 80-х годах прошлого века. Издававшийся в 1906–1912 гг. журнал иоаннитов «Кронштадтский маяк» называл И. Кронштадтского воплотившимся Христом.
…братца Иванушку… – Речь идет об основателе секты трезвенников Иване Чурикове. Его проповедническая деятельность началась в 1890-х годах в Самаре, а затем была перенесена в Петербург и Москву И. Чуриков поддерживал среди членов его секты веру в себя, как в человека, наделенного «божественной силой».
…выучивает азбуку религии у Фетлера… – В. А. Фетлер – баптистский пастор в Петербурге. Издатель и редактор религиозных журналов «Вера» (1909) и «Гость» (1910–1914), автор назидательных брошюр «Отвержение бога» (1908), «Расти или умаляться?» (1908) и др. Фетлеру принадлежит также сборник статей и докладов «Свобода совести и веротерпимость» (СПб., 1909).
…«бывшим новодеревенским Христом» Подразумевается глава секты хлыстов Петр Обухов (1854 –?). Д. Смирнова примкнула к его секте в конце 1900 г., но довольно скоро переманила на с-вою сторону приверженцев П. Обухова.
…«Христос и Антихрист» обратились в героев исторического романа. – Речь идет о трилогии Д. С. Мережковского «Христос и антихрист» (1896–1905), состоящей из романов «Юлиан Отступник», «Леонардо да Винчи» и «Петр и Алексей».
…у меня были кое-какие связи у хлыстов… – М. М. Пришвин был знаком с посещавшим религиозно-философские собрания видным деятелем хлыстовства Рябовым. 28 января 1909 г. М. М. Пришвин записал в дневнике: «Мелькнула такая мысль: как близко хлыстовство к тому, что проповедуют теперь декаденты: все „царства“ Легкобытова, Иванова, Рябова. И процесс одинаков: Я – Бог. И потом образование царства. Ты больше Я» (ЦГАЛИ).
…подвел ко мне главного мистика. – 28 ноября 1908 г. на одном из собраний литераторов и сектантов-хлыстов А. М. Ремизов представил М. М. Пришвина поэту-символисту Вячеславу Иванову (1866–1949).
…только что прочитанный роман Ропшина «Конь бледный»… – В. Ропшин – псевдоним Б. В. Савинкова (1879–1925) – эсера-террориста. В романе «Конь бледный» (первая публикация – в журнале «Русская мысль», 1909, № 1) отразилось разочарование автора в террористической борьбе.
…митрополит Антоний – А. В. Вадковский (1846–1912), с 1898 г. митрополит Петербургский и Ладожский, член Государственного совета.
…замечательного человека А. Г. Щетинина. – Привлекавшийся в качестве свидетеля на процессе «Охтенской богородицы» Алексей Щетинин за опубликование «кощунственной» брошюры находился в доме предварительного заключения. М. Пришвин, по-видимому, в данном случае имеет в виду характеристику А. Г. Щетинина, данную ему газетой «Новое время»: «…хорошо известный охранному и сыскному отделению и сектантам, перешедший из хлыстов в революционеры, а оттуда в провокаторы и вернувшийся снова к сектантству…» («Новое время», 1914, 12 марта).
Отец Спиридон*
Печатается по сохранившимся в архиве Пришвина (ЦГАЛИ) гранкам, с учетом незначительной авторской правки.
…вот камень, на котором один святой приплыл сюда из Рима… – Подразумевается один из вариантов легенды о посещении апостолом Андреем Новгорода, впервые записанной в «Повести временных лет» (XII в.).
…вот умывальник, куда святой заключил черта и потом ездил на нем верхом… – Имеется в виду повесть XV в. «О путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим». Герой повести – канонизированный православной церковью в 1547 г. новгородский архиепископ Иоанн, живший в XII в., в продолжение одной ночи совершает чудесное путешествие на черте в Иерусалим и обратно.
Проскомидия – часть литургии, во время которой готовятся для освящения хлеб и вино.
…за князя Кропоткина… – П. А. Кропоткин (1842–1921) – русский революционер, теоретик анархизма.
…строил великий храм, подобный храму Соломонову. – Речь идет