имеет и другую редакцию, в которой после слов: «Виноват ли отдавший свое человеческое чувство собаке?» – следует: «Чем он виноват, если не было в нужный момент человека? Где же он был, человек? Он был чем-нибудь занят или до крайности раздражен добыванием пищи и в этом раздражении прошел мимо своего человека и не заметил его» (ЦГАЛИ).
…Ариша спросила… – Об Арише см. в повести «Неодетая весна» (наст. изд, т. 4).
Росстань – перекресток дорог.
…вспомнил мысль Гёте о том, что природа создает безличное… – По-видимому, Пришвин имеет в виду мысль, высказанную Гёте в статье «Природа» В отличие от Гёте, для Пришвина природа всегда лична. Об этом он постоянно пишет и в «Лесной капели», и в «Глазах земли»; см., например, запись «Лицо природы» (наст. изд, т 7). Расходясь с Гёте в понимании индивидуального характера природы, Пришвин в целом высоко оценивает Гёте и как философа, естествоиспытателя, и как писателя (см. автобиографический роман «Кащеева цепь», а также многочисленные ссылки на Гёте в «Глазах земли» и в дневниках последних лет).
Бочаг – яма на дне болота, реки, озера
Сказано у Гёте недвусмысленно, что, созерцая природу, человек все лучшее, о чем он говорит, берет из себя – Видимо, имеется в виду мысль Гёте «Все, что вне нас, – это только элемент, но глубоко в нас лежит созидательная сила…» См. Гёте. Годы странствий Вильгельма Мейстера – Собр. соч. в 10-ти томах, т. 8, 1979, с. 267.
…вспоминаю старосветских помещиков, как они были для Гоголя… – После этих слов в рукописи: «и как они людьми до сих пор еще не поняты».
«Circulus vitiosus» (лат.) – «Заколдованный круг».
Эолова арфа – древний музыкальный инструмент, струны которого приводятся в колебание движением воздуха.
Лесной ручей. – О том, как возникла эта запись, Пришвин вспоминает в дневнике «Мне постоянно кажется, что есть какой-то свободный вход в природу с какого-то крыльца или конца и что если войдешь с этого входа, то безо всякого труда будешь понимать все. Так однажды я шел ранней весной берегом ручья и это почувствовал Вынув записную книжку, я на ходу стал записывать все в том порядке, как возникали во мне впечатления. После, дома, переписав с карандаша на машинке, я получил рассказ „Лесной ручей“» (Собр. соч. 1956–1957, т. 6, с 740)
Любовь – О создании этой записи Пришвин рассказывает в дневнике. «Сегодня я опять уверял ее, что люблю, и опять вспомнил кусок хлеба, что отдам ей последний кусок, если она заболеет – не отойду, и много такого наговорил ей и насулил. И она, выслушав все, ответила „Но ведь так все сделают“. – „Кто же это все?“ – спросил я „Все хорошие люди“, – ответила она спокойно и уверенно.
И тогда мне вспомнилось, что я сам клятву себе давал, когда, впервые пришел ко мне успех от моего писательства, чтобы писать только о хороших людях. Мне бессмысленно казалось тогда обращать внимание людей на пороки, потому что обращенное на порок внимание его только усиливает. Мне казалось, что нравственность всего мира попалась на эту удочку греха пороки беспрепятственно бичуются моралистами и растут.
Так почему же я забыл о своей клятве писать только о хорошем? Ночью я пробудился, написал маленький рассказ в темноте карандашом и утром переписал его на машинке, а вечером прочитал его его» (Собр. соч 1956–1957, т 3, с 759–760)
Полбе – талая вода на льду
Река Нерль… Ее приток Кубря – реки на территории Ярославской области, любимые места поездок Пришвина в 30-е годы Многие записи в «Лесной капели» – об этих местах.
была похожа на Лаокоона, обвитого змеями. – Лаокоон – в греческой мифологии троянский прорицатель, противившийся введению в Трою деревянного греческого коня, в котором были спрятаны вражеские воины, был наказан Афиной, покровительницей греков, наславшей на Лаокоона и его сыновей задушивших их змей.
Гайно – беличье гнездо
…я, человек, сын похитителя огня. – По греческому мифу, Прометей, участвовавший в создании людей, похитил для них с Олимпа огонь Зевса, за что был им наказан.
Пауки. – Записи под этими названиями относятся к 1930 г и представляют собой тематическую подборку, которая готовилась Пришвиным к печати под названием «Первые ткачи» и «Лесные ткачи»
…я поддался дачному антропоморфизму и анимизму – Антропоморфизм – представление, будто животные, растения и явления неживой природы обладают человеческими свойствами – мыслями, чувствами, волей, анимизм – представление о существовании у каждой вещи духа, души
Карамора – большой комар, долговязый и долгоногий. после Ильина дня ёнус не уменьшался – Ильин день – 2 августа по н ст; по народной примете «Муха кусает до Ильина дня».
Витютни – дикие голуби.
чудаки Ф среди лета бросились дачу искать – Ф – художник В. А. Фаворский и его семья, жившие, как и Пришвин, в 30-е годы в Загорске. В 1934 г. В. А. Фаворский иллюстрировал «Жень-шень». Об отношениях Пришвина и Фаворского см. Н. В. Реформатская. О Пришвине – Сб «Пришвин и современность», с 165.
через два дня Семик – Название «Семик» – от седьмой недели после Пасхи.
…это говорит мне, что недаром были цветы – После этих слов в рукописи «И так от черемухи мыслью возвращаешься к людям, имеющим в наших условиях возможность получить личное счастье Сила, только великая сила, напряженность безмерная дают оправдание теперь такому личному счастью. Так смело, так сильно им надо воспользоваться, так самому процвести, чтобы с цветов этого личного счастья пчелы успели бы собрать большие запасы меду для нас всех, для нашей родины» (ЦГАЛИ).
Гектор и Андромаха. – В греческой мифологии Гектор – сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в «Илиаде» Гомера; Андромаха – верная и любящая жена Гектора.
«Уж… не Егорьев ли день?» – Егорьев день – 23 апреля по ст ст С этого дня начинался выгон скота в поле.
…млявые вороны – сонливые, вялые.
Смотрел еще раз Левитана… – Речь идет о картине И. И. Левитана «У омута» (1892).
Я обдумываю сказку о строительстве Беломорского канала – Речь идет о романе «Осударева дорога», над которым Пришвин работал в эти годы.
Серая Сова говорит. – Серая Сова (Вэша Куоннезин; 1888–1938) – хранитель бобрового заповедника в Канаде, писатель, автор книг «Странники лесной глуши», «Саджо и ее бобры», «Рассказы опустевшей хижины».
«Корень жизни» – первоначальное название повести «Жень-шень».
Мне однажды привелось пробыть на Кавказе больше трех месяцев… – Пришвин имеет в виду свою поездку в Кабардино-Балкарию в 1936 г (см. об этом В. Д. Пришвина. Пришвин в Кабардино-Балкарии – «Охотничьи просторы». М, 1967, кн 25, с. 73–81).
…все догадки о кладах Ивановой ночи. – Ночь на Ивана Купала – с 23 на 24 июня (пост ст.). По преданию «Папоротник расцветает в ночь на Ивана Купала и открывает клады» (В. Даль).
…расположились в тот особенный порядок., как., пятна времени… о которых говорил еще Леонардо. – Пришвин имеет в виду мысли, высказанные Леонардо да Винчи в трактатах об искусстве. Например «Рассматривая стены, запачканные разными пятнами, ты сможешь увидеть пейзажи.» (Л. да Винчи. Суждения об искусстве – Избранное М., Гослитиздат, 1952, с 82; а также: Л. да Винчи Трактат о живописи, § 67 – В кн. «Мастера искусств об искусстве», т 2. М, «Искусство», 1966, с 137–138).
Акын – народный певец у казахов и киргизов.
Антей – в греческой мифологии сын Посейдона и богини земли Геи, герой, черпавший свою силу от земли
Рассказы о ленинградских детях*
«Рассказы о ленинградских детях» принадлежат к числу произведений, явившихся прямым откликом Пришвина на события Великой Отечественной войны
Записи о подвигах ленинградцев и героических защитников Ленинграда появляются в дневниках Пришвина с осени 1941 года. Для Пришвина, как и для многих советских людей, Ленинград стал символом человеческой стойкости и мужества Осенью 1942 года, живя в эвакуации в Усолье, в районе Переславля-Залесского, Пришвин узнал, что в четырнадцати километрах, в усадьбе Ботик, поселили вывезенных из осажденного Ленинграда несколько сот детей в возрасте от трех до восьми лет. Писатель принял горячее участие в их устройстве, стал постоянно их посещать, совершая трудные для него пешие походы по бездорожью, в осеннюю непогоду
В октябре 1942 года он записывает в дневнике: «Я отправляюсь на Ботик в колонию детей Ленинграда, проникнусь этими материалами и напишу „Дети Ленинграда“», – а в декабре того же года «Я решил в это утро написать книгу, и вся книга, может быть, и назовется коротко и выразительно „Мама“» (сб. «Повесть нашего времени» Ярославль, 1957, с 280, 288) В. Д. Пришвина вспоминает об этом времени «Конец зимы, весна и лето 1943 года прошли у нас в походах на Ботик и в работе над „Ленинградскими детьми“ Работа захватила Михаила Михайловича Осенью была закончена повесть о детях она состояла из ряда рассказов, плотно связанных единым сюжетом» (В. Д. Пришвина. Жизнь, как слово – «Москва». 1975, № 12, с 174–175)
Живое общение Пришвина с детьми Ленинграда продолжалось больше года В дневнике 1942–1943 годов много волнующих записей о его встречах с маленькими Колей и Борей, Катей и Зиной, испаночкой Марией Терезой и десятками других детей, которых война оставила сиротами.
Далеко не все материалы, собранные Пришвиным на Ботике, получили отражение в цикле рассказов. При сопоставлении собранных им материалов и многочисленных набросков с завершенным циклом виден тщательный отбор, произведенный художником, который отталкивался от фактов жестокости войны и любовно собирал свидетельства высокой человечности и выполнения патриотического долга.
Пришвин писал. «Тот же самый голод – открывал подлинного человека, и тот человек, настоящий, бескорыстно и беспрестанно, не сдаваясь, действовал» (М. Пришвин Дорога к другу М., «Молодая гвардия», 1957, с 8). Таких настоящих людей Пришвин находил среди тех, кто под бомбами вывозил детей из блокадного Ленинграда в глубину России, кто своей постоянной заботой и вниманием становился для них близким и родным Пришвин открывал внутреннюю красоту в простых русских женщинах, которые совершали чудеса, «когда ночами, не смыкая глаз, боролись за жизнь больных детей или в поисках продовольствия для них по десятку километров пешком под дождем месили грязь» (Собр. соч 1956–1957, т 4, с 558).
В октябре 1943 года в газете «Красная звезда» были напечатаны первые четыре рассказа цикла. «Ботик», «Родина» («Дети»), «Папа-генерал», «Бабушка и внучка», а в январе 1944 года восемь рассказов цикла были опубликованы в «Новом мире». Помимо уже известных читателю, сюда вошли. «Жизнь возле пня», «Папа-доктор», «Козочка», «Роман».
Посылая рассказы в «Новый мир». Пришвин писал в дневнике «Серия этих рассказов имеет внешне вид чрезвычайно простых очерковых миниатюр, лишь тематически связанных между собою. На самом деле „простота“