Протагор (греч. Πρωταγόρας; ок. 490 г. до н. э. — ок. 420 г. до н. э.) — досократовский греческий философ и теоретик риторики. Платон причисляет его к софистам. В своем диалоге «Протагор» Платон приписывает ему изобретение роли профессионального софиста.
Считается, что Протагор также вызвал серьезную полемику в древние времена своим утверждением, что «мера всех вещей — человек, существующих — что они существуют, а не существующих — что они не существуют», что обычно переводилось просто как «Человек есть мера всех вещей», что Платон истолковывал (возможно, ошибочно, поскольку он не соглашался) как то, что объективной истины не существует; Протагор, по-видимому, имел в виду, что личная история, опыт и ожидания каждого человека, сформировавшиеся в течение его жизни, определяют его суждения, мнения и утверждения относительно «истины» (так называется книга, в которой Протагор сделал это утверждение). Когда человек выносит суждение о чем-то — хорошем или плохом, прекрасном или несправедливом — этот человек будет отличаться от суждений других людей, потому что его опыт был другим.
Эта концепция индивидуальной относительности была задумана как провокационная; естественно, она вызвала огонь критики со стороны Платона и других философов, контрастируя как с популярным мнением, так и с другими философскими доктринами о том, что реальность и ее истина должны иметь объективное обоснование. Но частью точки зрения Протагора было то, что это утверждение несколько противоречит интуиции. Он утверждал, что вера в то, что мнения других людей о мире являются обоснованными и должны уважаться, даже если наш собственный опыт истины отличается, необходима для того, чтобы сообщество основывало себя и свои решения на открытых демократических дебатах.
Протагор родился в Абдерах, Фракия, напротив острова Фасос, около 490 г. до н. э. По словам Авла Геллия, изначально он зарабатывал на жизнь как носильщик, но однажды философ Демокрит увидел его, несущим груз небольших кусков дерева, связанных короткой веревкой. Демокрит понял, что Протагор связал груз с такой идеальной геометрической точностью, что он, должно быть, был математическим вундеркиндом. Демокрит тут же взял его к себе домой и научил его философии. Протагор стал хорошо известен в Афинах и даже стал другом Перикла.
Даты его жизни не зафиксированы, но экстраполированы из писаний, которые пережили века. В «Протагоре» Платон писал, что перед собранием Сократа, Продика и Гиппия Протагор заявил, что он достаточно стар, чтобы быть отцом любого из них. Это предполагает дату рождения не позднее 490 г. до н. э. В «Меноне» говорится, что он умер примерно в возрасте 70 лет, после 40 лет практики софиста. Таким образом, можно предположить, что его смерть произошла около 420 г. до н. э., но это неизвестно наверняка, поскольку предположения об этом основаны на, по-видимому, поддельной истории о его суде за асебею (нечестие) в Афинах.
Плутарх писал, что Перикл и Протагор провели целый день, обсуждая интересный момент юридической ответственности, который, вероятно, включал более философский вопрос причинно-следственной связи: «Во время атлетического состязания человек был случайно ранен и убит копьем. Следует ли приписать его смерть копью, человеку, который его бросил, или властям, ответственным за проведение игр?»
Философия
Хотя его наставником был Демокрит, Протагор не разделял его энтузиазма по поводу занятий математикой. «Ибо воспринимаемые линии — это не то, о чем говорит геометр, поскольку ни одна воспринимаемая вещь не является прямой или изогнутой таким образом, и окружность не касается линейки в точке, но то, как говорил Протагор, опровергая геометров» (Аристотель, Метафизика 997b34-998a4). Протагор скептически относился к применению теоретической математики к естественному миру; он не верил, что их вообще стоит изучать. Согласно Филодему, Протагор сказал, что «предмет непознаваем, а терминология безвкусна». Тем не менее, математика считалась некоторыми весьма жизнеспособной формой искусства, и Протагор говорит об искусстве: «искусство (tekhnê) без практики и практика без искусства — ничто» (Стобеус, Избранное 3.29.80).
Протагор также был известен как учитель, который занимался предметами, связанными с добродетелью и политической жизнью. Он особенно был вовлечен в вопрос о том, можно ли научить добродетели, — распространенный вопрос Греции пятого века до н. э., который был связан с современными читателями через диалог Платона. Вместо педагогов, которые предлагали конкретное практическое обучение риторике или публичным выступлениям, Протагор пытался сформулировать обоснованное понимание на очень общем уровне широкого спектра человеческих явлений, включая язык и образование. В «Протагоре» Платона он утверждает, что учит «правильному управлению собственными делами, как лучше всего вести хозяйство и управлять общественными делами, как вносить наиболее эффективный вклад в дела города словом и делом».
Он также, по-видимому, интересовался «орфопеей» — правильным использованием слов — хотя эта тема более тесно связана с его коллегой-софистом Продиком. В своем одноименном платоновском диалоге Протагор интерпретирует поэму Симонида, уделяя особое внимание использованию слов, их буквальному значению и изначальному замыслу автора. Этот тип образования был бы полезен для толкования законов и других письменных документов в афинских судах. Диоген Лаэртский сообщает, что Протагор разработал таксономию речевых актов, таких как утверждение, вопрос, ответ, приказ и т. д. Аристотель также говорит, что Протагор работал над классификацией и правильным использованием грамматического рода.
Названия его книг, таких как «Техника эристики» (Technē Eristikōn, буквально «Практика споров» — борьба, используемая как метафора для интеллектуальных дебатов), доказывают, что Протагор также был учителем риторики и аргументации. Диоген Лаэртский утверждает, что он был одним из первых, кто принял участие в риторических состязаниях на Олимпийских играх.
Евсевий, цитируя Аристокла Мессенского, говорит, что Протагор был представителем направления философии, которое началось с Ксенофана и достигло кульминации в пирронизме.
Релятивизм
Протагор также сказал, что по любому вопросу существуют два аргумента (logoi), противостоящие друг другу. Следовательно, он мог быть автором Dissoi logoi, древнего софистического текста о таких противоположных аргументах. По словам Аристотеля, Протагора критиковали за то, что он утверждал, что «сделает более слабый аргумент сильнее».
Протагору приписывают философию релятивизма, которую он обсуждал в своей утерянной работе «Истина» (также известной как «Опровержения»). Хотя знание позиции Протагора ограничено, его релятивизм выводится из одного из его самых известных утверждений: «Человек есть мера всех вещей: вещей, которые существуют, что они существуют, вещей, которых нет, что они не существуют».
Протагор, по-видимому, имел в виду, что каждый человек является мерой того, как вещи воспринимаются этим человеком. Следовательно, вещи являются или не являются истинными в зависимости от того, как их воспринимает человек. Например, Человек X может считать, что погода холодная, тогда как Человек Y может считать, что погода жаркая. Согласно философии Протагора, не существует абсолютной оценки природы температуры, потому что оценка будет относительной для того, кто ее воспринимает. Следовательно, для Человека X погода холодная, тогда как для Человека Y погода жаркая. Эта философия подразумевает, что не существует абсолютных «истин». Истина, по мнению Протагора, относительна и отличается для каждого человека.
Платон приписывает Протагору релятивизм и использует его персонажа Сократа в качестве фона для своей собственной приверженности объективным и трансцендентным реальностям и ценностям. Платон приписывает Протагору раннюю форму того, что Джон Уайлд классифицировал как феноменализм. Это утверждение о том, что то, что есть или кажется для одного человека, является истинным или реальным для этого человека. Однако, как описано в «Теэтете» Платона, взгляды Протагора допускают, что некоторые взгляды могут быть результатом болезни тела или ума. Он подчеркивал, что хотя все взгляды могут казаться одинаково истинными и, возможно, должны быть одинаково уважаемыми, они, безусловно, не имеют одинаковой важности. Один взгляд может быть полезным и выгодным для человека, который его имеет, в то время как восприятие другого может оказаться вредным. Поэтому Протагор считал, что софист был там, чтобы научить ученика, как различать их, т. е. учить добродетели.
И Платон, и Аристотель выступают против некоторых утверждений Протагора относительно относительности; однако они утверждают, что эта концепция предоставляет Протагору слишком удобное освобождение от его собственной теории и что релятивизм истинен для него, но ложен для тех, кто в него не верит. Они утверждают, что, утверждая, что истина относительна, Протагор затем мог сказать, что любая дальнейшая теория, которую он предложил, должна быть истинной.
Агностицизм
Протагор был сторонником либо агностицизма, либо, как утверждает Тим Уитмарш, атеизма, на том основании, что, поскольку он считал, что если что-то не может быть познано, оно не существует. Сообщается, что в утерянном труде Протагора «О богах» он писал: «Что касается богов, я не имею возможности узнать, существуют ли они или нет, и какими они могут быть, из-за неясности предмета и краткости человеческой жизни».
По словам Диогена Лаэртского, откровенная агностическая позиция, занятая Протагором, вызвала гнев, в результате чего афиняне изгнали его из города, а все экземпляры его книги были собраны и сожжены на рыночной площади. О преднамеренном уничтожении его трудов также упоминает Цицерон. Однако классицист Джон Бернет сомневается в этом рассказе, поскольку и Диоген Лаэртский, и Цицерон писали сотни лет спустя, и поскольку современники, которые подробно ссылаются на этого философа, не упоминают о таком преследовании Протагора. Бернет отмечает, что даже если некоторые экземпляры книг Протагора были сожжены, достаточное их количество сохранилось, чтобы быть известными и обсуждаться в следующем столетии.
Спектр темТем не менее, сохранилось очень мало фрагментов из Протагора, хотя известно, что он написал несколько разных работ: «Антилогии» и «Истина». Последняя цитируется Платоном и была известна также как «Броски» (борцовский термин, обозначающий попытку повалить противника на пол). Она началась с заявления «Человек есть мера» (ἄνθρωπος μέτρον). По словам Диогена Лаэртского, другие книги Протагора включают: «О богах», «Искусство эристики», «Императив», «Об амбициях», «О неправильных человеческих поступках», «О находящихся в Аиде», «О науках», «О добродетелях», «О изначальном состоянии вещей» и «Испытание гонорара».