штатах. Например, штат Айова на Республиканский Национальный Конгресс в Хьюстоне в 1992 году послал сорок восемь делегатов, сорок три из которых являлись членами Христианской Коалиции Робертсона.
Пэт Робертсон напряженно работал, чтобы обеспечить религиозным правым основное влияние на выборах 1992 года. В письме учредителям Коалиции от 17 октября 1991 года он писал: ”С тех пор, как в 1989 году была основана Христианская Коалиция, я чувствовал, что выборы 1992 года будут одними из самых критических за период нашего времени”. И затем он указывал на то, что, по его предположениям, было поставлено на карту:
— контроль Белого Дома с возможностью больших полномочий Верховного Суда;
— контроль Сената Соединенных Штатов;
— поддержка программы борьбы с абортами на платформе Республиканской партии;
— заполнение дюжины новых мест в Конгрессе представителями, симпатизирующими правому крылу клерикалов.
Называя 1992 год ”годом достижения победы”, Робертсон приглашал своих учредителей присоединиться к нему на конференции ”Дорога к победе” и брифинге, касающемуся стратегии Коалиции. Он объявил, что пригласил на конференцию ведущих политических стратегов для того, чтобы ”обсудить рождающиеся коалиции, выявить своего избирателя, обсудить набор голосов, отбор делегатов от партии и стратегию партийной конвенции”. Цель, по словам Робертсона, заключалась в том, чтобы в 1992 году выявить и созвать приблизительно 20 миллионов сторонников укрепления семьи и избирателей-христиан на каждом социальном уровне и ”обеспечить самое большое число христиан-избирателей в истории”. В зажигательной речи на конференции ”Дорога к победе” Робертсон обещал бурно аплодирующей толпе: ”Мы вернемся в 1993. Мы вернемся в 1994. Мы вернемся в 1995. Мы вернемся в 1996. Мы вернемся в 1997. Мы вернемся в 1998. Мы вернемся в 1999. Мы будем возвращаться до тех пор, пока не победим все это!”11.
Что это — религия или политика?
Интересно, что ”Christianity Today” назвала коалицию и ее союзников ”новым поколением хорошо организованных, политически изощренных христиан-активистов, взрастающим по всей стране” и ”использующим новые методы в рамках государственной и местной политики”12.
Никогда не забывайте, что Буш проиграл в 1992 году. Цель религиозных правых, по словам Робертсона, — ”победить все это”. Независимо от того, достигнут ли они своей цели, одно сегодня определенно: религиозные правые в Америке серьезно замешаны в политическом процессе.
Фундаменталистские позиции и пункты повестки дня. Третье значительное отличие вчерашних протестантов от сегодняшних — в позициях и пунктах повестки дня. Протестантские политические активисты сегодня — фундаменталисты по сути.
Прежде чем продолжить, давайте дадим определение слову Фундаменталист.
Оно возникло в начале двадцатого столетия, когда протестанты-консерваторы выступили против принятия протестантами-либералами библейской критики и научной теории эволюции. Эти протестанты утверждали очевидные фундаментальные истины, от которых они поклялись никогда не отказываться. Отсюда и произошло название Фундаменталист. Тогда это был собственный знак отличия протестантизма консервативного толка.
Однако сравнительно недавно слово в целом было подхвачено американской публикой и теперь используется для названия правых религиозных групп, воспринимаемых как радикальные. Обычно в программе новостей можно услышать о ”фундаменталистоком исламском режиме в Иране”.
Работая над написанием этой книги, я провел исследование так называемой ”программы фундаментализма”. Его возглавляет известный ученый Мартин Е. Марти, профессор университета в Чикаго. Цель этой работы — исследовать движения фундаменталистов во всем мире, включая христиан, евреев, мусульман и индусов. Были выявлены следующие характеристики, присущие всем фундаменталистским движениям.
—— фундаментализм есть реакция на идеологию или тенденцию в обществе (такие, как гуманизм или секуляризм), которая угрожает традиционным культурным и религиозным представлениям общества.
—— Фундаментализм характеризуется решительными попытками изменить общество, навязать ему идеологию фундаменталистов в целом.
— Фундаментализм стремится видеть себя ”спасителем” страны, в которой он существует. Цель его — спасти страну от современного растления и вернуть ее к ”старым добрым традициям” прошлого.
— Фундаменталисты склонны считать, что они правы, а любой несогласный с ним неправ. Они часто полагают, что только их религия истинна.
— фундаменталисты часто проповедуют свободу в качестве идеала, но они прибегнут к решительным действиям и даже к насилию, когда посчитают, что упадок нравственности
оправдывает решительные действия по спасению страны и общества от нравственного разрушения. Свобода для фундаменталиста — это свобода жить согласно учениям истинной религии, которая, по определению, есть их религия.
Если вы минуту поразмышляете о том, что вам известно о фундаменталистском исламском обществе в Иране и других частях мусульманского мира, то, возможно, узнаете многие, если не все, характеристики. Обратите внимание, например, на следующее заявление: ”Каждый должен следовать путем, указанным Аллахом. Неприемлемы никакие отклонения”, которое было сделано лидером Таджикской Исламской Партии Возрождения14.
Мы, американцы, довольно жестко реагируем на подобные мысли мусульман, не осознавая, что они присутствуют и в нашей христианской культуре. Высказывания, подобные приведенным ниже, типичны для правых христианских фундаменталистов: ”Вы не можете иметь права делать то, что неверно”. ”Находящиеся в оппозиции к нам являются новыми фашистами”. Это было произнесено на 11-й конференции ”Путь к победе” Христианской коалиции в 1992 году R Виргинии Бич, штат Виргиния, Кейтом Фурнье, исполнительным директором Американского центра Правосудия Пэта Робертсона15.
Мы зачастую не склонны признавать репрессивную суть фундаменталистов главным образом потому, что разделяем их идею о нравственном упадке нашего общества. Например, многие христиане Америки склонили бы свои головы, соглашаясь со следующим заявлением: ”это ниша страна, и вы не можете и дальше отбирать ее у нас” (выдел, автором). Это слова Пэта Робертсона из его недавнего письма, в котором он обращается с просьбой о выделении денег для Христианской Коалиции. Но я спрашиваю, кто отдал Америку Пэту Робертсону и Христианской Коалиции? Какое право на обладание этой землей есть у него и его последователей, которого нет у остальных?
Мы можем осознать преследования, к которым ведут подобные мысли в мусульманских странах, оставаясь слепы к тому, что они приведут к такому же преследованию и в нашем обществе, если мы позволим контролировать наше правительство.
Но существуют отдельные личности и организации, еще более радикальные, чем Пэт Робертсон и Христианская Коалиция. Рандалл Рерри из ”Операции по Спасению” заявляет, что ”аборт — это только начало. Мы движемся к полной реконструкции общества на христианских основах путем мобилизации людей по этому принципу на местном уровне”16.
Христианские реконструкционисты под руководством Р. Дж. Рушдони решительно настроены повернуть Америку к теократии, основанной на законе Ветхого Завета. Если бы им удалось претворить в жизнь свою программку, непосредственно сегодня смертью карались бы следующие действия: прелюбодеяние, гомосексуализм, кровосмешение, богохульство, несоблюдение субботы (воскресенья) и пропаганда ложных доктрин17. Конечная цель христианских реконструкционистов — превратить государство в орудие принуждения со стороны церкви. Настоящая инквизиция!
Другая основная правая христианская организация — Коалиция Возрождения (KB). Основанная в 1992 году Джей Гримстед KB хочет не меньше, как сделать христианство государственной религией с навязанным всему обществу законом Ветхого Завета18. Как сообщает журнал ”Church and State”, планы KB предусматривают серьезные усилия для избрания христиан от этой партии в окружные советы и на должности шерифов для создания окружной полиции19.
Между Пэтом Робертсоном и христианскими реконструкционистами есть теологические различия. Однако основатель реконструкционистов Р. Дж. Рушдони — частый гость программы Робертсона ”Клуб 700”. Несколько способных членов правления его университета симпатизируют философии реконструкционистов и КВ. А политические методы Робертсона поразительно близки к методам этих более радикальных организаций.
После победы Билла Клинтона на выборах 1992 года некоторые политические наблюдатели предсказывали исчезновение религиозных правых как жизнеспособной силы в американской политике. Но, как считает профессор Мэтью Моин из университета штата Мэн, ”это невероятная близорукость — считать их мертвыми, исходя из результатов выборов 3 ноября”. Моину, автору книги ”Трансформация правых христиан”, они представляются сегодня ”лучше организованными”, ”с лучшим руководством” и с ”более ясным представлением о том, что они пытаются сделать и куда идут”20.
Мы не должны забывать публичное обещание Робертсона на 2-й конференции ”Путь к победе”, когда он заявил: ”Мы вернемся в 1993… Мы вернемся в 1996… Мы вернемся в 1999. Мы будем возвращаться до тех пор, пока не победим все это!”
Итак, вернемся к адвентистам седьмого дня, которые с 1850-х годов говорят о том, что в конце времени американский протестантизм станет религиозно-политической преследующей силой. Сто лет назад это казалось столь надуманным, что один адвентистский критик заявил примерно так: это менее вероятно, чем то, что ”Бог в одно мгновение вырастит гигантский дуб”. Но обратите внимание на предупреждение Бэрри Линна, адвоката, епископального священника и исполнительною директора американского союза за отделение церкви от государства: ”Американцы склонны думать, что проблемы айтоллы Хомейни… не те проблемы, которые могут возникнуть здесь, в Америке. Они считают, что эта страна определенным образом не позволит ситуации выйти из-под контроля. Я же считаю, что это очень опасная и ложная мысль. Все, что вам нужно делать, это читать книги и сочинения таких людей, как Рандалл Терри, главы Операции по спасению- Это человек, который хочет радикально изменить Америку на основе его (и многих людей) понимания Библии. Он не собирается останавливаться на запрещении абортов, поскольку включит в повестку дня то, что чревато более серьезными последствиями, чем это”21.
Поскольку в этой стране религия никогда не имела контроля над политикой, американцы склонны недооценивать политическую силу, скрытую в религиозных организациях. Но если Америка позволит когда-нибудь религиозным фундаменталистам взять власть в свои руки, они тут же предпримут законные действия для ее сохранения, и будет почти невозможно восстановить в этой стране свободу, которой мы с вами сегодня обладаем.
Основываясь на нашем понимании Откровения 13, адвентисты седьмого дня на протяжении 150 лет предсказывали, что американские протестанты станут преследующей силой непосредственно перед концом мира. Если не желаете, вы можете не соглашаться с нашим толкованием Откровения. Политические реалии начала 1990-х годов показывают, что наша интерпретация, казавшаяся столь абсурдной столетие назад, сегодня гораздо ближе к своему исполнению, чем мы хотели бы.
1 Теодор Нельсон, предисловие к книге ”Непризнанный адвентизм седьмого дня” Дадли М. Кэнрайта.
2 БК АСД, т. 7. с. 976.
3 Елена Уайт, Великая борьба, с, 44?.
4 Fundamentalist Journal, июль-август 19S4 г., с. 28, 30,
5 Church and State, октябрь 1984 г., с. 23.
6 Church and State, июль-август 1990 г., с. 15.
7 Church and State, октябрь 1984 г.. С, 23.
8 Christian America (сообщения Христианской Коалиции), ноябрь- декабрь 1992 г., с. 7.
9 Christianity Today, 20 июля 1992 г., с. 43.
10 Процитировано Робертом Маддоксом, исполнительным директором американского союза за отделение Церкви от государства в письме от ноября 1991 г.
11 Liberty, ноябрь-декабрь 1992 г., с. 5. Курсив в оригинале.
12 Christianity Today, 20 июля 1992 г.. с. 42.
13 Адаптировано из Черч энд стейт. июль-август 1992 г., с. 8—11.
14 Это заявление было процитировано в письме Международного Библейского Общества, датированном октябрем 1992 г.
15 Из отчета Эда Рейда, посетившего 2-ю конференцию ”Путь к победе” 11, 12 сентября