и воины, и все множество людей, разделенных на отдельные полки, и у каждого из них свой предводитель. В полном боевом порядке сомкнутые ряды движутся вперед по искореженной, вздыбленной земле к граду Божьему. По повелению Иисуса ворота Нового Иерусалима закрываются, и сатанинские полчища окружают город, готовясь к нападению. Теперь враги Христа снова видят Его. Вдали над городом, на основании из ослепительного золота возвышается престол, высокий и превознесенный. На нем сидит Сын Божий, а вокруг Него — подданные Его царства. Ни одно перо не в состоянии описать и ни один язык не в состоянии выразить силу и величие Христа. Слава вечного Отца окружает Сына. Свет Его присутствия наполняет собой град Божий, проникает через ворота, освещая своим сиянием всю землю».
Бог позволит армиям грешников окружить Его город, но непосредственно перед тем, как они предпримут атаку, Он уничтожит их. Вот что говорится в Откровении: «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их. А диявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк…» (Откр. 20: 9, 10).
Многие христиане считают, что грешники будут вечно гореть в аду. Однако внимательное изучение этого вопроса показывает, что это не так. Для его полного обсуждения потребовалась бы книга много больше, чем эта, но я коснусь нескольких важных моментов.
Во-первых, ад, где Бог уничтожит грешников, не есть некая удаленная часть вселенной. Согласно Откровению, он будет прямо здесь, на земле. Весь земной шар (по крайней мере поверхность его) будет разрушен огнем (см. Откр. 20:9, 10; 2 Петр. 3:10), после чего Бог преобразует его в прекрасный мир, который был замыслен Им вначале (см. 21:1; 2 Петр. 3:13). Но как Он может переделать мир в вечный дом для Его людей, если этот мир является также и местом вечно горящего ада?
Во-вторых, Библия говорит, что возмездие за грех — смерть, а не вечное мучение. Смерть и вечное мучение — взаимоисключающие понятия. Смерть — это отсутствие жизни. Если грешники сознательно горят в вечном аду, они не могут в это же время получить возмездие за грехи, которое есть смерть.
В-третьих, и, возможно, это самое важное. Крайне противоречило бы характеру Бога любви позволить кому-нибудь вечно страдать из-за грехов, совершенных за несколько лет на земле. Какому злейшему врагу можно пожелать такой участи — даже если это Гитлер, Сталин или Амин?
Наконец, обратите внимание на конфликт между добром и злом, который мы обсуждали в этой книге. Тысячелетия назад сатана устроил бунт на небесах, создав ужасную проблему для Бога. До того момента во вселенной не существовало зла, и Бог не хотел, чтобы оно явилось в мир. Но мыслящие существа, которых Он создал, — ангелы, люди, а, может быть, и еще кто-нибудь — обладали свободной волей, силой выбора. Заставить сатану служить Богу значило бы лишить его свободы выбора. Вместо этого Бог позволил сатане претворить в жизнь его планы — сделать мир воплощением его форм правления.
Поскольку сатана демонстрирует абсолютную злобность своего плана в управлении миром, почему Бог должен давать возможность этому страшному эксперименту продолжаться? Он не будет делать этого. Если бы Бог хотел, чтобы грешники горели в вечном огне (мало того, что эта идея сама по себе жестока — даже Гитлер, в конце концов приговаривал свои жертвы к смерти), грех все равно продолжал бы царить в какой-то части вселенной. В план Бога входит уничтожить зло во всей Его вселенной. Он хочет вырвать с корнем болезнь, а не просто опечатать ее и сохранить.
Пересотворение мира
Несколько отрывков из Библии, включая приведенные ниже, сообщают нам о новом мире, который создаст Бог после того, как разрушит огнем нынешний.
«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:10—13).
«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Откр. 20: 14, 15; 21:1).
Трудно представить себе жизнь во вселенной, где нет ни зла, ни боли, ни смерти. Но Библия убеждает нас в том, что такой будет новая Божья земля.
Вот что поражает: наш мир, тысячелетия являвшийся домом греха, станет главным центром вселенной, столицей Божьего правительства, Домом Самого Бога. Вот что нам обещано в Откровении; «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3)
Это будет Божий новый мировой порядок, который просуществует вечно. Это явится самым полным исполнением предсказания Даниила Навуходоносору о том, что «во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится» (Дан. 2:44).
Елена Уайт так описывает Божий новый мировой порядок:
«Великая борьба окончена. Греха и грешников больше нет. Вся вселенная чиста. Все бесчисленные творения исполнены согласия и радости. Во все концы безбрежного пространства текут потоки жизни, света и радости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей системы мироздания — все одушевленное и неодушевленное в своей неомраченной красоте и совершенной радости провозглашает: “Бог есть любовь”».
1 Елена Уайт, Великая борьба, с. 664. 665.
2 Тем. кого интересует проблема ада и вечной судьбы грешников, я рекомендую две книги. Для краткого изучения — Ральф Бладжетт, “Грешники в руках любящего Бога» — буклет на тридцати двух страницах. Наиболее полное изучение этой проблемы, известное мне, в книге Эдварда Уильяма Фьюджа «Огонь, который истребляет». Фьюдж — не адвентист седьмого дня. Первоначально он придерживался широко распространенного взгляда на судьбу грешников, которые должны гореть в вечном огне. Но после тщательнейшего изучения этого вопроса во всей Библии он пришел к заключению, что этого не произойдет.