авторитета в вопросах событий конца времени или чего-либо иного, если только вы не захотите этого сами. Просто воспринимайте ее как одного из самых ярких представителей 1вентистов, о взглядах которых мы будем говорить.
Сценарий адвентистов
Приведенная ниже диаграмма схематично передаст представления адвентистов седьмого дня о конце света. Эти события мы называем ”последним кризисом” и делим их на два периода:
Адвентисты считают, что для последнего кризиса будут характерны величайшие экономические, политические и религиозные изменения, сопровождаемые жестокими природными катастрофами. Обратите внимание на то, что первая часть диаграммы названа ”Период небольших бедствий”, а вторая — ”Время великих бедствий”. По нашим представлениям, всемирный хаос будет царить в первую половину заключительного кризиса и еще больший — во вторую.
Между этими двумя периодами есть момент, который мы называем ”Закрытие двери благодати”. В книге этому посвящена отдельная глава, поэтому лишь вкратце скажу о том, что мы имеем в виду.
Большинство протестантов евангелического толка согласны с тем, что те, кто принимает Христа, должны сделать свой выбор в этой жизни. У тех же, кто не принял Христа до Его Второго пришествия, не будет возможности сделать это позже. Таким образом. Второе пришествие Иисуса является разделительной линией. До этого момента принятие Его возможно, после же — нет.
Адвентисты седьмого дня согласны с этой точкой зрения, но вносят небольшое уточнение, которое я показал на диаграмме выше. Мы считаем, что заключительный момент принятия или неприятия Христа действительно будет предшествовать Второму пришествию Иисуса, опережая его на незначительное время, может быть, на несколько месяцев. Эту точку, после которой все духовные решения будут зафиксированы для вечности, мы называем ”закрытие двери благодати”. Это один из основополагающих пунктов учения адвентистов о событиях конца света.
Давайте добавим к диаграмме еще два элемента и затем обсудим ее:
Во времена хаоса человеческое сознание всегда обращается к духовному. В Откровении ясно говорится, что месяцы и, возможно, годы, непосредственно предшествующие Второму пришествию Христа, будут периодом чудовищного хаоса в мире и что в сознании людей возобладают духовные помыслы. Из Откровения ясно также, что те, кто на стороне Бога, получат печать Бога, в то время как находящиеся на стороне сатаны, антихриста, — начертание зверя.
Выбор, на чьей стороне оставаться — Бога или антихриста, — будет сделан до закрытия двери благодати. Когда Божий народ примет свое окончательное решение быть с Богом, он получит печать Бога, тогда как решившие остаться на стороне антихриста — начертание зверя. Печать Бога и начертание зверя — символы сторон, которые принимают люди по завершении их испытаний.
Адвентисты считают, что люди во всем мире примут свое окончательное решение в ”период небольших бедствий”, который будет до закрытия двери благодати. Именно поэтому я расположил ”печать Бога” и ”начертание зверя” под периодом небольших бедствий.
После завершения испытаний, во время великих бедствий, Бог выльет семь последних чаш гнева на тех, кто решил получить начертание зверя.
Откровение 13
Я процитирую Откр. 12:17 и всю 13-ю главу. Если вы не очень хорошо знакомы с этими стихами, рекомендую прочесть их прежде, чем вы перейдете к дальнейшему чтению этой главы. ”И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа.
И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря дракона с семью головами и десятью рогами; на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я увидел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?
И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
Кто имеет ухо, да слышит.
Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем. Здесь терпение и вера святых.
И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует пред ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми. И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем — малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам — положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое: число его шестьсот шестьдесят шесть”.
Первое, что привлекает внимание, — это описанная здесь суровая духовная борьба, происходящая в мире между силами добра и зла. В Откр. 12:17 говорится, что дракон, который есть сатана, или антихрист, ”рассвирепел на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее (Божьими людьми)”. 13-я глава описывает эту битву.
В Откр. 13 изображены два великих зверя. Первый выходит из моря, второй из земли. Очевидно, что они оба на стороне сатаны, поскольку и тот, и другой преследуют народ Божий. Первому зверю ”дано вести войну со святыми и победить их”, второму — отказывать всем в праве покупать и продавать, кроме тех, кто получил начертание зверя. Это была духовная битва высочайшего порядка.
Поклонение зверю — характерный момент вышеприведенного описания. Предполагается, что заключительный кризис будет временем глубоких религиозных свершений. И поразительно то, что почти весь мир примет неправую сторону, изберет путь неверного поклонения. В Откровении говорится, что ”поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца”.
Всем делающим это, не будет оправдания в конце времени!
Также чрезвычайно важно то, что в 13-й главе Откровения описывается тесный союз политической и религиозной сил земли. Первый зверь — это, вне всякого сомнения, религиозная сила, поскольку ей поклоняется весь мир, хулящий Бога и злословящий имя Его. Но он же (зверь) и сила политическая, так как в Откровении написано, что ему ”дана власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем”.
Второй зверь также представляет союз политической, и религиозной сил, потому что ”он сделал то, что всем… положено будет начертание зверя на правую руку или на чело их”. Вообще навязать религиозный культ. Первые нс заинтересованы в этом, у вторых нет власти. Для достижения этой цели нужен союз двух сил. Заметьте также, что второй зверь пользуется экономическим рычагом — прерогативой правительства. Он может предоставлять право продавать и покупать или отказывать в нем. Более того, право покупать и продавать будет определяться религиозным критерием. А это опять ясное указание на союз политической и религиозной сил, или, говоря привычным для американцев языком, союз Церкви и государства.
Время всемирного кризиса
В своей книге ”Смертоносная организация” Анна Шиф и Диана Фассел говорят о вещах, чрезвычайно важных для нашего разговора: ”Во время кризиса мы позволяем людям захватывать власть и совершать нехарактерные поступки. Кризис подпитывает иллюзию относительно того, что контроль может улучшить ситуацию. Кризисом оправдывают решительные и беспорядочные действия… В собранной для управления силе при выходе из затруднительного положения каждая личность в отдельности несет незначительную ответственность. Когда кризис становится нормой, возрастает опасная тенденция бесконтрольного использования силы для осуществления власти в повседневной жизни.
13-я глава Откровения не упоминает о кризисе, но тот факт, что два его зверя демонстрируют столь высокий уровень контроля и люди позволяют им осуществлять его, рождает у нас вопрос, а не существует ли такой кризис? Давайте обратимся к следующим фразам 13-й главы Откровения:
— ”И дивилась вся земля, следя за зверем” (ст. 3). Почему же подавляющее большинство людей во всем мире, столь же нетерпимое, как и этот зверь, следует за ним? Ответ: причина этого — всемирный кризис. Но что это?
— ”И поклонятся ему все живущие на земле” (ст. 8). Во время кризиса люди обращаются к духовным основам жизни.
— ”И дано было ему вести войну со святыми” (ст. 7). По некоторым причинам эти люди представляют угрозу существующему порядку. Почему?
— ”И дана была власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем” (ст. 7). Люди обычно допускают такую степень власти только при кризисе. Что может случиться в мире в такое время?
— Второй зверь действует так, что убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу (зверя) (ст. 15). И снова по некоторым причинам эти люди представляют угрозу существующему порядку. Почему?
— ”И он сделал то, что всем… положено будет начертание” или все будут переживать экономический бойкот (ст. 16). Нормирование продуктов. Это экономический кризис высочайшего порядка.
Откровение не говорит нам, каков будет характер кризиса, который установит такой высокий уровень религиозного, политического и экономического контроля. Однако в других частях Библии есть намеки на это. Пророк Даниил предсказал, что непосредственно перед концом света мир будет переживать ”время тяжкое”, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени (Дан. 12:1).
Иисус почти словами Даниила, звучащими в Его ушах, сказал, что ”будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет” (Мф. 24:21), что бедствие будет столь жестоко, что ”если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть” (ст. 22). Иисус описал глобальный кризис такого масштаба, что когда он наступит,