детей, но не просила о своих детях? Он — Бог! У Него всего в избытке для каждого! Он способен позаботиться и о бедных детях в Китае, и о ее собственной семье. Что мешает ей молиться и за тех, и за других?
Океан, готовый выйти из берегов
Как вы поняли, моя подруга, человек с добрым сердцем, не могла получить Божье обеспечение для своей семьи, потому что ей мешали усвоенные в детстве религиозные представления. Причина была не в том, что Бог не мог или не хотел ей помочь. Просто ей недоставало понимания того, что именно мешало ей получить Его блага по вере.
Возможно, вы и я никогда не попадали в ловушку традиций, как моя подруга. Однако, смею вас заверить, каждый из нас так или иначе претыкался из-за неверного понимания, не позволяющего нам получать Божьи благословения. Первый этап удаления подобных камней преткновения заключается в ясном осознании того, что пределы Божьей благости установлены самим человеком. Со стороны Бога их просто не существует.
Бог совершенно безграничен в Своих способностях и ресурсах. Он также безграничен в Своем желании излить Свои блага на нас. Ничто не радует Его больше, чем возможность до избытка осыпать благословениями Своих послушных детей. Как сказано в расширенном переводе Псалма 34:27, “Господь получает удовольствие от процветания Своего раба”.
В замечательной книге Ф.Ф. Босворта “Иисус — Целитель” есть одно из моих любимых описаний неограниченных возможностей Бога и Его желания благословлять.
“[Бог] всегда ищет возможности порадовать Свое доброе сердце, так как “Он наслаждается милостью”. Желание делать добро — замечательное качество Бога. Поэтому\ если вы хотите порадовать Его, уберите все, что мешает вам переживать Его щедрость и доброту. Он бесконечно благ и всегда готов изливать благословения на Своих людей, когда они позволяют Ему делать это. Представьте себе, что огромный Тихий океан поднялся высоко вверх. Представьте, что он изливается вниз, и вода проникает в каждую щель, пытаясь найти выход, через который она могла бы разлиться по всей земле. Теперь у вас есть картина Божьей щедрости по отношению к нам”.
ЕЕ Bosworth, Christ the Healer (New Kensington, Pennsylvania: Whitaker House, 2000), p.78.
Просто вообразите себе это! Бог хранит для нас целый океан Своих благословений и только ожидает момента, чтобы излить все это в нашу жизнь!
Именно этому учит нас Библия. В Псалме 30:20 написано: “Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!” В еврейском переводе этого стиха говорится, что Бог хранит Свою благость для Своих “благочестивых людей”.
Rabbis Nosson Scherman/Meir Zlotowitz, eds., Tehillim/A New Translation With a Commentary Anthologized From Talmudic, Midrashic and Rabbinic Sources Vol. 1 (Brooklyn: Mesorah Publications, Ltd., 1995), p. 377.
Он хранит несметное количество благ для тех, кто преклоняется перед Ним, почитает Его и не стыдится Его и Его благости.
Вспомните отрывок из Книги Исход, в котором Моисей просит Бога показать ему Его славу, и Бог проводит ее перед Моисеем. В комментариях к иудейской Библии раскрывается более глубокое понимание происходящего. В них говорится, что Бог сказал Моисею: “Я проведу перед тобой всю Мою славу” (Исход 33:19, расширенный перевод), что в действительности означает “пришло время показать тебе столько Моей благости, сколько ты можешь вместить”.
Далее рассказывается о том, что Бог показал Моисею все награды и сокровища, приготовленные Им для праведных. Именно так! Согласно комментариям еврейских ученых, Моисей также увидел огромное хранилище, и когда он спросил, для кого оно предназначено, Господь ответил, что для тех, кто не имел собственных добродетелей. Это была сокровищница благодати (незаслуженной милости) для тех, кто ее недостоин! Вот насколько Бог благ. Вот какова Его милость!
Rabbi Nosson Scherman, The Chumash, 11th edition, Stone Edition, The Artscroll Series (Mesorah Publications, Ltd., 2001), p. 507.
Да, у Бога есть блага, которые Он приготовил для нас. Его запасов достаточно для того, чтобы они могли превзойти наши самые смелые ожидания и исцелить и сохранить нас и наши семьи. И какой бы ни была ваша нужда, Богу несложно ее восполнить. У Него всего более чем достаточно.
Если эта мысль не укладывается в вашей голове, не беспокойтесь. Просто согласитесь, что такова природа Бога. Он настолько благ, что это ошеломляет.
Это больше, чем мы в состоянии осознать, и поэтому Бог послал Духа Святого, чтобы открыть Себя нам. Целую вечность, мы будем познавать Его. Какое счастье! И снова хочется вспомнить встречу Моисея с Богом (Исход 33:19-23), когда Господь сказал:
…Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою у ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо.
Иными словами, Бог сказал: “Моисей, тебе лучше отойти подальше. То, что Я хочу тебе показать, настолько хорошо и велико, что Мне придется скрыть от тебя его часть”.
Проницательность еврейского богослова
Как видно из истории с Моисеем, благость Бога и слава Бога практически являются синонимами. Слава на еврейском языке означает “быть наполненным очень хорошим”. В нашем языке есть слова, которые превосходят слово “хороший”, например “лучший”, “самый лучший”. Однако в еврейском языке это слово выражает что-то высочайшее и величайшее, позитивное и желанное.
Еврейский народ понимал, что именно Божья благость вывела его из Египта. Его благость благословляла израильтян и приносила победу. Вот почему в битвах, когда они зависели от Божьей славы, которая шла перед ними и поражала врагов, они восклицали: “Славьте Господа, ибо вовек милость Его!” (2-я Паралипоменон 20:21).
Одним из еврейских ученых, имевших подобное понимание Божьей благости, был Дэвид Бэрон. Он родился в России в 1855 году и воспитывался в строгой религиозной еврейской семье. Бэрон получил образование раввина. Приняв Иисуса своим Спасителем, он получил удивительные откровения о Боге. Он написал множество комментариев к книгам Ветхого Завета. В комментариях к Книге пророка Захарии ученый написал очень важные слова о благости Бога. Я неоднократно их перечитывала, и каждый раз они служили мне благословением. Я хотела бы процитировать один из этих комментариев.
“Благость” очень часто упоминается как характеристика Бога в Ветхом Завете. Например, в Псалме 30:20 говорится: “Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!”
Благость — это неотъемлемое качество Бога. Ему нравится давать блага тем, кто может или хочет их получить. И даже Самого Себя Он дарит как полное воплощение блага, как Создателя всего благого не только в каком-либо одном его виде, но полностью, без начала, без ограничения, без меры, так как Он обладает всем и охватывает в Себе все превосходство, все совершенство, все блаженство, все благо.
Его благость дарует подобное благо всем и каждому по мере способности каждого его получать; и нет предела Его раздаянию, кроме способности Его творений принимать, что также является благим даром от Него .
David Baron, Commentary on Zechariah (Grand Rapids: Kregel Publications, 1989. Originally published 1918), pp. 332-333.
Прочитав эти строки Дэвида Бэрона, я была ошеломлена. Я думала, как этот человек смог получить такое потрясающее откровение в начале XXвека?В то время никто так много не говорил о благости Бога в каждой области человеческой жизни, как он. Позднее я поняла, в чем дело. Этот ученый вырос в еврейской семье, где детям не прививались представления о бедности и о том, что Бог вознаграждает Своих людей стесненными жизненными обстоятельствами (такие представления были популярны в христианских кругах того времени). Бэрон изучал книги Ветхого Завета и их толкования раввинами и поэтому понимал духовную истину о благости Бога.
Бог благ в Ветхом Завете, и Бог благ в Новом Завете. Ничего не изменилось. Он — Тот же Самый Бог. Он — всегда Отец. Новый Завет, написанный после прихода Мессии, является лишь очередным этапом исполнения Божьего плана искупления, по которому человеческий род должен выйти из греха и вернуться к совершенной воле Бога, чтобы получить все блага и наслаждаться ими.
Во времена Ветхого Завета Божьих благословений не было больше, чем сейчас. Напротив, в Послании к Евреям 8:6 говорится, что мы, рожденные от Бога, имеем лучший завет, “который утвержден на лучших обетованиях”.
Наш завет лучше, потому что он включает не только физические, но и духовные благословения для возрожденных людей, свободу от греха и крещение Святым Духом, который живет в новом человеке. И все это мы можем иметь сегодня! Бог приготовил для нас сокровища и ждет, когда мы их возьмем.
Если вы в этом сомневаетесь, перечитайте главу 2 Первого послания к Коринфянам. В ней вы найдете подтверждение приведенного в Псалме 30:20 обещания о том, что Бог приготовил много благ для тех, кто Его почитает. В стихах 7-10 апостол Павел пишет:
…Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
В этом отрывке нам открывается, что вы и я никогда не сможем увидеть своими физическими глазами и услышать своими физическими ушами всю истину о благости Бога и Его наградах. Это знание становится доступным нашим сердцам только через мудрость Божью, которая входит в нас благодаря Святому Духу и Его Слову. Подобное откровение о благости Бога не может прийти извне. Дух Святой говорит истину сначала нашим сердцам, а затем — разуму, и мы начинаем видеть чудесные вещи, которые Бог хранит для нас.
Только подумайте об этом! Бог уже приготовил все, что вам нужно, и ожидает тех, кому дано это духовное обещание! Кому же оно адресовано? Любящим Его. Понятно, что любовь к Богу не может выражаться только в посещении церкви по воскресеньям. Библия учит, что любить Бога означает слышать и соблюдать Его Слово (см.: Иоанна 14:21 и 1-е Иоанна 2:3-6).
В расширенном переводе Библии проливается больше света на стихи 9-12.
Что не видел глаз, и