Прим. перев.
Семья Пархема полагала, что в основном их преследуют за то, что они отказались организовывать движение. Позже Чарлз написал:
“Своим отношением ко всем этим истинам я отличаюсь от Сиона в той же только мере, как люди в Сионе отличаются друг от друга”.
Затем однажды миссис Пархем получила письмо от гражданина Сиона с невообразимыми обвинениями в адрес ее мужа. Она отвергла это письмо как ложь, но травля становилась настолько сильной, что она решила увезти своих детей обратно в Канзас.
Здесь мы подходим к наиболее неприятному моменту в жизни Пархема. Ясно, что у Пархема было много врагов в крупнейших христианских организациях. Но основным его антагонистом был Уилбур Волива, Генеральный Надзиратель в Сионе. После публичного отказа Пархема стать “учредителем” Движения апостольской веры в пятидесятнических кругах начали циркулировать слухи, что Пархем арестован за сексуальную аморальность. Газета “Ваукеган дейли сан” писала, что:
“на внезапный отъезд Пархема из Сиона повлиял некий “неизвестный человек, называющий себя детективом, готовый арестовать его на основании каких-то невыясненных обвинений”. Позже газета призналась, что статья основывалась на слухах и что полицейское управление Сиона ничего не знает об этом инциденте. Но вред был уже нанесен.
Летом 1907 года, когда Пархем проповедовал в бывшей Сионской миссии, расположенной в Сан-Антонио, в “Сан-Антонио лайт” появилась статья, ставшая известной по всей стране. Ее заголовок гласил: “Арестован евангелист Ч.Ф. Пархем, выдающийся служитель взят под арест”.
Статья рассказывала, что Пархем обвиняется в гомосексуализме, что является преступлением по закону штата Техас. Что он был арестован вместе со своим предполагаемым партнером Д.Д. Джорданом и что они выпущены под залог в тысячу долларов.
Пархем немедленно и гневно отреагировал. Он нанял адвоката Дэвиса и объявил, что все это “происки” его старого врага Уилбура Воливы. Пархем был уверен, что Волива пришел в ярость, что он проповедовал в церкви города Сиона. Она когда-то принадлежала Сиону, но отошла от него и присоединилась к Движению апостольской веры.
Пархем поклялся, что защитит свое имя, и с негодованием отказался оставить город. Миссис Пархем, которая и раньше знала о слухах из полученного письма, уехала из Канзаса в Сан-Антонио. Дело так и не дошло до суда, и имя Пархема исчезло из заголовков мирских газет столь же быстро, как и появилось. Никакого формального обвинительного акта не было предъявлено, и в суде округа Бексар не найдено записи об этом инциденте.
Но религиозные газеты по отношении к Пархему были настроены не так благодушно, как мирские. В этой прессе было даже больше деталей о “его похождениях”. Двумя газетами, которые особенно много позволяли себе, были “Горящий куст” и “Сион геральд” (официальная газета церкви Уилбура Воливы в Сионе). Эти газеты утверждали, что они просто цитируют “Сан-Антонио лайт” — показания очевидца о якобы совершенном Пархемом правонарушении и написанное им признание. Но после проведенного расследования выяснилось, что статьи, “процитированные” в “Геральде” и “Кусте”, в газете Сан-Антонио никогда не публиковались. Оказалось также, что скандал получил огласку лишь в некоторых областях, и источник его прослеживался до “Сион геральд”. Распространенный по всей стране слух основывался на недоразумении.
Без сомнения, Волива извлекал из скандала все, что мог, “не оставляя ни одного камня неперевернутым”. Хотя никто не мог прямо указать на Воливу как на подстрекателя обвинений, было известно, что он нередко занимался распространением слухов, направленных против его главных конкурентов. Кроме Пархема, Волива предпринимал немало атак против своих помощников в Сионе, называя их “прелюбодеями” и “аморальными личностями”. Помощники Пархема попытались было начать юридическую процедуру в отношении “клеветы” с помощью почтового ведомства США, но оно отказалось участвовать в этом деле.
Миссис Пархем чувствовала, что у их врагов должна быть большая вера в убеждения Пархема, ведь если бы такого рода нападкам подвергся мирской человек, суд последовал бы непременно. Но Пархем никогда не обсуждал инцидент на публике. Он оставил это дело на усмотрение своих последователей, полагая, что те, кто был верен, никогда не поверят этим обвинениям. На свое сорокалетие Пархем написал:
“Я думаю, наибольшая скорбь в моей жизни — это мысль, что мои враги в поисках моей погибели губят и разбивают так много драгоценных душ”.
Но скорбь и разрушение не имеют никакого значения для тех, кто противостоит служению Божьему. Когда Пархем вернулся проповедовать в Сион через девять лет, последователи Воливы изготовили плакаты и листовки с подписанным признанием виновности в гомосексуальном преступлении.
Жизнь в долгожданной мечте
В годы, последовавшие за этим скандалом, Пархем продолжал евангелизировать по всей стране. Многие говорили, что его проповеди были критичными по отношению к пятидесятническому христианству, другие говорили, что он так и не смог оправиться от обвинений Воливы. В 1913 году в Вичите его встретила банда, вооруженная дубинами и вилами. Но друзья спасли Пархема, отправив его по Другой дороге, и служения продолжались, как было запланировано. Сотни покаялись в Вичите и многие исцелились.
Хотя Пархему причиняли боль те, кого он считал друзьями, он никогда не отворачивался от тех городов, в которые его вел Господь. Он даже вернулся в Лос-Анджелес и провел огромнейшее собрание, на котором тысячи были обращены, крещены Святым Духом, исцелены и освобождены. Зимой 1924 года Пархем провел служения в Орегоне и Вашингтоне. На одном из этих служений обрел спасение Гордон Линдсей. Линдсей пошел дальше, чтобы совершить великое дело для Господа, основав международный Библейский колледж, Христос для всех народов, расположенный в Далласе, Техас.
В конце концов в 1927 году мечта жизни Пархема исполнилась. Друзья собрали ему деньги, и он смог посетить Иерусалим. Путешествие было великой радостью для Пархема. С каким волнением он шел по Галилее, Самарии и Назарету. Именно здесь Пархем встретил свое любимое место Писания, Псалом 22. В Палестине реальность Пастыря и Его овец ожила для Пархема, принеся ему великий мир и утешение. Когда в 1928 году он вернулся в нью-йоркскую гавань, он нес с собой диапозитивы земли, которую так любил. С этого времени на своих служениях Пархем показывал эти диапозитивы, которые он называл “Псалом 22”.
Мир как река
В августе 1928 года Пархем почувствовал усталость и утомление. Он сказал друзьям, что его работа подходит к концу. Одному из них он написал:
“В эти дни я живу на пороге Земли Славы, и все это настолько реально по другую сторону занавеса, что я чувствую могучее искушение пересечь границу”.
Проведя Рождество в 1929 году со своей семьей, Пархем решил поехать проповедовать и показать диапозитивы Святой Земли в Темпле, Техас. Семья волновалась из-за его отъезда, потому что здоровье у него ухудшилось, но Пархем был тверд в своем решении. Через несколько дней семье написали, что Пархем на собрании упал в обморок, показывая диапозитивы Святой Земли. Говорили также, что затем он снова пришел в сознание и сказал, что желает продолжить показ диапозитивов.
Семья Пархема отправилась в Темпл, чтобы справиться о его состоянии. Когда они прибыли, было принято решение отменить собрания и привести Чарлза домой в Канзас на поезде. У Пархема настолько ослабло сердце, что он с трудом мог говорить. Он ждал возвращения своего сына Уилфреда со служения в Калифорнии. Ожидая его, Пархем отказался от всех лекарств, сказав, что не может “отказаться от своих убеждений”. Он попросил только молитву.
Младший сын Роберт оставил работу в магазине и проводил время в молитве и посте в доме, где лежал его отец. Через несколько дней он подошел к постели отца и сказал ему, что он также “отдает свою жизнь призыву к служению”. Тронутый тем, что двое его сыновей посвятят себя делу Евангелия, Пархем собрался с силами и сказал:
“Я не смогу похвалиться ни одним добрым делом, которое я сделал, когда я встречу моего Учителя лицом к лицу, но я могу сказать, что я был верен тому посланию, которое Он дал мне, и жил чистой, святой жизнью”.
Сара сказала, что она никогда не забудет лица своего возлюбленного, на котором читалось “по той радости и взгляду мирного удовлетворения, что его молитва в течение многих лет получила ответ”.
В последний его день на земле услышали, как Чарлз Фокс Пархем процитировал: “Мир как река. Вот о чем я думал весь день”. Ночью он спел часть песни: “Сила в крови”, затем попросил семью закончить вместо него эту песню. Когда они закончили, он попросил их:
Спойте еще раз.
На следующий день, 29 января 1929 года, в возрасте пятидесяти шести лет Чарлз Ф. Пархем ушел к Господу.
На его похороны пришло более двух тысяч пятисот человек, они подходили к могиле, когда падал снег. Сцену заняли хор из пятидесяти человек и служители из разных концов страны. Пожертвования полились со всей страны, дав семье возможность приобрести гранитную кафедру в качестве памятника на могиле. На памятнике было выгравировано:
“Иоанна 15:13”, последнее место Писания, которое прочитал Пархем, проводя свое служение на земле. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”.
Истинно верный
До его смерти благодаря служению Пархема прямо или косвенно обратились более двух миллионов человек. На его собраниях нередко бывало свыше семи тысяч человек. И хотя некоторые говорили на языках задолго до Топеки в Канзасе, именно Пархем был первопроходцем истины говорения на языках как признака крещения Святым Духом.
Его жизнь является примером суровой реальности гонений и конфликтов, которые сопровождают Божьих проповедников пробуждения. Хотя его пытались погубить, эти люди не могли коснуться того столпа силы, который был построен внутри его духа. Он никогда не отступал от своего призвания из-за клеветы, которая поднималась против него. И когда он оставил землю, он сделал это потому, что он желал этого. Хотя некоторые не принимают служение Пархема из-за его поддержки куклукс-клана, многие помнят Пархема за его жертвенную любовь и, прежде всего, за его верность. Величайший призыв Божий состоит в том, чтобы мы оставались верными Его плану. И Чарлз Фокс Пархем не мог жить по другому плану, нежели тот, который ему предписал Господь. Верность всегда преодолевает конфликты, которые приходят, чтобы бросить ей вызов.
Бог призвал нас к сфере служения. Стоим ли мы перед толпами людей или перед членами нашей семьи, мы, как Чарлз Пархем, должны показывать нашу верность, Но в нашем “нетерпеливом” и “хорошо себя чувствующем” поколении с верностью вроде бы особенно не считаются. Тем не менее, не имеет значения, о каком поколении мы говорим, Божье Слово остается тем же. 1 Кор. 4:2 утверждает, что верность — это требование для верующих. Вера в Слово Божье и доверие, что Он исполнит Свое обещание для вас, независимо от жизненных ситуаций, производят верность. Как чудесно было бы услышать