разделение: человек или Бог?
В течение 1909 и 1910 гг. Сеймур продолжал свое служение на Азузе, хотя количество людей резко уменьшилось из-за недостатка влияния и фондов. Поэтому он оставил двух молодых человек для управления миссией и отправился в Чикаго, начав проповедническую поездку по стране. В начале 1911 года Уильям Дерхем проводил служения на Азузе вместо него.
Яркие проповеди Дерхема снова привлекли в миссию сотни людей. В миссию вернулись даже многие старые работники Азузы. Они называли это “вторым излиянием последнего дождя”. Огонь снова охватил Азузу. На одно из служений не смогли попасть более пятисот человек. Поэтому между собраниями люди не уходили со своих мест, боясь, что им не достанется места.
Последний конфликт на Азузе произошел между Сеймуром и Дерхемом. Их теологии значительно различались. Дерхем твердо и последовательно проповедовал, что люди не могут потерять спасение, даже если согрешили. Спасение — от веры, дела имеют значение, но не решающее. Дерхем проповедовал равновесие между законом и благодатью, в котором пятидесятническое движение остро нуждалось, потому что учение о “делах” привело ко многим разделениям. Его учение казалось служителям освежающим дождем. Люди приходили буквально толпами.
Встревоженные ростом авторитета Дерхема с его доктринальными взглядами, старейшины связались с Сеймуром. Он немедленно возвратился в Лос-Анджелес для совещания. Но Сеймур и Дерхем не смогли прийти к доктринальному согласию. Поэтому в мае Сеймур снова повесил замок на двери, не пуская Дерхема в миссию.
Дерхема это не поколебало, и он со своими последователями арендовал большое двухэтажное здание, вмещавшее более тысячи человек. Верхний этаж служил молитвенной комнатой, которая была открыта день и ночь. За Дерхемом последовали толпы людей с Азузы. Тысячи получили спасение, крещение и исцеление, в то время как старая миссия на Азуза-стрит фактически опустела.
Усталый и измученный
Но старая миссия на Азузе оставалась открытой для всех, кто приходил. Сеймур оставался ее лидером и держался своего учения, но, как казалось, никто им уже не интересовался. Он изменил расписание — теперь на Азузе проводилось одно собрание в неделю, в воскресенье, но длилось оно весь день. Он постоянно пытался повысить посещаемость, но отклика не находил. В конце осталось только двадцать человек. Это были в основном люди из первоначальной группы на Азузе. Иногда заходили посетители прежних “славных дней”, и, конечно, Сеймур ободрялся, когда видел их, Но все больше и больше времени он проводил в чтении и раздумьях.
В 1921 году Уильям Сеймур провел свою последнюю кампанию служений по Америке. Когда в 1922 году он вернулся в Лос-Анджелес, люди заметили, что выглядит он очень измученным. Он посетил многие собрания и служения, но на него ни разу не обратили внимания со сцены.
28 сентября 1922 года, находясь в миссии, Сеймур внезапно почувствовал острую боль в груди. Один из работников побежал за доктором, который жил всего в нескольких кварталах от миссии. Осмотрев Сеймурa, врач предписал ему отдых. В тот же день в пять часов, когда он диктовал письмо, его скрутил еще один приступ боли. Он стал задыхаться и ушел к Господу в возрасте пятидесяти двух лет. Согласно медицинскому заключению причиной смерти была сердечная недостаточность.
Проповедник пробуждения был похоронен в простом гробу на кладбище “Эвергрин” в Лос-Анджелесе. Его положили среди могил других людей из многих стран и континентов. На памятнике высечены простые слова: “Наш Пастор”. Печально, но на похороны Уильяма Сеймура пришло только двести человек, но они показали много свидетельств величия Божьего, продемонстрированного через этого служителя передовой линии.
Тени и волки
После смерти Сеймура миссис Сеймур взяла на себя пасторское служение в миссии на Азуза-стрит. Все шло гладко в течение восьми лет. Затем в 1931 году возникли проблемы. В результате юридических действий лиц, стремившихся отнять миссию, городские власти стали с раздражением относиться к группе и объявили здание пожароопасным. Через год оно было снесено, но прежде было предложено одной пятидесятнической церкви, которая ответила: “Мы не заинтересованы в реликвиях”. Сегодня на этом пустом месте стоит уличный знак.
Через пять лет миссис Сеймур поместили в окружную больницу. Дженни умерла от сердечной недостаточности и присоединилась к своему мужу на небесах второго июля 1936 года.
Наследие власти
Хотя наследие и служение Уильяма Сеймура кажутся невероятно печальными, результаты его усилий между 1906 и 1909 годами привели к взрыву пятидесятнического движения по всему миру. Сегодня многие церкви считают своими основателями участников собрания на Азузе. Большинство ранних лидеров Ассамблей Божьей вышли из Азузы. Демос Шакарян, основатель братства бизнесменов полного Евангелия сказал, что его дедушка был членом первой группы Азузы. Евангелизационные усилия семьи Вальдес, семьи Гарр, доктора Чарльза Праиса и бесчисленного множества других также связаны с этим пробуждением. Любой, вероятно, в пятидесятническом движении сегодня, так или иначе, связывает свои корни с Азузой. Независимо от всех противоречий и своеобразия учений на Азуза-стрит, всякий раз, когда Азуза упоминается, большинство думает о силе Святого Духа, изливавшейся на нее.
Бог не расист
Пробуждение на Азуза-стрит и служение Уильяма Сеймура кое-кто пытается связать с расовыми вопросами. К сожалению, к чистому движению Божьему иногда примешивают расовый подтекст. Возможно, это стало одной из главных причин, по которой служение на Азузе длилось всего три года. Бог не позволяет Своей славе стать добычей человеческих аргументов. Если это происходит, Он уходит — и на этом все заканчивается.
Под влиянием расовых эмоций некоторые могут возмутиться, что Сеймур назван “катализатором”, а не “отцом” Пятидесятницы. По определению словаря Уэбстера, “катализатор” — это нечто, что “ускоряет процесс или событие и убыстряет темпы, при которых происходит реакция”. Это именно то, что сделал Сеймур. Пятидесятническое служение Уильяма Сеймура подняло сознание людей до такого уровня, что это не только перевернуло один из главных городов в США, но и распространилось по всему миру с невероятной скоростью. Пробуждение на Азузе так или иначе коснулось каждого континента.
Как уже было отмечено ранее, расовые вопросы были только маленькой частью многих других проблем на Азуза-стрит. Думаю, что делается большая ошибка, когда на это пробуждение смотрят в основном с расовых позиций. Никакая конкретная раса не может претендовать на исключительность в движении Божьем. Бог никогда не действует, основываясь на цвете человеческой кожи; Он действует через человеческие сердца.
В ходе дальнейшего исследования жизни великих генералов прошлого и изучения их успехов, не связывайте себя с их неудачами. Не слушайте вчерашние или сегодняшние голоса тех, кто видит только внешнее. Следуйте за теми, кто достигает Божьего Духа. Давайте стремиться к зрелости и награде, а не к личной славе.
Только вечность сможет полностью открыть плоды служения Уильяма Сеймура. Ясно одно — он нес динамит, который использовал Бог для взрывов пятидесятнического пробуждения по всему миру. И он сделал это.
Глава 6
Джон. Г. Лейк
Человек исцеления
Я сказал им [ученым]: “Господа, я хочу, чтобы вы увидели еще одну вещь. Пойдите в свою больницу и привезите человека с воспалением костной ткани. Возьмите свои инструменты и прикрепите их к ноге. Оставьте место, чтобы я мог положить руку к нему на ногу. Вы можете прикрепить инструменты к обеим сторонам”.
Когда инструменты были готовы, я положил руки на голень этого человека и помолился так, как молится мать Эттер: не с обычной холодной молитвой, но воплем сердца к Богу. Я сказал: “Боже, убей дьявольскую болезнь Твоей силой. Пусть Дух движется в нем; пусть это живет в нем”.
Затем я спросил: “Господа, что происходит?” Они ответили: “Каждая клетка реагирует”.
Если когда-нибудь и жил такой человек, который ходил в откровении “Бог в человеке”, то это был Джон Г. Лейк. Человек цели, видения, силы и характера. Он имел в жизни одну цель — донести полноту Божью до каждого человека.
Он часто говорил, что секрет небесной силы не в делах, но в бытии. Он верил, что исполненные Духом христиане должны наслаждаться таким же служением, как Иисус, когда Он жил на земле, и что этой реальности можно достичь только в том случае, если видеть себя таким, каким нас видит Бог.
Тень смерти
Джон Грэм Лейк прожил свою жизнь и выполнил свое служение на земле с таким духовным пониманием.
Он родился 18 марта 1870 года в Онтарио, Канада, Будучи одним из шестнадцати детей, он еще в раннем возрасте переехал вместе со своей семьей в Солт-Сент-Мэри, Мичиган.
В первый раз Лейк услышал проповедь Евангелия на служении Армии Спасения, когда ему было шестнадцать лет, и вскоре после этого он отдал свою жизнь Господу. Хотя он жил нравственно чистой жизнью, его сердце не находило покоя, пока он не попросил Господа спасти его. Позже Лейк писал о своей встрече с Господом:
“Я посвятил себя Ему. Свет с неба прорвался в мою душу, и я поднялся с колен чадом Божьим, и я знал это”.
Родители Лейка были сильными, энергичными людьми, наделенными прекрасным здоровьем. Но дух болезни и смерти охватил остальную часть семьи. Восемь членов семьи — четыре брата и четыре сестры — умерли от болезней, “32 года в нашей семье постоянно кто-нибудь болел, — писал Лейк. — В течение всего этого периода времени над нашим домом витала тень болезни”. Его детство было полным воспоминаний о “болезнях, докторах, сиделках, больницах, гробах, похоронах, кладбищах и могилах; о скорбящей семье; о матери с разбитым сердцем и пораженном горем отце, пытающимся забыть скорби прошлого, чтобы помочь живым членам семьи, нуждающимся в любви и заботе”.
Неверная “наука” — верное отношение
Еще в юности Лейк очень заинтересовался наукой и физикой. Ему нравилась химия, и он любил экспериментировать с научными инструментами и оборудованием. Он даже закончил медицинские курсы, но позже оставил свои медицинские увлечения.
Лейк был дотошным в своих исканиях как в науке, так и в духовных вопросах. Он неустанно исследовал Библию, чтобы не только понять ее, но и доказать ее точность в каждодневной жизни. В результате Лейк ходил, говорил и дышал в потоке Божьей жизни воскресения.
В 1890 году, когда Лейку было двадцать лет, один христианский фермер рассказал ему об освящении. Это откровение пронзило его сердце, и он рассматривал его как венчающую работу Божью в своей жизни. Об этом новом откровении Лейк сказал:
“Я никогда не перестану прославлять Господа, Который открыл мне глубину… силы крови Иисуса. Прекрасное помазание Духа снизошло на мою жизнь”.
Через год, в 1891 году Лейк переехал в Чикаго и поступил в Методистскую школу служения. В октябре того же года он был назначен в церковь в Пештиго, штат Висконсин, но он отклонил предложение о пасторстве. Он также решил оставить Методистскую школу и переехал в Харвей, штат Иллинойс, где основал местную газету “Харвей Ситизен”. Когда он жил в Харвее, он