именно в этом вопросе деноминационные церкви потеряли свою остроту. Эми полагала, что Церковь стала холодной и формальной, тогда как мир любит развлечения, приносящие им радость, ободрение и смех. Она также чувствовала, что именно по этой причине столь многие христиане так жаждут развлечений.
В июле 1922 года Эми назвала Ангельский храм ЦЕРКОВЬЮ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНОГО ЕВАНГЕЛИЯ из-за видения, которое она получила, когда проповедовала из первой главы пророка Иезекииля. Первый символический день ее новой ассоциации произвел тысячу пасторов.
Каждую неделю в Храме было два специальных служения молитвы за больных. Хотя у нее в штате было двадцать четыре старейшины, Эми лично проводила большинство этих собраний вплоть до своей смерти в 1944 году.
Результаты исцелений в Лос-Анджелесе были потрясающими, но там они были менее заметными по сравнению с тем, что люди видели в ходе ее общенациональных кампаний. На больших служениях в Храме упор делался в основном на завоевании душ.
Рассказы о Храме
Без сомнения, Ангельский храм был очень оживленным местом. Эми построила молитвенную башню, которая действовала двадцать четыре часа в сутки, Она также сформировала хор из ста певцов и оркестр из шестидесяти шести исполнителей. Святилище наполнялось музыкой на каждом служении. Она приобрела костюмы, бутафорию и декорации, чтобы подчеркнуть свои проповеди в Голливуде. В Лос-Анджелесе знали, что посещение служений в Ангельском храме было большим событием.
Эми обладала замечательным чувством юмора, и хотя в ее ранних иллюстрированных проповедях было много изъянов, она всегда делала все, что могла. Однажды, чтобы придать жизненность своей проповеди о Едемском саде, она заказала в приезжем цирке попугая. Но она не знала о грубом, вульгарном языке, которому он научился, работая в цирке. И вот в разгар проповеди попугай повернулся к ней и сказал: Иди к черту.
Пять тысяч зрителей застыли в недоумении. Затем птица, как будто желая удостовериться, что ее услышали все, повторила это еще раз! Но Эми не собиралась сдаваться, Она попыталась извлечь пользу из этой ошибки — как она делала при каждом промахе — и начала “свидетельствовать” птице, призывая ее отвечать ей. Затем, когда она ответила все теми же словами, аудитория дошла до грани истерики. В конце концов, Эми “убедила” взятую напрокат птицу в истинном христианском пути, пообещав ей птичью жердочку на небесах за ее участие в представлении33.
Разумеется, некоторые служители критиковали Эми за ее методы. Но она отвечала им публично, говоря:
“Покажите мне лучший путь, как убедить людей приходить в церковь, и я буду счастлива, испробовать ваш метод. Но пожалуйста… не просите меня проповедовать пустым сиденьям. Давайте не тратить время на споры о методах. У Бога Свои способы использования всех нас. Помните рецепт жаркого из кролика? Он начинается так: сначала поймайте кролика”.
Мерцающие звезды, библейская школа и радио
Многим звездам Голливуда было интересно послушать Эми. Частыми гостями Храма были Мэри Пикфорд, Джин Харлоу и Клара Боу. Чарли Чаплин сумел проскользнуть на несколько ее служений и после стал хорошим другом евангелистки. Позже Чаплин помог Эми с оформлением сцены Храма для иллюстрированных проповедей, и Эми показала ему истину жизни.
Энтони Квин играл в оркестре Эми. Квин был с Эми перед своим великим актерским дебютом. Когда Квин был подростком, Эми брала его переводчиком на кампании среди испаноязычного населения. Всемирно известный актер позже говорил, что величайший момент в его жизни был тогда, когда Эми заметила его. И он писал:
“Годы спустя, когда я видел работу великих актрис, я сравнивал их с ней… Ингрид Бергман… Кэтрин Хепберн… Грета Гарбо… ни у кого из них не было того первого электрического разряда, который Эми Семпл Макферсон произвела во мне”.
В феврале 1923 года Эми открыла школу служения, которая впоследствии стала известна как библейский колледж “Маяк” (Маяк международного Четырехугольного Евангелия). Эми была настойчивым инструктором.
В школе “сестра”, как ее называли, служила, как учитель и открыто демонстрировала студентам, как свои слабости, так и свою силу. Ее любимыми христианскими авторами были Уэсли, Бут и канадский деятель пробуждения по имени Альберт Бенджамин Симпсон. Эми часто цитировала их и при обучении пользовалась их книгами.
Иногда она испытывала студентов тем, что уходила раньше, прося их остаться и молиться. Затем она пряталась на пути из зала. Когда студенты уходили, она наблюдала за ними, отмечая, кто из них шел легкомысленно, а кто был достаточно внимателен, чтобы поднять кусочек оброненного бумажного мусора. Внимательные получали ее похвалу, потому что она верила, что внимание к деталям производит ценного, чувствительного служителя.
В феврале 1924 года Эми открыла Радио Призыв” (Призыв Четырехугольного Евангелия) с первой лицензией Федеральной комиссии связи, выданной женщине. Это была также первая в истории христианская радиостанция.
Жива ли Эми?
В 1926 году Эми почувствовала необходимость в отдыхе и поехала в Европу и Святую Землю. В конечном счете там тоже она большую часть времени проповедовала, Затем, по ее возвращении в 1926 году, произошло самое скандальное происшествие за все время ее служения. 18 мая после обеда она со своей секретаршей была на пляже, где заканчивала работу над проповедью, которую должна была прочитать тем вечером. Она попросила секретаршу отнести бумаги в Храм, но когда секретарша вернулась, Эми исчезла. Решив, что Эми плавает, она посмотрела на воду, а затем оповестила власти.
В течение следующих тридцати двух дней исчезновение Эми оставалось одной из самых главных новостей в мире. Прочесали и обследовали пляжи Лос-Анджелеса и воды у них, чтобы найти хоть какой-то след. Но ничего не нашли.
В это время в Ангельском храме было получено письмо с требованием выкупа в 25 000 долларов. Минни выбросила его вместе с остальной невообразимой почтой, которая теперь приходила потоком. Затем пришло письмо из другого источника с требованием 500 000 долларов, и пресса пришла в неистовство. Поиск Эми стал почти поголовным занятием. Однажды за один день поступило шестнадцать сообщений, что видели Эми в разных местах от одного побережья до другого.
Похищена!
В конце концов, на 20 июня в Ангельском храме была назначена поминальная служба. Но через три дня после службы Эми появилась в Дугласе, штат Аризона, выйдя из пустыни Агуа Приета.
Когда ее расспросили о том, где она была, Эми рассказала, что на пляже после ухода секретарши к ней подошли мужчина и женщина с просьбой помолиться за умирающего ребенка. Она сказала, что женщина плакала, а мужчина держал плащ, чтобы прикрыть ее купальный костюм на тот случай, если она не откажется. Она согласилась помочь этой паре и пошла за ними к машине. Эми объяснила, что в ее служении такое случалось часто, и она не придала этому никакого значения.
Но когда они втроем подошли к машине, Эми заметила, что двигатель работает. Она сказала, что за рулем сидел мужчина и что женщина, представившаяся как мать, села в машину первой. Затем мнимый отец предложил сесть и ей и грубо втолкнул ее в машину. Дальше она помнила только, что кто-то откинул ее голову назад, а женщина прижала ей к лицу пропитанный хлороформом платок.
Проснувшись, Эми обнаружила, что ее держат в какой-то лачуге двое мужчин и женщина. Она рассказывала, что они угрожали ей, отрезали пряди волос и обжигали пальцы сигарами. Она также сказала, что когда ее перевезли в другое место, двое мужчин исчезли, и что ей удалось убежать, когда женщина пошла за покупками. Женщина связала Эми постельным бельем, но Эми удалось разрезать их острым краем консервной банки. Освободившись, Эми вылезла через окно и шла через пустыню четыре часа, пока не подошла к окраине Дугласа в штате Аризона.
Когда она, наконец, добилась сотрудничества полиции и там поверили ее “утверждениям”, Эми позвонила Минни в Лос-Анджелес. Но даже Минни не поверила, пока Эми не напомнила ей в качестве доказательства их общую личную тайну, которую могла знать только она.
Что вы об этом думаете?
После ночи, проведенной в больнице, в Ангельском храме ее встречали примерно пятьдесят тысяч человек. Но ее испытания только начались.
Эми обвиняла и описывала своих похитителей, но их так и не нашли. Когда полиция вместе с ней отправилась в пустыню, чтобы найти там ее следы, нигде не оказалось лачуги, соответствующей ее описанию.
Затем районный прокурор Лос-Анджелеса Аса Кейс обвинил Эми во лжи и начал всячески дискредитировать ее. Ее вроде бы видели на даче Кармил со своим радиопродюсером Кеннетом Ормистоном, и Кейс привел много свидетельств, подтверждающих этот факт.
Что касается возможных похитителей, нет сомнений, что у Эми было много врагов в преступном мире. В районе Лос-Анджелеса гангстеры создали огромную сеть, включавшую проституцию, продажу наркотиков, вымогательства и контрабанду. А Эми обратила к Господу нескольких из их ключевых людей.
Кроме того, Эми часто начинала свои радиопередачи со свидетельств, обращенных о спасении. Но когда эти бывшие преступники передавали по радио свои свидетельства, они не только рассказывали о своем спасении, но и раскрывали преступные дела своих бывших сообщников, многих из них называя по именам.
Эми никогда не меняла свой рассказ о похищении. Фактически только ее рассказ оставался неизменным, Репортеры, детективы и обвинители, раз за разом меняли свою информацию. Даже свидетели, выступавшие против Эми, меняли свои показания. В связи с этим обвинения в нарушении норм общественной морали, препятствии правосудию и тайном сговоре, в конечном счете, отпали.
Вот некоторые интересные факты, связанные с этой историей: районный прокурор Кейс в конце концов оказался в тюрьме Сан-Квентин. Судья Карлос Харди был, в конечном счете, отстранен от должности. Адвокат Эми был впоследствии найден мертвым. Все это наводит на мысль, что банда все-таки существовала.
Разбила ли она нос Минни?
Вернувшись к служению, Эми носила мантию истинного апостольского евангелиста. Она посещала ночные клубы, танцевальные площадки, игральные залы и матчи по боксу, где в перерывах объявляла о своих собраниях. Хозяевам нравилась реклама, а посетители обожали ее.
Эми не боялась мирских грешников и теперь с еще большим рвением стремилась донести до них весть об Иисусе. Ей казалось смешным, что так много христиан устанавливают границы, где Евангелие должно или не должно проповедоваться.
Но во второй половине 1926 года ее преследовали иск за иском, а компаньоны втягивали ее во всякого рода деловые сделки. Когда их планы терпели неудачу, обвинения и неоплаченные чеки всегда падали на Эми. Адвокаты, казалось, только запутывали дело. И теперь, как никогда раньше, Эми отчаянно нуждалась в друге. Она нуждалась в человеке, которому могла бы доверять. Но все, с кем она сближалась, либо предавали ее, либо сгибались под тяжестью критики.
Даже Минни, мать Эми, теперь проявляла нерешительность в своей поддержке дочери. Минни разрывалась между ролью верной матери-помощницы и недоброжелательного надзирателя служения, которого она не понимала. Она всегда была скорой