путешествовавшим с Бренхемом, когда они встретились с Линдсеем. Хотя Линдсей верил в Троицу, они вдвоем сформировали коалицию, которая обеспечила Бренхему успех.
Когда Линдсей понял, что началось беспрецедентное движение Божье, он попросил Бренхема вынести служение за пределы окружения единственников и ввести его в круги Полного Евангелия. Поняв, что Линдсей используется, чтобы привести в исполнение слова, которые ему были сказаны во время ангельского посещения, Бренхем согласился. Линдсей был умелым организатором, то есть обладал качеством, которого недоставало Бренхему. Поэтому Бренхем предоставил Линдсею свободу в организационных делах для распространения одного из величайших служений исцеления в те дни.
Осенью 1947 года Мур и Линдсей провели первую общую евангелизационную кампанию. Эти собрания свели верующих единственников и тринитарианцев вместе на одном большом служении, которое проходило в северо-западных штатах Канады. В своих проповедях Бренхем избегал доктринальных различий, и они пользовались невероятным успехом. Люди, которые посещали служения, “переживали величайший религиозный опыт”. Очень часто на одном только служении рождалось свыше до полуторы тысяч человек. Эрн Бакстер присоединился к команде исцеления в Канаде и писал, что в течение года служений было явлено тридцать пять тысяч исцелений.
Рождение “Голоса исцеления”
Пытаясь придать голос этому посланию исцеления, сотрудники Бренхема придумали новый метод гласности. Они решили создать новое издание, которое будет распространяться не только среди единственников, но и во всех других течениях христианства. Осознав и в этот раз, что это исполнение слова Господа относительно него, Бренхем согласился. Однако Кидман, его редактор, не согласился, поэтому Бренхем отстранил Кидмана и назначил Линдсея и Мура редакторами, а себя издателем. Так его команда создала журнал “Голос Исцеления”.
Сначала был выпущен только один номер журнала с представлением Бренхема. Но спрос оказался настолько велик, что тираж перепечатывался несколько раз. В конце концов, решили издавать журнал ежемесячно.
С этого времени Бренхем поставил себе за правило никогда не обсуждать доктринальные вопросы. Он сказал:
“Богу угодна не какая-то одна церковь. Он открыл, что чистые сердцем увидят Бога”. Бренхем часто добавлял: “Пусть каждый верит так, как он хочет. Эти вещи не имеют большого значения. Будьте братьями, общайтесь друг с другом”.
Бренхем часто говорил, что верующие могут “расходиться на миллион миль в теологических вопросах”, но если они доходят до такого места, где не могут обнять друг друга как братья, то тогда они должны чувствовать себя “отступниками”.
Ранние трудности
В 1948 году служение Бренхема неожиданно прекратилось — он пережил нервный срыв. Он был физически и психически утомлен от перегрузок в служении. Пока Линдсей не стал его менеджером, он молился до ранних утренних часов за людей в исцелительных очередях, полностью истощая себя. Он не умел остановиться. Он очень похудел, и пошли слухи, что Бренхем умирает.
В связи с этим Линдсей, его администратор, сократил время служения Бренхема до часа или меньше по вечерам, и посетителям больше не позволялось приходить к нему в гостиницу. Линдсей расширил служение Бренхема, но мудро удалил из него различные эксцессы и крайности.
Когда у Бренхема произошел нервный срыв, он стал указывать пальцем на тех, кого он обвинял в своей болезни. Он обвинил Линдсея в том, что тот чрезмерно раздул его служение. Затем он известил Линдсея и Мура, что “отныне только они будут нести ответственность за журнал “Голос Исцеления”.
Линдсей был шокирован обвинениями Бренхема. Он только что спланировал для Бренхема широкую кампанию исцеления и почувствовал себя брошенным, когда на него свалился журнал “Голос Исцеления”. Но он продолжал издавать журнал, расширяя тематику статей, рассказывая и о других служениях исцеления. Хотя они продолжали работать вместе, близких отношений у Бренхема и Линдсея больше не было.
В это время стали появляться другие исцеляющие евангелисты. Орел Робертс, который начал служение через год после Бренхема, призвал всех молиться за восстановление Бренхема. Через шесть месяцев Бренхем вдруг вновь появился на сцене, объявив, что он был чудесным образом исцелен. Его возвращение было встречено последователями с великим воодушевлением.
Первую большую кампанию после болезни Бренхем провел в 1950 году. Именно в это время великий исцеляющий евангелист Ф.Ф. Босворт, проводивший служение с 20-х годов, присоединился к команде Бренхема. Только одно собрание посетили свыше восьми тысяч человек.
Именно на нем была сделана самая известная фотография служения Бренхема. Она известна как фото с “ореолом”. Баптистский пастор вызвал Бренхема на диспут об исцелении. Бренхем принял вызов. Баптист нанял фотографа, чтобы запечатлеть событие. Одна из сделанных тогда фотографий запечатлела ореол над головой Бренхема. Линдсей сразу же задокументировал и запротоколировал, что ни негатив, ни сам снимок не подвергались никакой обработке и не ретушировались.
Потрясая народы
В апреле 1950 года Бренхем отправился в Скандинавию, став первым евангелистом “Голоса исцеления”, поехавшим в Европу.
Перед поездкой в Европу у Бренхема было видение маленького мальчика, сбитого машиной и воскресшего из мертвых. Он рассказывал об этом видении по всей Америке.
В Финляндии ехавшая впереди Бренхема машина сбила двух маленьких мальчиков. Компания Бренхема подобрала одного из них и повезла в больницу. Увидев, что пульс и кровообращение остановились, Бренхем склонил колени на полу в машине и помолился о милости Божьей. Мальчик вернулся к жизни и стал плакать. Его выписали из больницы через три дня. На следующий день Бренхем получил видение, что оба мальчика будут жить.
Помощник, путешествовавший с Бренхемом, записал его первое видение на листке бумаги и положил его в бумажник. Рассказывают, что когда все это произошло, помощник вытащил листок бумаги из бумажника и прочитал его Бренхему. Это было точное исполнение того видения, о котором Бренхем рассказывал по всей Америке.
Он также получал много молитвенных просьб из Африки, некоторые из которых приходили с билетом на самолет. Осенью 1951 года Бренхем и его команда служения отправились в Южную Африку. Они проводили собрания в течение всего декабря. Эти служения были самыми большими из всех, которые когда-либо происходили в Африке и которые посещало до пятидесяти тысяч человек, причем тысячам людей не находилось места.
В городе Дурбане проживало более двухсот тысяч человек. В городе задействовали все автобусы, и все же привезти всех желающих на служения Бренхема оказалось невозможным. Результаты были настолько невероятными, что была написана целая книга под названием “Визит Пророка в Южную Африку”.
Как он действовал?
Личность Бренхема была притягивающей. Он не был харизматической или яркой индивидуальностью, но запоминался смирением и кротостью. Он часто извинялся за недостаток образования и культурных способностей. Бренхем не умел хорошо выступать перед публикой. Он обычно говорил тихим, запинающимся голосом. Обычно Бренхем предоставлял проповедовать Босворту и другим, а затем проводил служение божественного исцеления.
Все в его служении было связано со сверхъестественным. Он отвергал любого человека, которым двигал только интеллект, и не позволял ему выходить вместе с ним на сцену. Вся его команда служения ставила целью создание такой атмосферы, в которой могло происходить божественное исцеление. Бакстер и Босворт проповедовали на утренних и вечерних служениях. Бакстер проповедовал в своей роли евангелиста, в то время как Босворт давал особые инструкции для получения и сохранения исцеления. Линдсей, координатор служения, делал призыв к алтарю. Хотя Бренхем считал своей основной задачей молиться за больных, он всегда выступал на вечерних служениях.
Поскольку расписание Бренхема было очень плотным, его служения ограничивались несколькими вечерами в каждом городе. Чтобы справиться с потоком людей, Линдсей составил и издал маленькую брошюру “Божественное исцеление на служениях Бренхема”, которая широко распространялась в городе перед приездом туда его команды. В отличие от других исцеляющих евангелистов до него, Бренхем не мог проводить недели, наставляя людей, прежде чем молиться за них. Брошюра служила как инструмент для обучения тех, кто искал исцеления. В результате люди приходили готовыми, и Бренхем мог молиться за них в первый же вечер своих служений.
Бренхем избегал личных интервью перед вечерними служениями. В большинстве случаев он проводил три дня в молитве и постился перед каждой кампанией.
Бренхем не молился за людей, пока не чувствовал, что его ангел стоит по правую сторону от него.
“Без этого осознания, — говорит Босворт, — он казался полностью беспомощным. Но осознав присутствие ангела, он как будто прорывался через завесу плоти в мир Духа, чтобы двигаться дальше и дальше в области невидимого”.
Несколько свидетелей говорили, что видели ангела, стоящего рядом с Бренхемом. Однако большинство тех, кто замечал присутствие, описывали его как “небесный свет”. Босворт писал, что в 1951 году на кампании в Южной Африке свет был виден над головами людей, вера которых достигала необходимого уровня. Находясь под помазанием, Бренхем мог распознавать этот свет.
Когда Бренхем молился за людей в молитвенной очереди, он выстраивал их справа от себя. Таким образом, он чувствовал, что они получают двойную порцию силы, проходя через ангела и Бренхема. Команда Бренхема использовала популярные “молитвенные карточки”, когда каждому человеку выдавалась карточка с номером на ней, и номера наугад назывались во время служения. Бренхем также молился над платками, которые затем относились больным (см. Деян, 19:12).
Его учение в ранние дни
Бренхем верил, что исцеление — результат работы на Голгофе. Он также верил, что все болезни и грех вызываются сатаной. “То, что доктора называют “раком”, Бог называет дьяволом”, — проповедовал Бренхем.
Бренхем проводил также сильное служение освобождения. Под грехом и болезнями он подразумевал безумие, вспышки раздражения, неверие и похотливые привычки, считая это работой бесов. Бренхем не верил, что освобождение исцеляет человека, он верил, что это открывает путь для исцеления.
Прежде чем изгонять бесов на служении, Бренхем обычно говорил скептикам, что не несет ответственности за то, что “произведет с ними злая судьба”.
Человек, желающий исцеления, должен был сделать две вещи: 1) поверить и признать, что Иисус умер за его исцеление, и 2) поверить, что Бренхем — Божий пророк, посланный исцелять.
Бренхем верил, что вера — шестое чувство. Для него вера заключалась в признании Божьего откровения. Люди теряют исцеление, когда прекращают верить в то, что было открыто им. “Вера убивает ее [болезнь], а неверие воскрешает ее”, — рассуждал Бренхем. Человеку не нужно было быть христианином, чтобы получить исцеление, но чтобы сохранить исцеление, ему нужно стать христианином, говорил Бренхем. Бренхем поддерживал врачей, но в то же время считал, что их работа ограничена. Он полагал, что “медицина просто держит тело в чистоте, в то время как Бог совершает исцеление”. Бренхем утверждал:
“Медицина не исцелила еще ни одну болезнь”. Говорят, что Бренхем приходил в ярость, когда кто-то называл божественное исцеление фанатизмом. Он отвечал на это так: “Медицину не называют фанатизмом, если человек умирает из-за неправильного лечения”.
Бренхем считал также недопустимым материальное благополучие христиан, особенно служителей. Он часто говорил, что от доходов своего служения мог бы стать миллионером, но решительно отказывается от богатства.