Пошёл… Ушёл!
Через два воскресенья он отказался от своего пасторства, Он оставил бы его в первый же вечер после возвращения, но жена попросила его подождать и убедиться наверняка, что он делает правильный шаг.
Пасторы со всей страны фазу же стали звать его, приглашая как евангелиста, и меньше чем через месяц новый пастор занял место за кафедрой. Аллены сохранили церковь Корпус Кристи как свою домашнюю базу и путешествовали оттуда.
Они перенесли все свои вещи в дом на колесах, и меньше чем через три месяца после “срыва” А.А. Аллен начал исполнение своего призвания.
Аллен стал изучать список тринадцати требований, которые Господь дал ему одиннадцать лет назад. Он не мог поверить, что потерял столько времени. Одиннадцать лет! Изучая список, он заметил, что пункты двенадцать и тринадцать не выполнены в его жизни, но что через все остальные он уже прошел. В конце концов с великой решимостью он смог выполнить и последние два. После этого через его служение стали происходить замечательные чудеса.
В мае 1950 года Аллен послал свой первый отчет в журнал “Голос Исцеления” — результаты большой кампании в Окленде, Калифорния. О служениях он писал:
“Многие говорят, что это величайшее пробуждение в истории Окленда… Вечер за вечером волны божественной славы проносятся над собранием, многие свидетельствуют, что получили исцеление, сидя на своих местах”.
В 1951 году Аллен начал новое дело. Он решил приобрести палатку и объявить себя “исцеляющим” проповедником пробуждения. Он узнал, что продается радиофицированная палатка со светом, сиденьями и сценой всего за 8500 долларов.
Но у него было только 1500 долларов, поэтому он связался с владельцем и предложил предоплату в 1500 долларов. Владелец сказал ему, что другой проповедник только что позвонил и сказал ему, что заплатит полную цену, но он молился об этом деле и позвонил владельцу на следующий день.
На следующий день, когда Аллен позвонил владельцу, он не удивился, что владелец решил отдать ему палатку за 1500 долларов предоплаты. Остальная часть должна была выплачиваться в рассрочку по 100 долларов по мере возможности. Так Аллен приобрел палатку.
4 июля 1951 года палатка пробуждения А.А. Аллена была установлена для первого служения в Иакима, Вашингтон.
Наконец-то радио!
В ноябре 1953 года мечта Аллена наконец исполнилась — он начал вести общенациональную передачу “Час Пробуждения Аллена” по девяти обычным радиостанциям и двум сверхмощным.
К 1955 году Аллен выступал уже по семнадцати латиноамериканским станциям и восемнадцати американским20. Вскоре ему пришлось открыть постоянный офис, чтобы обрабатывать приходящий к нему поток почты. Он стал проводить ежегодные служения на Кубе и в Мексике. Многие отвечали на призыв к алтарю, отрекаясь от волшебства и разрушая своих идолов на сцене. Эти пробуждения продолжались с 1955 по 1959 гг., пока Кастро не пришел к власти.
Аллен, казалось, не обращал внимания на нападки и давление. Его описывали как низкого “мордастого” мужчину, Его лицо принимало сердитое выражение, когда он кричал, но в следующий момент он мог перейти на шепот. Он был проповедником “старых времен”, топал ногами, хохотал, громко рыдал, кричал “Слава Богу!”, сопровождая это неистовыми, драматичными танцами. Иногда он прыгал, ударяя в бубен, и во время его служений вы могли видеть, как кто-нибудь толкает инвалидную коляску вдоль прохода, “дергаясь” с ней напротив сцены, а другие в это время танцуют.
Аллен никогда не следовал изменчивой моде, но он чувствовал, что должен проповедовать именно так. Он не подбирал слов, когда проповедовал, и, казалось, всегда обращал препятствия в свою пользу. Он говорил то, что думал, и это люди хотели услышать.
В 1955 году посыпались обвинения, каждое следующее серьезней предыдущего, и все они сильно повлияли на Аллена.
Обвинение в пьянстве, казалось, всегда преследовало его служение. Верили ли люди этим обвинениям или нет, зависело от того, кого они слушали, его врагов или его друзей. Некоторые так и не смогли поверить, что он преодолел увлечение алкоголем, столь свойственное его молодости.
Но самый большой кризис произошел осенью 1955 года, когда на служении в Ноксвилле, штат Теннесси, Аллена арестовали за управление машиной в нетрезвом виде. Но судебного разбирательства не было, потому что Аллен не явился на суд. Он уплатил штраф в 1000 долларов и покинул штат.
Весь инцидент выглядит довольно туманным. Аллен утверждал, что средства информации в Ноксвилле были известны своими обвинениями в адрес евангелистов, и он даже говорил, что ему был показан список проповедников, которые заплатили газете, чтобы оклеветать его. По словам одного из близких помощников, Аллен сказал друзьям, что его похитили и избили до бессознательного состояния. Когда Аллен пришел в себя, рассказывает один из его друзей, он увидел себя в прокуренной комнате, и кто-то вливал ему в рот алкоголь. Однако уже распространилась молва, что Аллен признался в проступке перед известными служителями в Ноксвилле.
Уйти? Ни за что!
В 1956 году, узнав об обвинениях и противоречивых заявлениях, Ральф М. Риггз, суперинтендант Генерального совета Ассамблеи Божьей, послал Аллену письмо с просьбой отказаться от публичных служений вплоть до выяснения обстоятельств. Аллен чувствовал, что это требование выполнить невозможно, он чувствовал также, что его организация оставила его в тот момент, когда он более всего нуждался в помощи, чтобы спасти ее репутацию. Он послал Риггзу сухое письмо, напомнив, что он служил вместе с ним “восемнадцать лет без единого сомнения в отношении моей честности”, и затем отказался от статуса служителя Ассамблеи Божьей, заявив, что от этого не будет “больших потерь”. Он писал Риггзу, что “отказ от публичного служения в это время будет выглядеть, как признание вины”.
Обвинения вызвали также большие проблемы в ассоциации “Голос Исцеления”. Хотя Лекси уверяла лидеров “Голоса Исцеления”, что обвинения не были правдивыми, Гордон Линдсей полагал, что принадлежность к этой группе подразумевает неукоснительные нормы этики, поэтому Аллена из нее исключили.
Дочь Аллена считала, что “Голос Исцеления” по сути, был организацией евангелистов Ассамблеи Божьей, пытающейся “насколько возможно работать в рамках Ассамблеи”. Если сложности возникали внутри самой деноминации, то это отражалось и на работе служителя в “Голосе Исцеления”.
Говорит Р.У. Шамбах
Один из самых крупных служителей-евангелистов в нашем поколении — Р.У. Шамбах из Тайлера, штат Техас. Когда Шамбах только начинал служение, он присоединился к команде пробуждения Аллена и вскоре стал его правой рукой. Будучи человеком честным и с сильным характером, он знает, что означает оплатить цену пробуждения.
Недавно Шамбах и я были в одном и том же городе, на одном и том же служении, и я поделился с ним своими взглядами о том, как важно сохранять исторические факты для грядущих поколений.
Он согласился поделиться со мной своим пониманием истории А.А. Аллена и в ходе нашего разговора рассказал о некоторых очень интересных вещах. Шамбах сказал мне, что он присоединился к команде пробуждения А.А. Аллена за день до инцидента в Ноксвилле. Затем он сделал поразительное утверждение, противоречащее всем написанным рассказам об этой истории с А.А. Алленом.
Шамбах сказал, что Аллен не был пьян. “Я знаю это, — сказал он, — потому что я был с ним в машине!” Он сказал, что весь инцидент был заговором с целью разрушить служение Аллена, и после волнений, пережитых в Ноксвилле, он видел сильнейшие нападки, которым подвергался Аллен. Именно тогда Аллен начал учиться тому, что означает платить цену за пробуждение. Невзирая на все обвинения, направленные против Аллена, Шамбах знал, что он был невиновен, потому что был с ним все это время. Поэтому Шамбах оставался верен Аллену в его служении. Шесть лет Шамбах был его помощником, ездил с евангелистом на каждую кампанию.
“Он был человек Божий, — вспоминает Шамбах. — Я был с ним все время, как рука в перчатке. Когда нам приходилось ездить вместе, я даже спал в одной комнате с ним, Он никогда ничего не делал вопреки Слову, Он был человеком молитвы и человеком чудес. Именно таким я знаю его”.
Шамбах также рассказывает об Аллене как об очень “чувствительном человеке”, доступном для людей во всякое время. “В нем не было никакой зависти, — улыбался Шамбах. — Когда я начинал что-то делать, он кричал: “Вперед, Шамбах, у тебя получается!” Затем он садился и позволял проповедовать мне, независимо от того, где мы были”.
Одежду и индивидуальность Аллена Шамбах с юмором определил как “нечто среднее между Джеймсом Кэгни и Спайком Джонсом”.
Когда Шамбах и я вышли из нашей гостиницы, чтобы продолжить беседу, мы заметили на стоянке пожарную машину.
“Это напоминает мне еще одну историю, Робертс”.
Шамбах рассказал, что палатка в Лос-Анджелесе действительно загорелась. Пожарные машины ездили взад и вперед по улице, пытаясь найти пожар, и так и не нашли его. Они видели дым, поэтому знали, что где-то пожар. Наконец машины направились в сторону палатки, но когда они прибыли туда, огня уже не было.
“Бог хотел, чтобы все знали, что мы находимся в городе, — улыбнулся он. — Поэтому Он поместил Свой святой огонь на вершину палатки, просто для того, чтобы народ знал, что мы там”.
А как насчет “чудесного масла”, которое появлялось на ладонях людей?
“Это тоже было. И даже у меня на руках”, — ответил Шамбах.
В Лос-Анджелесе на одном из служений Аллена “каждый получил масло на свои руки, кроме Аллена, — улыбаясь, сказал Шамбах, — Я верю, что Бог позволил этому произойти, просто чтобы доказать, что это было правдой, а не выдумкой“26.
Шамбах оставил А.А. Аллена, чтобы начать свое собственное служение в 1961 году, Но Шамбах оставался верным рядом с Алленом до конца его жизни. Если кто-то и проводит служение, подобное служению А.А. Аллена, так это великий евангелист Р.У. Шамбах.
Итак, Аллен вернул свою лицензию Ассамблее Божьей, порвал связь с ассоциацией “Голос Исцеления” и стал независимым евангелистом. Многие говорили, что это подходит ему больше, и исторические книги говорят о том же самом.
Большинство евангелистов хорошо работают независимо, пока они остаются в согласии с теми, кто понимает их призвание, и могут доносить Писание до их жизни. Они могут называть какую-то церковь своим “домом”, но эта поместная церковь должна давать им свободу следовать их личному призванию. Им бывает трудно добиться одобрения со стороны организации, потому что они не такие. Евангелисты пробуждения быстрее, драматичней, выразительней, у них сила быка. Если пастор понимает призвание евангелиста, то они хорошо могут работать вместе, но если пастор пытается контролировать евангелиста, чтобы он вмещался в рамки местной церкви, то возникают трудности.
В 1956 году наступило время изменения служений. Но Аллен нашел путь для продвижения вперед, в то время как многие отступали назад. Он очень хорошо умел решать финансовые дела, и