школами по всему миру.
Любовь Марии к различным культурам вызывала также расовые гонения. Она любила негритянские и индейские общины Америки, она любила просто людей. Она много раз проповедовала в черных церквах, помогая их проповедникам и поддерживая их пробуждение. Она посещала индейские резервации, останавливаясь там неделями на свои собственные средства. Представители всех общественных слоев были желанными гостями в ее доме — богатые и бедные одинаково. Сестра Эттер любила их всех.
“Никакого циркового представления”
Нет таких книг, которые могли бы описать все деяния, которые произошли на служениях Марии Вудворт-Эттер. Она была смиренной духовной крепостью, которая выглядела “точно как ваша бабушка, но имела невероятную духовную власть над грехом, болезнями и бесами”. Сестра Эттер не могла ответить на все приглашения для служения, которые она получала, И те, которые она все же принимала, имели общенациональное и долгосрочное воздействие.
Одно из таких служений было организовано молодым пастором Ф.Ф. Босвортом в Далласе, штат Техас. Его описания этого потрясающего служения, которое длилось с июля по декабрь, потрясли мир. В результате этого Даллас стал центром пятидесятнического пробуждения.
Однажды вечером три очень уважаемых служителя зашли на собрание. Поскольку в зале уже не было мест, им предоставили места на сцене. “Уважаемые гости” довольно неохотно заняли места. Служение продолжалось с такой же силой Божьей, как обычно. Затем внезапно один из чопорных проповедников свалился со стула и упал в опилки, без движения. Двое других, казалось, не обращали внимания на своего друга, лежащего на земле. Но всего через несколько минут второй служитель присоединился к первому, беспомощно упав в опилки. Затем третий упал на сцену и тоже оставался недвижимым. Все трое лежали под силой Божьей больше трех часов. Затем, в конце концов, один за другим они поднялись, отряхнулись и с изумлением пошли к выходу.
Тысячи людей приехали в Даллас, некоторые из них проделали более двух тысяч миль, привезя с собой больных и страждущих для исцеления. У одного мужчины было три сломанных ребра. Он с трудом мог стоять из-за боли. Сестра Эттер возложила на него руки и предложила молитву веры, и кости сразу же встали на свои места. Сначала, когда она прикоснулась к нему, он колебался, но кончилось тем, что он бил себя по ребрам, поняв, что боль и опухоли ушли. Другого человека, больного туберкулезом, принесли на раскладушке. Его состояние было безнадежным, еще у него был свищ и открытая язва на теле. Но когда Мария помолилась, сила Божья снизошла на этого человека. Он вскочил со своей раскладушки и стал бегать взад и вперед перед толпой. Затем он поехал домой вместе с Другими, и с этого дня стал набирать в весе по два килограмма в день.
У другого человека рак съел одну сторону лица и шеи. Раковая опухоль была настолько болезненной, что его пришлось увести с первого собрания. Но когда сестра Эттер возложила на него руки и помолилась, сила Божья сошла на него, Боль и жар сразу исчезли. Он обрел способность поворачивать голову в разные стороны, затем он поднялся на сцену и стал проповедовать для людей.
Однажды вечером трое глухонемых, не знающих друг друга, встали перед алтарем, плача, обнимаясь потому что Бог открыл их уши и дал им способность говорить. Многие другие смотрели и плакали, пробираясь к алтарю, чтобы познать Бога и спастись. Один из трех прежде глухонемых начал свидетельствовать:
“Когда сестра Эттер положила свой палец мне в рот, на мой язык, а затем в мои уши, приказав “глухому и немому” духу выйти, Бог сразу открыл мои уши и дал мне голос”.
У одной женщины было сразу две болезни, рак и туберкулез. Она напоминала живой скелет, Все лучшие врачи Далласа потеряли всякую надежду на исцеление. Ее принесли на раскладушке, и многие думали, что она умрет раньше, чем сестра Эттер дойдет до нее. Когда за нее помолились, она сразу же исцелилась и вскочила на ноги с криками радости. Затем она приходила на служения каждый вечер и сидела с другими. Хотя она оставалась очень худой, все, кто знал ее, говорили, что она набирает вес с каждым днем.
Великий исцеляющий евангелист и пастор Ф.Ф. Босворт писал о служениях в Далласе:
“Вечер за вечером, как только раздавался призыв, все доступное пространство вокруг алтаря длинной в пятьдесят футов наполнялось столь многими страдающими от болезней и ищущими спасения и крещения Святым Духом, что было трудно пройти между ищущими”.
На каждом служении, которое она проводила, демонстрировалась сила Духа как никогда раньше в нашем поколении. Один репортер из Индианы писал: “Транспортные средства всякого рода наполняли город с самого раннего часа… никакое цирковое представление или политическое шоу не привлекали столь большую толпу когда-либо раньше”. Другой писал, что впервые штат Айова видел религиозное собрание, организованное как “хорошее шоу”. Он писал, что люди, пришедшие на спектакль в оперный театр, пошли затем посмотреть, что происходит на служении, где собрались толпы людей.
Авторитетный христианский бизнесмен из Лос-Анджелеса Р. Скотт посетил Даллас во время этих служений. Он и его жена были крещены Духом Святым на собрании на Азуза-стрит. Но к этому времени большая часть пробужденцев с Азуза-стрит разъехались. Скотт искал возможность вернуть объединенную, сверхъестественную работу в Лос-Анджелес. Он услышал о чудесных исцелениях и пришел посмотреть, так ли это и соответствует ли учение Марии его собственному. Окрыленный тем, что он увидел, он решил попросить Марию приехать в Лос-Анджелес и провести там задуманное им “фантастическое собрание”. Он чувствовал, что она имеет силу, в которой нуждается Лос-Анджелес. Итак, сестра Эттер согласилась приехать.
Как и следовало ожидать, тысячи людей устремились в Лос-Анджелес на служения. Собрания проходили весь день и большую часть вечера, и тысячи приезжали со всех краев Северной Америки. Были разбиты палатки, в которых жили приехавшие. Там было так много палаток, что образованные ими палаточные “улицы” получили названия: “авеню благодарения”, “переулок Атлилуйя” и “улица славы”. Так легче можно было найти какую-то палатку.
Хотя результаты служений были феноменальными, это всемирное служение 1913 года в Лос-Анджелесе (встреча Азуза и Аройо Секо) стало также известным тем, что внесло раскол в раннее пятидесятническое движение. Споры там велись по вопросам: “Только Иисус”, “Единобожие” и “Новый подход”. Основоположником этой доктрины был Джон Шепп, человек, который провел ночь в молитве во время служений. Шепп верил, что увидел нечто новое в имени Иисуса и бегал по лагерю, делясь этим с другими. В результате люди с западного побережья стали креститься только во “Имя Иисуса”, и им было сказано, что крещенным во имя Троицы нужно перекрещиваться. Это учение разделило пятидесятническое движение. “Фантастическое служение” Скотта имело целью принести единство в тело Христа. На деле же оно произвело один из наибольших расколов, известных в этом поколении.
Вскоре пятидесятническое движение разбилось на несколько других групп, которые основывались на различных доктринах. Сестра Эттер делала все, что могла, чтобы не вмешиваться в эти вопросы. Она верила, что главным было предупреждать грешников, что Иисус скоро грядет через проповедь Его Слова со знамениями и чудесами. Лучше всего она выразила это в проповеди под названием: “Не пренебрегай дарами, которые есть в тебе”. В этом послании она сказала:
“Его посланники должны прекратить все споры, все “разделяющие” теории следует отбросить; бесконечные разговоры с переливанием из пустого в порожнее о завершенной работе или об освящении, которые разделяют святых, следует отбросить. Павел сказал, что проповедь должна быть с демонстрацией Духа и силы… Пусть Слово идет в явлении и силе, чтобы люди могли видеть, что Бог предлагает им”.
Вскоре Сестра Эттер стала придерживаться на проповеди такой позиции, что вообще не говорила ни о каких “разделяющих” вопросах. Несколькими годами позже она назвала “Единобожие” “величайшим заблуждением, которое изобрел дьявол”.
Зарядила нас всех
Вполне понятно, что по поводу служений в Лос-Анджелесе сестра Эттер испытывала смешанные чувства. Она была объявлена основным проповедником, и тысячи людей приехали из различных частей Америки, чтобы побывать на ее служениях. Но из-за политических разногласий служители-мужчины взяли все под свой контроль, и сестра Эттер была вынуждена служить только по утрам. Мужчины взяли послеобеденные и вечерние служения, в основном, чтобы распространять новое учение “Единобожия”. Ее заставляли урезать свои служения, чтобы следующий проповедник мог начать вовремя. И, несмотря на все это, сотни людей чудесным образом исцелялись. Рассказывают, что когда ее время по расписанию подходило к концу, сестра Эттер просто поднимала свои руки к небу, и в этот момент многие получали исцеление. Маленький мальчик вспоминает: “Она подняла свои маленькие руки, и сила Духа Святого зарядила нас всех”.
Инвалиды вставали со своих постелей, глухие начинали слышать, слепые прозревали, артриты исцелялись, язвы пропадали, водянка исчезала. Короче, всякая болезнь или немощь, которая появлялась на служении сестры Эттер, склоняла колени перед Иисусом Христом и уничтожалась огнем Святого Духа, И все это происходило, несмотря на доктринальные расхождения.
Элизабет Уотерс вспоминает об этих служениях:
“Я помню, словно это было вчера, как мы с подругой везли мою маму на инвалидной коляске около шести или семи длинных кварталов… Двое высоких мужчин подняли и поднесли коляску к круглой сцене, которая уже была окружена инвалидными колясками. Там было так жарко, что моя мама попросила отвезти ее домой, но я настояла, чтобы она осталась. Слава Господу, ее заметили и подняли на сцену, где эта прекрасная маленькая леди, которую я никогда не забуду, стала что-то говорить моей маме. Я видела, как она отвечала, кивая головой, и затем она [сестра Эттер] ударила ее по груди (удар мне показался довольно сильным). Ее как будто пронизал разряд молнии, она вскочила на ноги и стала бегать вокруг, прыгая от радости. Все вокруг завизжали и закричали, я сомневаюсь, что раньше видела что-нибудь подобное. Кроме этого, было много других чудес. Нам пришлось, чуть ли не привязать нашу маму к коляске на пути домой. Она хотела ходить, но была слаба, поскольку была прикована к постели два года. Когда мы прибыли домой, бабушка и соседи ждали нас. Моя мама вышла из инвалидной коляски и пошла наверх по ступеням. Они все заплакали и закричали. С этого дня моя мама была полностью исцелена, здорова, полна сил и любила Господа.
Благодаря служениям в Далласе и Лос-Анджелесе сестра Эттер осталась ведущим евангелистом до конца своей жизни. И хотя она любила кочевой образ жизни, у Бога был для нее еще один план. Он еще не закончил писать страницы истории.
Рассказы о скинии
После сорока пяти лет служения и многих тысяч проповедей от одного побережья до другого Бог сказал Марии построить скинию в